Интервью

Интервью Руководителя УФНС России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре

"Сбор налогов - дело живое…или как работать, не повторяя ошибок" интервью Руководителя УФНС России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре Владимира Кравченко корреспонденту газеты "Новости Югры"

Сбор налогов - дело живое… или как работать, не повторяя ошибок

В первый месяц нового года полезно подводить итоги работы прошлых двенадцати месяцев и в каждой отдельно взятой семье, и на предприятии,  и, тем более, на службе, призванной считать деньги в общественном кошельке.  За счёт чего, и каких результатов удалось достичь, от чего следует избавиться, чтобы не повторять ошибок прошлого года? Об этом сегодня говорит в своём интервью нашему корреспонденту руководитель Управления Федеральной налоговой службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре Владимир КРАВЧЕНКО.

- Итак, от чего нужно избавиться в нынешнем году?

- Ну, сбор налогов дело живое, что-то приходит новое, от чего-то надо избавляться, так было, так будет всегда. Основная задача нашего управления – контроль и надзор  за соблюдением налогового законодательства.

Очень часто общество поддаётся магии больших чисел, когда по этому признаку идёт и оценка работы учреждения. Например, ранее считалось, что чем «круглее» цифра, тем лучше работает учреждение. И в погоне за этой величиной порой теряется качество работы. Об этом не так давно напомнил президент РФ, назвав слишком большое количество проверок налоговым террором.   В прошедшем году в нашем управлении  количество плановых налоговых проверок снизилось на 30 процентов. Если в позапрошлом году мы провели полторы тысячи   таких проверок, то прошедшем около 1100... И убедились – пользу приносит  не количество проверок, а их качество. Результат действительно оказался впечатляющим. После этих проверок существенно, почти на 50 процентов  выросли доначисления, чего, собственно говоря, и ожидало от нас правительство и президент. То есть, эффективность каждого  мероприятия повысилась почти в два раза. Если в 2006 году каждая проверка  в среднем принесла 1 миллион 700 тысяч рублей, то в прошлом году - около двух с половиной миллионов.

- И сколько денег принёс наш округ государству в прошедшем году?

- Вот цифры, которыми мы на сегодняшний день располагаем – за 11 месяцев прошлого года предприятия, расположенные на территории округа, перечислили во все уровни бюджета  более 900 миллиардов рублей, то есть 95 процентов к сборам прошлого года. Динамика поступления налогов, по сравнению с позапрошлым годом положительная, за исключением налога на прибыль.

Что касается налогоплательщиков, которых администрирует наше управление, то динамика, как и в прошлом году положительная – 108 процентов, в том числе налог на прибыль – 130 процентов, на доходы физических лиц – 124 процента, на имущество организаций – 123 процента. Рост поступлений налогов в местные бюджеты примерно на 50 процентов.  Уже за 10 месяцев многие муниципальные образования выполнили план по доходам.

- Вы сказали о том, что управление призвано  вести контроль и надзор  за соблюдением налогового законодательства. Но, наверное, есть и нарушители?

- Есть, конечно. Но это в меньшей мере касается производственной или бюджетной сферы. А вот индустрия развлечений  головную боль доставляет.

Вот как обстоят дела  с игорным бизнесом. С 1 января вступает в действие закон округа,  который прекращает действия юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, организаторов игорных заведений. Практически 95 процентов этих юридических лиц, занимающихся этим бизнесом, зарегистрированы в других субъектах Федерации, вне территории  округа. Получается - для того, чтобы что-то предпринять в Югре, нам нужно решение налоговых органов того субъекта РФ, где зарегистрировано юридическое лицо – Москвы, Екатеринбурга, Казани, Ярославля... Для того чтобы прекратить деятельность игорных заведений  нужно следовать  довольно трудоёмкой процедуре - составить акты по итогам проверок, отправить эти документы по месту регистрации юридического лица. После получения решения по поводу работы этих заведений, необходимо обращаться в суд по месту регистрации этого юридического лица.

