С 4 августа 2007 г. стало действовать Положение о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 23.07.2007 № 470 (далее – новое Положение). Ранее в отношении применения ККТ использовались Положение по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 30.07.1993 № 745 (далее – старое Положение), Порядок регистрации контрольно-кассовых машин в налоговых органах, утвержденный Приказом Госналогслужбы от 22.06.1995 № ВГ-3-14/36.
Э. ГЛУХОВСКАЯ, эксперт АКДИ
О том, какие правила изменились, а какие остались прежними, вы узнаете из данной статьи.
Обязанность по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов или расчетов с использованием платежных карт установлена в п. 1 ст. 2 Закона РФ от 22.05.2003 № 54-ФЗ “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт” (далее – Закон № 54-ФЗ).
Контрольно-кассовые аппараты при этом должны соответствовать требованиям, установленным законодательством. Их использование регламентируется ст. 4 Закона № 54-ФЗ.
Соответственно организации и индивидуальные предприниматели, должны применять при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт исправную контрольно-кассовую технику, опломбированную в установленном порядке, зарегистрированную в налоговых органах и обеспечивающую надлежащий учет денежных средств при проведении расчетов (фиксацию расчетных операций на контрольной ленте и в фискальной памяти).
В статье 4 Закона № 54-ФЗ указывается, что непосредственно требования к контрольно-кассовой технике, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, порядок и условия ее регистрации и применения определяются Правительством Российской Федерации.
Однако долгое время подобный акт, изданный непосредственно Правительством в рамках действующего закона, отсутствовал. Пользователи ККМ и налоговые органы руководствовались в основном старым Положением. Учет (регистрация) контрольно-кассовой техники производился в соответствии с Приказом Госналогслужбы № ВГ -3-14/36. Несовершенство устаревших актов компенсировалось обилием писем Минфина и налоговых органов, “подгоняющих” правовое регулирование под сложившиеся потребности.
Вступившее в силу с 4 августа 2007 г. Постановление Правительства РФ № 470 не решило все проблемы, но будем расценивать его как ожидаемое обновление нормативной базы, регулирующей указанную сферу деятельности.
Собственно порядок регистрации и применения ККМ не претерпел существенных изменений, однако новое Положение добавило ряд существенных деталей, о которых мы подробно поговорим.
В пункте 2 нового Положения предлагаются определения понятий, относимых к использованию ККТ, среди которых “некорректируемая регистрация информации” и “энергонезависимое долговременное хранение информации”. В отношении последнего установлен минимальный срок, который должен обеспечиваться посредством такого хранения – не менее пяти лет с даты регистрации соответствующей информации. Ранее термин “энергонезависимое долговременное хранение информации” был определен несколько иначе в Технических требованиях к фискальной памяти электронных контрольно-кассовых машин, утвержденных решением ГМЭК, протокол № 5/21-95 от 23.06.1995.
В новом Положении законодатели отказались от описания признаков неисправных ККМ, применение которых неправомерно. Если раньше в качестве свойств неисправной машины указывались даже такие недостатки, как неразборчивая печать реквизитов на чеке (п. 8 старого Положения), то теперь новое Положение содержит простую фразу: “ККТ должна быть исправна”. В то же время наглядно усматривается детализация характеристик исправной ККМ.
