Федеральный закон «Об исполнительном производстве»

Федеральный закон «Об исполнительном производстве» (от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ) внес существенные коррективы в процедуру принудительного исполнения.

Налоговые органы при исполнении своих полномочий часто сталкиваются с проблемой эффективности исполнения судебных решений по взысканию с физических лиц неуплаченных налогов, пеней и штрафных санкций, предусмотренных налоговым законодательством. Судебные приставы-исполнители по исполнительным документам, в которых взыскателем являлся налоговый орган, не применяли меры ограничения в отношении должников-физических лиц, в части установления подобных ограничений по выезду из Российской Федерации. Указанная мера достаточно эффективна, так как значительная часть российских граждан пересекает границу России для выезда в курортные зоны.
Порядок ограничения права гражданина Российской Федерации на выезд из Российской Федерации определены ст. 15 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» ( № 114-ФЗ от 15.08.1996, (в ред. Федеральных законов от 18.07.1998 № 110-ФЗ, от 24.06.1999 № 118-ФЗ, от 10.01.2003 № 7-ФЗ, от 30.06.2003 № 86-ФЗ, от 29.06.2004 № 58-ФЗ, от 15.06.2006 № 89-ФЗ, от 18.07.2006 № 121-ФЗ, от 30.12.2006 № 266-ФЗ, от 10.01.2007 № 4-ФЗ, от 01.12.2007 № 310-ФЗ, от 04.12.2007 № 327-ФЗ, с изменениями, внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 15.01.1998 № 2-П). Так, право гражданина Российской Федерации на выезд из Российской Федерации может быть временно ограничено в случаях, если он:
1) при допуске к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям, отнесенным к государственной тайне в соответствии с законом Российской Федерации о государственной тайне, заключил трудовой договор (контракт), предполагающий временное ограничение права на выезд из Российской Федерации, при условии, что срок ограничения не может превышать пять лет со дня последнего ознакомления лица со сведениями особой важности или совершенно секретными сведениями, - до истечения срока ограничения, установленного трудовым договором (контрактом) или в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В случае, если имеется заключение Межведомственной комиссии по защите государственной тайны о том, что сведения особой важности или совершенно секретные сведения, в которых гражданин был осведомлен на день подачи заявления о выезде из Российской Федерации, сохраняют соответствующую степень секретности, то указанный в трудовом договоре (контракте) срок ограничения права на выезд из Российской Федерации может быть продлен Межведомственной комиссией, образуемой в порядке, установленном для создания межведомственных координационных и совещательных органов, образуемых федеральными органами исполнительной власти. При этом срок ограничения права на выезд не должен превышать в общей сложности десять лет, включая срок ограничения, установленный трудовым договором (контрактом), со дня последнего ознакомления лица со сведениями особой важности или совершенно секретными сведениями;
2) в соответствии с законодательством Российской Федерации призван на военную службу или направлен на альтернативную гражданскую службу, - до окончания военной службы или альтернативной гражданской службы;
3) задержан по подозрению в совершении преступления либо привлечен в качестве обвиняемого, - до вынесения решения по делу или вступления в законную силу приговора суда;
4) осужден за совершение преступления, - до отбытия (исполнения) наказания или до освобождения от наказания;
5) уклоняется от исполнения обязательств, наложенных на него судом, - до исполнения обязательств либо до достижения согласия сторонами;
6) сообщил о себе заведомо ложные сведения при оформлении документов для выезда из Российской Федерации, - до решения вопроса в срок не более одного месяца органом, оформляющим такие документы.
В соответствии с ст. 16 указанного Закона во всех случаях временного ограничения права на выезд из Российской Федерации, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, или его территориальный орган выдает гражданину Российской Федерации уведомление, в котором указываются основание и срок ограничения, дата и регистрационный номер решения об ограничении, полное наименование и юридический адрес организации, принявшей на себя ответственность за ограничение права данного гражданина на выезд из Российской Федерации.
Однако, прямого указания на применение подобных ограничений Федеральный закон «Об исполнительном производстве» (от 21 июля 1997 года № 119-ФЗ) не содержал, что позволяло судебным приставам-исполнителям самостоятельно определять целесообразность применения подобной меры, направленной на принудительное исполнение требований исполнительных документов.

С 01.02.2008 года вступает в действие новый Федеральный закон «Об исполнительном производстве» (от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ), который не только значительно расширил полномочия службы судебных приставов, но и внес существенные коррективы в процедуру принудительного исполнения. Так, в отличие от ранее действующей ст. 9 Федерального закона «Об исполнительном производстве», ст. 30 нового Закона содержит более подробный порядок возбуждения исполнительного производства. Кроме того, в п. 2 ст. 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве» указано, что в заявлении о возбуждении исполнительного производства может содержаться ходатайство о наложении ареста на имущество должника в целях обеспечения исполнения содержащихся в исполнительном документе требований об имущественных взысканиях, а также об установлении для должника ограничений, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Так ст. 67 указанного Федерального закона определено, что при неисполнении должником в установленный срок без уважительных причин требований, содержащихся в исполнительном документе, выданном на основании судебного акта или являющемся судебным актом, судебный пристав-исполнитель вправе по заявлению взыскателя или собственной инициативе вынести постановление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации.
Судебный пристав-исполнитель вправе также вынести постановление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации по заявлению взыскателя в случае, предусмотренном частью 2 статьи 30 данного Федерального закона, если предъявленный взыскателем к исполнению исполнительный документ выдан на основании судебного акта или является судебным актом.
Постановление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации утверждается старшим судебным приставом. Копии указанного постановления направляются должнику, в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и в пограничные органы.
Если исполнительный документ не является судебным актом и выдан не на основании судебного акта, то взыскатель или судебный пристав-исполнитель вправе обратиться в суд с заявлением об установлении для должника временного ограничения на выезд из Российской Федерации.

В ранее действующем Федеральном законе «Об исполнительном производстве» и Федеральном законе «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» не содержалось норм, позволяющих временно ограничить выезд должника из Российской Федерации по исполнительным документам, вынесенным не на основании судебных актов. Таким образом, изменения, внесенные в законодательство об исполнительном производстве, начало действий которых с 01.02.2008 года, расширили перечень мер понуждения, направленных на повышение эффективности исполнения должниками не только судебных решений, но и актов иных уполномоченных органов.

Начальник юридического отдела                                                               

 

Начать дискуссию