Это причина того, что мы полгода проверяем, но не можем закрыть эти заведения. В итоге же - отдельно стоящие залы игорных автоматов исчезают, зато в казино число «одноруких бандитов» растёт. По сравнению с 1 июля число игровых автоматов даже увеличилось. Что же касается подпольных казино, а такие, говорят, уже появились, то,  в общем-то, эта не только наша сфера действия, здесь мы должны работать совместно с органами внутренних дел.

- Среди достижений прошлого года можно назвать и борьбу с «серыми схемами» выдачи зарплаты. Помнится, в Октябрьском районе молодые семьи при хороших заработках не могли оформить ипотеку... По документам с места работы  доходы этих людей были незначительными...

- И не только в Октябрьском, эта беда многих городов и районов нашего округа. Но борьба с такими схемами началась несколько раньше. Второй год в нашем управлении в каждой инспекции действуют специальные комиссии. Они работают по двум направлениям – легализация заработной платы и работа с убыточными предприятиями.  Результаты этой работы как в целом по России, так и в нашем управлении можно оценить, как очень серьёзные.

В прошлом году в округе было выбрано 2400 работодателей, которые платили  зарплату  своим сотрудникам ниже среднеотраслевого уровня. Они были приглашены на заседания комиссий. В принципе можно сказать, что руководители предприятий и организаций - народ законопослушный. И очень часто нарушает закон только по незнанию или непониманию каких-то тонкостей Налогового кодекса. Поэтому после бесед и разъяснений сотрудниками комиссий руководители  этих предприятий отказались от использования «серых» схем выплаты зарплаты. Это подтверждается и трудовыми договорами. Заметно это и по платежам.

В конечном итоге «прозрачный» метод выплаты зарплаты выгоден. И работнику, от которого пойдут средства в страховой и пенсионный фонды, и предпринимателю, который начинает понимать, что  гораздо проще заплатить работнику положенную сумму, чем ходить под угрозой разоблачения, которое повлияет и на репутацию, и может обернуться финансовыми санкциями.

-  Вы сказали о том, что в сбор налогов ежегодно приходит что-то новое. Не только в законодательство, но и в техническое оснащение вашей службы? Имелась в виду компьютеризация работы?

- Конечно, компьютер стал одним из основных инструментов работы. Но ведь это означает не только хранение документов в электронном виде и их обработка. Это ещё и связь с нашими клиентами. Около пяти лет мы внедряем  общение налогоплательщика и налоговой инспекции по Интернету. Результаты работы неплохие. Около 25 процентов юридических лиц предоставляет отчётность по телекоммуникационным каналам связи. Более того, нам навстречу пошёл законодатель. В прошлом году Государственная дума внесла изменения и дополнения в Налоговый кодекс в результате которого все юридические лица с численностью 250 и более сотрудников были обязаны предоставлять отчётные документы именно в электронном виде. А с 1 января 2008 года под действие закона подпадают и коллективы численностью  более 100 человек. Это очень удобно, и экономит много времени как работникам налоговых инспекций, так и налогоплательщикам.

Сейчас мы предоставляем и другие услуги по телекоммуникационным каналам связи. Можем предоставить  сверку расчётов, и документы, и консультационные материалы. Есть возможность предоставить налогоплательщику  оперативный доступ к своему лицевому счёту.

Сейчас выполняется  пилотный проект с Ханты-Мансийским банком по  оплате налогов через банкомат . Цель мы преследуем одну – добросовестный плательщик должен получить максимум удобных для себя услуг, в самые приемлемые для себя сроки. Недобросовестный почувствует всю мощь государственной машины, начиная с налоговой службы и заканчивая судом и судебными приставами.

Помимо Интернет-конференции у нас был в прошлом году запущен  проект SMS-сервиса – одно из многообещающих направлений работы. Теперь налогоплательщик имеет возможность сообщить в окружное управление о том, как он был принят в налоговой инспекции, какие замечены недостатки. Или же высказать благодарность. Надо сказать, что и жалоб, и предложений поступает вполне достаточно, чтобы понять -  такую связь с налогоплательщиком надо продолжать и совершенствовать.