Помимо наличия корпуса ККМ должна:
1) иметь фискальную память, накопитель фискальной памяти, контрольную ленту и устройство печати кассовых чеков;
2) обеспечивать собственно печать кассовых чеков, некорректируемую регистрацию информации и то самое энергонезависимое долговременное хранение информации;
3) обеспечивать возможность ввода в фискальную память информации при первичной регистрации и перерегистрации ККМ в налоговых органах;
4) обеспечивать возможность вывода фискальных данных;
5) эксплуатироваться в фискальном режиме и регистрировать на кассовом чеке и контрольной ленте признаки такого режима при его наличии; блокировать в фискальном режиме фиксацию информации в фискальной памяти, на кассовом чеке и контрольной ленте при отсутствии признаков фискального режима;
6) иметь часы реального времени;
7) обеспечиваться технической поддержкой поставщика или центра технического обслуживания;
8) соответствовать образцу, представленному в Федеральное агентство по промышленности;
9) иметь паспорт установленного образца;
10) иметь идентификационный знак установленного образца, марки-пломбы и эксплуатационную документацию (образец идентификационного знака уже разработан и утвержден Приказом Минпромэнерго от 05.09.2007 № 352, марка-пломба должна выглядеть в соответствии с образцом, установленным Приказом Минпромнерго от 05.09.2007 № 351);
11) иметь знаки “Государственный реестр” и “Сервисное обслуживание”, размещенные на стороне корпуса, обращенной к покупателю (образцы перечисленных в пункте знаков должны быть утверждены Минфином России по представлению Минпромэнерго в ближайшее время).
Обратите внимание! Ранее в соответствии с подп. “д” п. 4 старого Положения дата и время фигурировали как необходимый атрибут, но являлись обязательным реквизитом чека, а не технической характеристикой самой ККМ. То есть отсутствовали четко сформулированные требования к тому, какое время должно на чеке отображаться.
С принятием нового Положения ситуация изменилась. Часы, установленные в ККМ, должны отображать реальное время (п. 3 нового Положения). Согласно разделу 2 решения ГМЭК, принятому еще в 2000 г. (протокол № 2/56-2000), отклонение во времени на ККМ не должно превышать пять минут от времени, исчисленного в соответствии с постановлением Правительства РФ от 08.01.1992 № 23 “О порядке исчисления времени на территории Российской Федерации”. До принятия нового Положения даже превышающая пять минут разница не свидетельствовала о нарушении правил применения ККМ, так как указывалось, что данное обстоятельство не влияет на эксплуатацию ККТ в фискальном режиме и на обеспечение защиты прав потребителей (письмо УФНС России по г. Москве от 10.12.2004 № 11-24/80546).
Теперь, когда соответствующее техническое требование к ККМ четко сформулировано на уровне Правительства, возможно, что установленные решением ГМЭК пять минут станут решающими.
Акцент в новом Положении сделан также на судьбе моделей ККМ, исключенных из Государственного реестра, но срок амортизации которых не истек. Принципиально здесь ничего не меняется. В случае исключения модели ККМ из Государственного реестра ее дальнейшее использование правомерно (п. 5 нового Положения, письмо Минфина от 10.02. 2006 № 03-01-15/1-30и). При этом она должна соответствовать только тем требованиям, которые существовали при включении ее в Государственный реестр. Но следите внимательно за сроком амортизации ККМ. Теперь налоговый орган может самостоятельно (не по заявлению пользователя техники) произвести снятие с государственного учета ККМ с истекшим сроком амортизации. Безусловно, в соответствии с п. 19 нового Положения налоговый орган обязан известить пользователя о снятии с регистрации не позднее дня, следующего за днем истечения нормативного срока амортизации. Однако недоразумения возможны, так как:
1) пользователь может фактически получить уведомление гораздо позже, чем через один день, соответственно в течение определенного времени он будет использовать незарегистрированную ККМ;
2) пользователь, узнавший об истечении срока амортизации от налогового органа, не имеет достаточного времени для покупки и подготовки к использованию ККМ другой модели;
3) ответственность за неисполнение налоговым органом обязанности извещения пользователя не установлена.
Для сравнения напомним, что в соответствии с п. 8 Порядка регистрации контрольно-кассовых машин в налоговых органах, утвержденного Приказом Госналогслужбы № ВГ-3-14/36, о невозможности дальнейшего использования ККМ налоговые органы уведомляли пользователя за 30 дней до истечения срока их применения.
Изменения претерпели и нормы о центрах технической поддержки ККМ. Их действие максимально формализуется. Под центром технического обслуживания (далее – ЦТО) понимается лицо, уполномоченное поставщиком на осуществление технического обслуживания модели контрольно-кассовой техники.
