Интервью

Интервью Руководителя УФНС России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре

"Сбор налогов - дело живое…или как работать, не повторяя ошибок" интервью Руководителя УФНС России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре Владимира Кравченко корреспонденту газеты "Новости Югры"

Сбор налогов - дело живое… или как работать, не повторяя ошибок

В первый месяц нового года полезно подводить итоги работы прошлых двенадцати месяцев и в каждой отдельно взятой семье, и на предприятии,  и, тем более, на службе, призванной считать деньги в общественном кошельке.  За счёт чего, и каких результатов удалось достичь, от чего следует избавиться, чтобы не повторять ошибок прошлого года? Об этом сегодня говорит в своём интервью нашему корреспонденту руководитель Управления Федеральной налоговой службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре Владимир КРАВЧЕНКО.

- Итак, от чего нужно избавиться в нынешнем году?

- Ну, сбор налогов дело живое, что-то приходит новое, от чего-то надо избавляться, так было, так будет всегда. Основная задача нашего управления – контроль и надзор  за соблюдением налогового законодательства.

Очень часто общество поддаётся магии больших чисел, когда по этому признаку идёт и оценка работы учреждения. Например, ранее считалось, что чем «круглее» цифра, тем лучше работает учреждение. И в погоне за этой величиной порой теряется качество работы. Об этом не так давно напомнил президент РФ, назвав слишком большое количество проверок налоговым террором.   В прошедшем году в нашем управлении  количество плановых налоговых проверок снизилось на 30 процентов. Если в позапрошлом году мы провели полторы тысячи   таких проверок, то прошедшем около 1100... И убедились – пользу приносит  не количество проверок, а их качество. Результат действительно оказался впечатляющим. После этих проверок существенно, почти на 50 процентов  выросли доначисления, чего, собственно говоря, и ожидало от нас правительство и президент. То есть, эффективность каждого  мероприятия повысилась почти в два раза. Если в 2006 году каждая проверка  в среднем принесла 1 миллион 700 тысяч рублей, то в прошлом году - около двух с половиной миллионов.

- И сколько денег принёс наш округ государству в прошедшем году?

- Вот цифры, которыми мы на сегодняшний день располагаем – за 11 месяцев прошлого года предприятия, расположенные на территории округа, перечислили во все уровни бюджета  более 900 миллиардов рублей, то есть 95 процентов к сборам прошлого года. Динамика поступления налогов, по сравнению с позапрошлым годом положительная, за исключением налога на прибыль.

Что касается налогоплательщиков, которых администрирует наше управление, то динамика, как и в прошлом году положительная – 108 процентов, в том числе налог на прибыль – 130 процентов, на доходы физических лиц – 124 процента, на имущество организаций – 123 процента. Рост поступлений налогов в местные бюджеты примерно на 50 процентов.  Уже за 10 месяцев многие муниципальные образования выполнили план по доходам.

- Вы сказали о том, что управление призвано  вести контроль и надзор  за соблюдением налогового законодательства. Но, наверное, есть и нарушители?

- Есть, конечно. Но это в меньшей мере касается производственной или бюджетной сферы. А вот индустрия развлечений  головную боль доставляет.

Вот как обстоят дела  с игорным бизнесом. С 1 января вступает в действие закон округа,  который прекращает действия юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, организаторов игорных заведений. Практически 95 процентов этих юридических лиц, занимающихся этим бизнесом, зарегистрированы в других субъектах Федерации, вне территории  округа. Получается - для того, чтобы что-то предпринять в Югре, нам нужно решение налоговых органов того субъекта РФ, где зарегистрировано юридическое лицо – Москвы, Екатеринбурга, Казани, Ярославля... Для того чтобы прекратить деятельность игорных заведений  нужно следовать  довольно трудоёмкой процедуре - составить акты по итогам проверок, отправить эти документы по месту регистрации юридического лица. После получения решения по поводу работы этих заведений, необходимо обращаться в суд по месту регистрации этого юридического лица.

Это причина того, что мы полгода проверяем, но не можем закрыть эти заведения. В итоге же - отдельно стоящие залы игорных автоматов исчезают, зато в казино число «одноруких бандитов» растёт. По сравнению с 1 июля число игровых автоматов даже увеличилось. Что же касается подпольных казино, а такие, говорят, уже появились, то,  в общем-то, эта не только наша сфера действия, здесь мы должны работать совместно с органами внутренних дел.

- Среди достижений прошлого года можно назвать и борьбу с «серыми схемами» выдачи зарплаты. Помнится, в Октябрьском районе молодые семьи при хороших заработках не могли оформить ипотеку... По документам с места работы  доходы этих людей были незначительными...

- И не только в Октябрьском, эта беда многих городов и районов нашего округа. Но борьба с такими схемами началась несколько раньше. Второй год в нашем управлении в каждой инспекции действуют специальные комиссии. Они работают по двум направлениям – легализация заработной платы и работа с убыточными предприятиями.  Результаты этой работы как в целом по России, так и в нашем управлении можно оценить, как очень серьёзные.

В прошлом году в округе было выбрано 2400 работодателей, которые платили  зарплату  своим сотрудникам ниже среднеотраслевого уровня. Они были приглашены на заседания комиссий. В принципе можно сказать, что руководители предприятий и организаций - народ законопослушный. И очень часто нарушает закон только по незнанию или непониманию каких-то тонкостей Налогового кодекса. Поэтому после бесед и разъяснений сотрудниками комиссий руководители  этих предприятий отказались от использования «серых» схем выплаты зарплаты. Это подтверждается и трудовыми договорами. Заметно это и по платежам.

В конечном итоге «прозрачный» метод выплаты зарплаты выгоден. И работнику, от которого пойдут средства в страховой и пенсионный фонды, и предпринимателю, который начинает понимать, что  гораздо проще заплатить работнику положенную сумму, чем ходить под угрозой разоблачения, которое повлияет и на репутацию, и может обернуться финансовыми санкциями.

-  Вы сказали о том, что в сбор налогов ежегодно приходит что-то новое. Не только в законодательство, но и в техническое оснащение вашей службы? Имелась в виду компьютеризация работы?

- Конечно, компьютер стал одним из основных инструментов работы. Но ведь это означает не только хранение документов в электронном виде и их обработка. Это ещё и связь с нашими клиентами. Около пяти лет мы внедряем  общение налогоплательщика и налоговой инспекции по Интернету. Результаты работы неплохие. Около 25 процентов юридических лиц предоставляет отчётность по телекоммуникационным каналам связи. Более того, нам навстречу пошёл законодатель. В прошлом году Государственная дума внесла изменения и дополнения в Налоговый кодекс в результате которого все юридические лица с численностью 250 и более сотрудников были обязаны предоставлять отчётные документы именно в электронном виде. А с 1 января 2008 года под действие закона подпадают и коллективы численностью  более 100 человек. Это очень удобно, и экономит много времени как работникам налоговых инспекций, так и налогоплательщикам.

Сейчас мы предоставляем и другие услуги по телекоммуникационным каналам связи. Можем предоставить  сверку расчётов, и документы, и консультационные материалы. Есть возможность предоставить налогоплательщику  оперативный доступ к своему лицевому счёту.

Сейчас выполняется  пилотный проект с Ханты-Мансийским банком по  оплате налогов через банкомат . Цель мы преследуем одну – добросовестный плательщик должен получить максимум удобных для себя услуг, в самые приемлемые для себя сроки. Недобросовестный почувствует всю мощь государственной машины, начиная с налоговой службы и заканчивая судом и судебными приставами.

Помимо Интернет-конференции у нас был в прошлом году запущен  проект SMS-сервиса – одно из многообещающих направлений работы. Теперь налогоплательщик имеет возможность сообщить в окружное управление о том, как он был принят в налоговой инспекции, какие замечены недостатки. Или же высказать благодарность. Надо сказать, что и жалоб, и предложений поступает вполне достаточно, чтобы понять -  такую связь с налогоплательщиком надо продолжать и совершенствовать.

Плюс к этому у нас проводились рейды, во время которых сотрудники управления выезжали в инспекции городов и районов и под видом налогоплательщиков вставали в очереди для получения каких-либо услуг. Опыт надо сказать, небесполезный, потому что недостатки в нашей работе выявлялись сразу. Командированные попадали в разные ситуации. В Сургуте, например, два часа провели в очереди,  кое-где без пятнадцати пять – к концу рабочего дня,  им отказывали в предоставлении услуги, отмечено и низкое качество материалов в некоторых операционных залах. Итоги этих командировок  были оценены на совещаниях, показывали фильмы, снятые во время проверок, так что кое-кому пришлось и краснеть. Ну, а потом исправлять недостатки.

Была в прошлом году использована такая Форма работы как  Интернет-конференция. Анализ материалов, полученных за время её проведения, показывает достаточно высокий уровень грамотности наших налогоплательщиков. Задавались  очень конкретные вопросы, не было путаницы в терминологии. Была отмечена высокая  активность и физических, и юридических лиц. Много вопросов поступило от юридических лиц по поводу разделения налогов между муниципалитетами. Физических лиц интересуют налоги на их доходы. В налоговых отношениях завязаны многие жители округа – покупки недвижимости, автомобилей, субсидии, оплата за учёбу, лечение. Отсюда и вопросы по социальным, имущественным вычетам...

Итоги конференции сейчас анализируются, ищем причины – почему некоторые вопросы вообще появились. Возможны недоработки работников инспекций на местах из-за того,  что некоторых сведений они не получают во время семинаров. Или же следует корректировать тематику обучения. Налоговое законодательство совершенствуется, поэтому следует быть в курсе дела,оперативно информировать налогоплательщиков.

Думаю, что почва для появления подобных вопросов остаётся, поэтому проведение подобных Интернет-конференций планируем продолжить и в нынешнем году.

Наступил новый год, который, как говорят восточные календари, должен принести удачу людям рачительным и бережливым. Налоговые службы заинтересованы в увеличении количества налогоплательщиков, юридических и физических лиц, заинтересованы в том, чтобы они больше зарабатывали и исправно платили налоги.

Виталий Копнов

Начать дискуссию