Плюс к этому у нас проводились рейды, во время которых сотрудники управления выезжали в инспекции городов и районов и под видом налогоплательщиков вставали в очереди для получения каких-либо услуг. Опыт надо сказать, небесполезный, потому что недостатки в нашей работе выявлялись сразу. Командированные попадали в разные ситуации. В Сургуте, например, два часа провели в очереди,  кое-где без пятнадцати пять – к концу рабочего дня,  им отказывали в предоставлении услуги, отмечено и низкое качество материалов в некоторых операционных залах. Итоги этих командировок  были оценены на совещаниях, показывали фильмы, снятые во время проверок, так что кое-кому пришлось и краснеть. Ну, а потом исправлять недостатки.

Была в прошлом году использована такая Форма работы как  Интернет-конференция. Анализ материалов, полученных за время её проведения, показывает достаточно высокий уровень грамотности наших налогоплательщиков. Задавались  очень конкретные вопросы, не было путаницы в терминологии. Была отмечена высокая  активность и физических, и юридических лиц. Много вопросов поступило от юридических лиц по поводу разделения налогов между муниципалитетами. Физических лиц интересуют налоги на их доходы. В налоговых отношениях завязаны многие жители округа – покупки недвижимости, автомобилей, субсидии, оплата за учёбу, лечение. Отсюда и вопросы по социальным, имущественным вычетам...

Итоги конференции сейчас анализируются, ищем причины – почему некоторые вопросы вообще появились. Возможны недоработки работников инспекций на местах из-за того,  что некоторых сведений они не получают во время семинаров. Или же следует корректировать тематику обучения. Налоговое законодательство совершенствуется, поэтому следует быть в курсе дела,оперативно информировать налогоплательщиков.

Думаю, что почва для появления подобных вопросов остаётся, поэтому проведение подобных Интернет-конференций планируем продолжить и в нынешнем году.

Наступил новый год, который, как говорят восточные календари, должен принести удачу людям рачительным и бережливым. Налоговые службы заинтересованы в увеличении количества налогоплательщиков, юридических и физических лиц, заинтересованы в том, чтобы они больше зарабатывали и исправно платили налоги.

Виталий Копнов

Начать дискуссию

Патентная активность российских изобретателей выросла на 7%

Более 15 000 заявок на патентование изобретений и полезных моделей подали отечественные разработчики в Федеральную службу по интеллектуальной собственности (Роспатент) с января по июнь 2024 года.

Опубликованы поручения Президента по итогам Петербургского международного экономического форума-2024

Владимир Путин утвердил перечень поручений по итогам ПМЭФ-2024, который прошел 5–8 июня.

Нацбюро кредитных историй назвало средний размер автокредита

По данным кредиторов, передающих сведения в Национальное бюро кредитных историй (НБКИ), в июне 2024 года средний размер выданных автокредитов составил 1,47 млн рублей.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

МВД: если поменяли сим-карту, открепите номер от Госуслуг и мобильного приложения

Киберпреступники приобретают старые сим-карты, которые уже были использованы и поступили в повторную продажу.

1
УК РФ

Ответственность за цифровые преступления ужесточат

По результатам деятельности созданной в 2020 году на площадке Генпрокуратуры межведомственной рабочей группы подготовлены проекты федеральных законов об ужесточении ответственности за преступления в цифровой среде.

Как разработать детальный финансовый план и бюджет для бизнеса

Разработка детального финансового плана и бюджета — ключевой аспект успешного управления бизнесом. Этот процесс помогает предусмотреть финансовые трудности и эффективно распределить ресурсы, обеспечивая устойчивое развитие компании. В данном руководстве вы найдете пошаговый план для создания финансового плана и бюджета.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Инвестиции

Пополнил брокерский счет на 300 000 в июле. Что купил? Часть 2

Заканчивается июль, а вместе с ним и бюджет, который был выделен на инвестиции. В первой половине месяца я покупал чуть меньше акции, чуть больше облигации, а также немного фондов. Во второй половине месяца действовал примерно по тому же плану.

