Лицензируемые отходы

Практически каждая организация в своей деятельности неизбежно сталкивается с проблемой утилизации отходов. Насколько же обоснованны претензии контролирующих органов, обязывающие хозяйствующих субъектов получать лицензию на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению опасных отходов?

Практически каждая организация в своей деятельности неизбежно сталкивается с проблемой утилизации отходов. Насколько же обоснованны претензии контролирующих органов, обязывающие хозяйствующих субъектов получать лицензию на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению опасных отходов?

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.98 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» «опасные отходы — отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами или содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами». Данное определение позволяет констатировать, что любые отходы можно признать опасными, так как подтвердить потенциальную НЕопасность очень сложно.

Вопросы лицензии

До 17.07.2005 лицензированию подлежала деятельность по обращению с опасными отходами. В настоящее время в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензируется именно деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению опасных отходов. Сложность состоит в том, что не уточнено, как получать лицензию — на один или на несколько видов деятельности сразу.

Буквальное прочтение данной формулировки позволяет говорить о необходимости получить лицензию сразу на все виды деятельности. В то же время в Законе №89-ФЗ определено, что есть использование, обезвреживание и размещение отходов, а легальные определения понятий «сбор» и «транспортировка» отходов отсутствуют. Возникает парадоксальная ситуация, при которой должно лицензироваться то, что не определено в законе.

Можно предположить, что лицензию необходимо получать именно специализированным организациям. К примеру, в п. 3 Положения «О лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов» (утв. Постановлением Правительства РФ от 26.08.2006 № 524) указано, что лицензионными требованиями и условиями осуществления деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов является, в частности, наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании производственных помещений, объектов размещения опасных отходов, специализированных установок по обезвреживанию опасных отходов, специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств, соответствующих установленным требованиям.

Очевидно, что таким требованиям будет соответствовать далеко не любая компания, а либо крупные промышленные предприятия, либо специализированные организации, для которых деятельность с отходами является основной.

Ответственность

Между тем юридическая обязанность должна быть четко определена, так как ее невыполнение влечет за собой ответственность. С другой стороны, все сомнения согласно ч. 4 ст. 1.5 КоАП должны толковаться в пользу лица, привлекаемого к административной ответственности. Однако буквальное прочтение закона все-таки обязывает собственников отходов получать все необходимые разрешения.

Обязанность соблюдать нормативные правила обращения с отходами установлена в ряде законов, например в ст. 24, 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 18 ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст. 22 Федерального закона от 30.03.99 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и др. Судебная практика подтверждает эту обязанность, так же как и возможность контролирующих органов привлекать к административной ответственности владельцев опасных отходов.

В настоящее время сложилась ситуация, когда соблюдение правил по обращению с опасными отходами контролируют два государственных органа: Ростехнадзор и Роспотребнадзор. Оба эти органа вправе привлекать юридические лица к административной ответственности.

В ст. 8.2 КоАП РФ предусмотрена ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, а ст. 6.3 КоАП РФ — за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

Кроме того, УК РФ устанавливает уголовную ответственность при угрозе причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде (ст. 247 УК РФ).

В ст. 19.20 КоАП РФ указывается, что «осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа… на должностных лиц — от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей».

Как вариант, возможно применение ст.14.1 КоАП РФ. Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения, если такое разрешение обязательно, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц — от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на юридических лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой. Все зависит от того, посчитают ли проверяющие органы деятельность с отходами приносящей прибыль.

Не исключено также и применение органами Ростехнадзора ст. 8.41 КоАП РФ, согласно которой «Невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей».

Судебная практика

Надо отметить, что к административной ответственности органы Ростехнадзора привлекают даже не за отсутствие лицензии, а за отсутствие нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, которые в соответствии с действующим законодательством не могут быть разработаны до ее получения.

Нередко контролирующие органы привлекают сразу по двум составам КоАП РФ — ст. 8.1 и 8.41 (Постановление ФАС ВВО от 21.05.2007 № А79-9475/2006), а также по ст. 8.1 вместо 8.2. КоАП РФ, если имеет место «невыполнение мероприятий, предшествующих деятельности, в процессе которой образуются отходы».

Отсутствие на предприятии лица, имеющего профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельством на право работы с опасными отходами, также может служить основанием привлечения к ответственности. При этом доводы о том, что «предприятие не осуществляет деятельность по обращению с отходами, подлежащую лицензированию», судом не принимаются (Постановление ФАС ДО от 19.10.2006 № Ф03-А37/06-2/3509).

Не стоит забывать и о рисках отсутствия у сторонних организаций лицензий на деятельность с опасными отходами. Помимо признания таких договоров незаключенными, суды привлекают к ответственности самих заказчиков.

Вместе с тем нарушения в процессе привлечения к административной ответственности неизменно влекут за собой достаточно большой процент отмененных постановлений о привлечении к административной ответственности (Постановление ФАС ВВО от 23.07.2007 № А79-3391/2007). Больше как исключение существует практика, по которой отменяются постановления Ростехнадзора, в случае если организация не производит отходы и имеет договор со специализированной организацией на вывоз ТБО, где суд не посчитал отходы опасными (Постановление ФАС СЗО от 15.05.2007 № А56-28687/2006).

Немаловажным является и то, что отсутствие у организации лицензии не освобождает ее от платы за негативное воздействие на окружающую среду со всеми вытекающими отсюда последствиями (Письмо Ростехнадзора от 23.12.2005 № СС-47/145).

Классификация отходов

Возникает немало вопросов и по самой процедуре получения лицензии, в том числе по классификации опасных отходов.

Согласно традиционной классификации в соответствии с Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 15.06.2001 №511 отходы делятся на 5 классов по степени опасного воздействия для окружающей природной среды (далее — ОПС). Этим же Приказом установлена обязанность подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности для ОПС, а также вести учет и оформлять паспорт отходов.

По мнению некоторых должностных лиц Ростехнадзора, все отходы, за исключением 5-го класса, являются опасными, по другой точке зрения опасными являются вообще все отходы.

Существует также иной способ классификации отходов, определенный в Санитарных правилах СП 2.1.7.1386-03 (далее— СП), — по степени воздействия на человека и окружающую среду. Проведение данной классификации также обязательно для получения лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.

Особенно интересен тот факт, что проведение классификации по степени токсичности осуществляется при отсутствии в законодательстве понятия токсичных отходов.

В других Санитарных правилах (СП 2.1.7.1322-03), которые распространяются на все отходы, такая классификация не приводится. Из определения же опасных отходов следует, что токсичность является только одним из оснований отнесения отходов к опасным, наряду, например, с взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью и т.д.

В силу п. 2.2 СП 2.1.7.1386-03 «определение класса опасности отхода осуществляется в соответствии с настоящими правилами, аккредитованными для данного вида работ организациями». Такую аккредитацию могут получить только физические лица (так же как и эксперты, оценщики и т. д.). В связи с этим встает вопрос об обязательном наличии необходимых трудовых или гражданско-правовых отношений между лицом, имеющим свидетельство о наличии права определения класса опасности отходов, и организацией, которая будет выполнять данное исследование.

Однако с получением лицензии трудности не заканчиваются. Как мы уже говорили, помимо разрешения, каждый хозяйствующий субъект также обязан иметь согласованный норматив образования отходов и лимитов на их размещение.

Для установления нормативов образования отходов и лимитов на их размещение юридические лица обязаны, в частности, представить копию лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.

Таким образом, разработка норматива невозможна до получения лицензии. В случае же отсутствия установленных нормативов все отходы являются сверхлимитными и оплачиваются в пятикратном размере.

Пути решения

Безусловно, получение в установленном порядке лицензии потребует от организации значительных денежных вложений, в том числе на обучение работников. Поэтому можно либо пойти на эти расходы, либо поступить следующим образом:

поскольку обязанность получения лицензии в области обращения с опасными отходами, а также понятие опасных отходов закреплены на уровне федеральных законов, можно оспаривать либо их положения, либо методы отнесения отходов к опасным, либо требования для получения лицензии, либо отнесение деятельности предприятия в области отходов к лицензируемой;

продолжать работать без лицензии, поскольку в будущем можно ожидать снижение требований по обязательному лицензированию, так как в настоящее время практически все субъекты предпринимательства производят опасные отходы, особенно с учетом наметившейся в последнее время тенденции к снижению количества видов деятельности, подлежащих лицензированию. Тем не менее нельзя забывать, что санкции по ст. 6.3, 8.2 КоАП РФ, помимо штрафов, предусматривают административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток, а также запрет заниматься данным видом деятельности без лицензии.

Начать дискуссию

Роспатент назвал шесть причин зарегистрировать товарный знак

Когда нужен товарный знак, Роспатент изложил в чек-листе.

🙅 Контактировать с ИФНС по налоговым вопросам не обязательно должен именно бухгалтер

Налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых НК, через законного или уполномоченного представителя. И этим представителем не обязательно должен быть бухгалтер организации.

При приватизации госимущества после аренды ИП не всегда налоговый агент по НДС

В торгах по приватизации государственного и муниципального имущества могут участвовать как юрлица, так и физлица. Причем это физлицо может быть ИП.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Отпуска

Отпуск-перезагрузка: Валаам

Большинство из нас не работают, а пашут круглосуточно. Поэтому когда уходишь в отпуск, то хочется отключиться от рабочих процессов полностью и перезагрузиться. Рассказываю свой способ полной перезагрузки.

Отпуск-перезагрузка: Валаам
3

УСН в 2024 году: самые важные письма Минфина и ФНС. Обзор для бухгалтера

Сделали большой обзор разъяснений Минфина и ФНС по упрощенке. Все кратко, четко, по делу. Забирайте в закладки

УСН в 2024 году: самые важные письма Минфина и ФНС. Обзор для бухгалтера
НДС

Минфин: при выплате дивидендов недвижимостью есть НДС без права на вычет

Если дочерняя компания №2 на ОСНО выплачивает материнской компании №1 на ОСНО дивиденды в виде недвижимости, то компания №2 должна начислить с этой сделки НДС.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
МИР

«Русский Стандарт» начал оформлять иностранцам карты «Мир» до их приезда в РФ

Иностранные туристы смогут оплачивать покупки в РФ картой «Мир». В отеле «Метрополь» гостям будут предлагать бесплатную банковскую карту. Ее можно пополнить со счета, которым турист пользуется в своей стране.

ПСН

Эксперт по налогам делится инструкцией для ИП и бухгалтеров по ПСН

Многим предпринимателям кажется, что патент – это панацея от всего. ПСН не требует особых трудозатрат, отчетности и учета. Но это далеко не так. Развеем эти мифы.

НДС

У меня зазвонил телефон. Кто говорит? Доставка НДС на дом

Действительно, первый раз получил спам-звонок. В том смысле, что к кредитам, клиникам и старшим следователям по особо важным звонкам я уже привык. Но чтобы с предложением НДС? Такого еще не было. Этот звонок напомнил мне, что я забыл включить в план на этот месяц «ежеквартальный пост налоговой боли». Исправляюсь.

У меня зазвонил телефон. Кто говорит? Доставка НДС на дом
Инвестиции

Святой рандом июля. TATNP — дивидендные привилегированные акции Татнефти

Продолжаю третий сезон святого рандома с покупкой российских акций. Каждый месяц я выбираю одну рандомную акцию из индекса Мосбиржи. Ну как я, делает это святой рандом, он же генератор случайных чисел. Я её потом просто покупаю. Почему? Да потому что какой смысл ручками выбирать акции, если рынок ведет себя непредсказуемо ¯\_(ツ)_/¯

Святой рандом июля. TATNP — дивидендные привилегированные акции Татнефти

Утренний бухгалтер № 5681. Освобожденных от НДС упрощенцев не освободили от счетов-фактур + комментарии эксперта

Если до конца года не внесут новые уточнения на поправки в НК, с 2025 года абсолютно все упрощенцы, даже ИП с мизерным доходом, будут составлять счета-фактуры.

Майнинг

ФАС и Минцифры защитили майнеров от Минэнерго

Увеличение тарифов на электроэнергию может затронуть центры обработки данных и подорвать работу важной информационной инфраструктуры.

Маркетинг

QIWI станет страусом

Компания QIWI объявила о проведении ежегодного общего собрания акционеров в 2024 году.

Банки

ВТБ отчитался об успехах и сложностях импортозамещения иностранного ПО

Выбрали главное из интервью, которое дал Вадим Кулик.

Упрощенцам, даже свободным от уплаты НДС в 2025 году, придется формировать счета-фактуры. «Ночной бухгалтер» № 1725

Появляется все больше сопутствующих поправкам по налоговой реформе 2025 проблем. Упрощенцев с доходами до 60 млн рублей освободили от НДС автоматически, но при этом не убрали обязанность выставлять счета-фактуры. Бухгалтеры уже всерьез начинают называть УСН усложненной системе налогообложения.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру
Обзоры новостей

Обзор: проблемы Ивлеевой и Бейонсе, бесплатные продукты пенсионерам, налогоплательщики Z

События в налоговом мире. Налоговый дайджест за 16.07.2024 г.

Бесплатно с Отчетность

Ответственность бухгалтера после увольнения

Ответственность главного бухгалтера за неправильное ведение бухгалтерского учета не оканчивается вместе с расторжением трудового договора. В зависимости от тяжести нарушений и причиненного работодателю ущерба, уволенный главбух может ответить и рублем и ограничением свободы.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
1

❗️ 15 июля стартовало обучение в летней школе бухгалтера. Скорее присоединяйтесь!

Вчера, 15 июля, в летней школе бухгалтера прошли первые занятия. Сегодня последний день, когда вы можете приобрести любой курс повышения квалификации, а также курсы профпереподготовки для бухгалтеров на УСН и финансовому менеджменту со скидками до -78%. Выбирайте курс и приступайте к обучению!

Бухгалтерский учет

Бухучет для начинающих: рассказываем о дебетах, кредитах и первичке простым языком

Как устроена профессия бухгалтера, с какими задачами он работает и что означают все эти странные сокращения (НДС, ПСН, ЕНС и др.) — разбираемся в основах бухгалтерии.

Иллюстрация: Вера Ревина /Клерк.ру

Интересные материалы

Блогер Ивлеева должна налоговой больше 20 млн рублей

Сумма долга Анастасии Ивлеевой выросла до 20,9 млн рублей. Блогер не может выплатить задолженность уже три месяца.