На ККМ, обеспеченную технической поддержкой (а таковая должна быть в соответствии с подп. “л” п. 3 нового Положения) при ежегодном подтверждении такой поддержки поставщиком или центром технического обслуживания наносится знак “Сервисное обслуживание”. После любой проверки исправности, замены, ремонта, технического обслуживания ККТ, т.е. после любого вмешательства в целостность корпуса техники, на нее наклеивается марка-пломба, необратимо разрушающаяся или деформирующаяся при попытке ее удаления или при вскрытии или удалении корпуса ККМ (п. 10 нового Положения).
Нанесение марок-пломб, знака “Сервисное обслуживание”, а также введение в фискальную память информации при регистрации и перерегистрации ККМ осуществляются только поставщиком или зарегистрированным ЦТО. При этом введение в фискальную память информации и замена накопителей производятся только с участием представителей налоговых органов.
Лица, обеспечивающие техническую поддержку ККМ, а именно поставщик или техцентр, “не могут находиться в ведении пользователя этой техники”. На наш взгляд, приведенная норма п. 12 нового Положения обещает проблемы при любом случае аффилированности (заинтересованности, подчиненности) поставщика по отношению к пользователю. Картина, безусловно, прояснится, когда на этот счет начнет формироваться судебная практика. Предположительно, для пояснения ситуации будут заимствованы общие критерии зависимости юридических лиц, уже наработанные правоприменительной практикой.
Существующая на данный момент система регистрации ЦТО в органах исполнительной власти субъектов РФ в связи с принятием нового Положения не изменилась. Содержащиеся в этом Положении нормы о ЦТО никак не затрагивают порядок взаимоотношений между центрами технического обслуживания и органами исполнительной власти субъектов РФ. Данный вопрос новым Положением не регулируется. В связи с этим Минфин в своем письме приходит к выводу, что действуют ранее принятые нормативные правовые акты в части, не противоречащей Закону № 54-ФЗ (письмо Минфина России от 08.10.2007 № 03-01-15/12-365). Таким образом, условия регистрации и деятельности ЦТО регулируются по настоящий момент Положением о порядке продажи, технического обслуживания и ремонта контрольно-кассовых машин в Российской Федерации, утвержденным Решением Государственной межведомственной экспертной комиссии по ККМ от 06.03.1995 № 2/18-95.
Аналогично складывается ситуация и в отношении других вопросов применения и регистрации ККМ, не урегулированных новым Положением. Ни один из документов, предшествующих принятию нового Положения, официально не отменен (не утратил силу). Соответственно в вопросах, не урегулированных новым Положением, но касающихся применения ККМ, следует руководствоваться прежней нормативной базой.
В отличие от правил регистрации и условий эксплуатации норма ст. 14.5 КоАП РФ не претерпела изменений и по-прежнему говорит о наличии состава административного правонарушения за неприменение ККМ в установленных случаях, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц – от 3 тыс. до 4 тыс. руб., на юридических лиц – от 30 тыс. до 40 тыс. руб.
Из постановления Пленума ВАС от 31.07.2003 № 16 “О некоторых вопросах применения административной ответственности, предусмотренной ст. 14.5 КоАП РФ, за неприменение контрольно-кассовых машин” следует, что неприменение как таковое может выражаться не только в физическом отсутствии ККМ, но и в ряде нарушений технических показателей ККМ и правил эксплуатации. К примеру, на данный момент под неприменением ККМ следует понимать пробитие чека на сумму меньшую, чем уплаченная покупателем, либо наличие повреждений, свидетельствующих о возможности доступа к фискальной памяти.
Отметим, что Постановление Пленума ВАС № 16 применялось с учетом старой нормативной базы. Теперь, после принятия нового Положения, подходы арбитражных судов к применению ст. 14.5 КоАП РФ могут быть пересмотрены.
В связи с этим следите за арбитражной практикой.
Начать дискуссию