Пополнил брокерский счет на 300 000 в июле. Что купил? Часть 2

Новые функции и улучшения на «Клерке»: обновления за июль. Выпуск #1

В июле представили обновления: сортировка главной страницы одним кликом, новый инструмент для самозанятых, возможность монетизации для авторов в "Трибуне" и продвижение материалов в блогах компаний. Также улучшен сервис "Клерк.Работа" и введены новые функции для Бизнес Аккаунта и личного кабинета.

Новые функции и улучшения на «Клерке»: обновления за июль. Выпуск #1
2
Обзоры новостей

Налог на бездетность, Ивлеева уплатила долг, НДФЛ при манипуляциях с землей в обзоре

Интересные события в налоговой сфере.

Бухгалтеры не видят актуальных данных ЕНС и не могут сформировать электронные подписи в ЛК. 🔨«Ночной бухгалтер» № 1733

Никогда такого не было... Бухгалтеры жалуются, что в личных кабинетах невозможно посмотреть актуальную информацию по сальдо ЕНС. Данные стоят на 15, 18, 19 июля. Если написать через ЛК налоговикам, сведения обновляются, но не всем. Формировать электронные подписи многие также не могут, не отправить 3-НДФЛ, не обновить электронные подписи.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Инвестиции

Физлицам и компаниям ЕС запретили участвовать в российской схеме обмена активами

Власти Евросоюза призвали инвесторов и компании не участвовать в обмене заблокированных ценных бумаг, поскольку в этом механизме участвует подсанкционный Национальный расчетный депозитарий.

ОСАГО

ОСАГО можно оформить онлайн через Сбер

Водители могут застраховать машину онлайн за несколько минут. Достаточно ввести данные документов и выбрать страховщика на маркетплейсе Сбербанка.

Для россиян тоже установят лимит на количество сим-карт

Несколько сим-карт нужны владельцам гаджетов, которые позволяют управлять умным домом и камерами наблюдения.

Сотрудников не могут заставить сдавать отпечатки пальцев

Частные компании не имеют права проводить дактилоскопическую регистрацию сотрудников, чтобы наладить пропускной режим на объекте.

Бухгалтеры

НДС на УСН в 2025 году, выбор налогового режима, топ претензий от ФНС, и господдержка бизнеса — какие вебинары пройдут в августе 2024 года

Подготовили для вас анонс предстоящих вебинаров в августе.

НДС на УСН в 2025 году, выбор налогового режима, топ претензий от ФНС, и господдержка бизнеса — какие вебинары пройдут в августе 2024 года
Новости ФНС

ФНС начнет регистрировать личные фонды россиян

Полномочия по регистрации личных фондов для управления бизнесом, имуществом и активами перешли от Минюста к ФНС.

Личные финансы

Цены на туры в Турцию выросли до 300 000 рублей за среднюю путевку

Итоги первой половины лета показали, что отдых на море в этом году стал для россиян дороже еще на несколько десятков процентов. Подорожало все — и гостиницы, и перелеты, и пакетные туры. Причем не только за границей, но и в России.

Бесплатно с Трудовое право

Трудовые споры: сколько денег можно взыскать с работодателя за неправильную запись в трудовой книжке 

Все зависит от того, в состоянии ли работник доказать, что неправильная запись в трудовой лишила его заработка. Разбираем детали.

Трудовые споры: сколько денег можно взыскать с работодателя за неправильную запись в трудовой книжке 
Кадровый учет

Перемещение работника

В данном материале рассмотрим, как выглядит процедура перемещения сотрудника. Поговорим о том, какими документами оформляется это кадровое мероприятие. Разберем, в чем состоят отличия между перемещением и переводом работника.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Интересные материалы

Маркетплейсы

Семь ошибок в общении с покупателями на маркетплейсе и как их избежать

Общение важно в любых отношениях: дружеских, семейных, профессиональных. В бизнесе с помощью правильно выстроенного контакта с клиентами можно отстраиваться от конкурентов и увеличивать продажи. Рассказываем, как правильно наладить общение с клиентам на Ozon и какие ошибки часто допускают продавцы.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру