С 1 октября 2004 года Правительство РФ намерено запретить внесудебное приостановление деятельности предприятий. Соответствующие поправки в административное законодательство уже подготовлены и внесены на рассмотрение Государственной думы. Об этих изменениях рассказывает руководитель департамента законодательства о государственной безопасности и правоохранительной деятельности Министерства юстиции РФ Сергей Иванович НИКУЛИН.
Интервью подготовила Ирина СМИРНОВА
Журнал «Кадровое дело» №7, 2004
- Приостановление деятельности предприятия проверяющими органами стало обыденным явлением. Даже если суд потом отменит данную меру, предприятию никто не возместит убытки, понесенные в результате необоснованной приостановки. Значит, санкция судебных органов на приостановку может служить гарантией от злоупотреблений?
- Это действительно так. Законопроект о внесении изменений и дополнений в Кодекс РФ об административных правонарушениях направлен на защиту прав работодателей и призван сократить количество злоупотреблений со стороны проверяющих органов.
Одна из поправок в КоАП РФ будет касаться права контролирующих органов приостанавливать деятельность юридических лиц и предпринимателей полностью или частично. В настоящее время проверяющие органы могут в любое время сделать это во внесудебном порядке на срок до 6 месяцев. Причем в действующем законодательстве даже нет перечня случаев, когда у них это право возникает. Мы насчитали несколько десятков норм, которые разрешают представителям исполнительной власти во внесудебном порядке принимать решение о приостановлении деятельности хозяйствующих субъектов по различным поводам, начиная от пожарных и заканчивая медико-санитарными. Теперь же из всех федеральных законов будет исключено любое упоминание о внесудебном приостановлении.
Надеемся, что предоставление суду права решать эти вопросы позволит снизить количество необоснованных случаев приостановления деятельности. Оно теперь будет возможно только лишь при непосредственной угрозе жизни и здоровью людей, наступления иного тяжкого вреда. И поэтому Правительство РФ приняло решение с 1 октября этого года исключить внесудебный порядок приостановления. В этой связи Министерству юстиции совместно с Министерством экономического развития и торговли было дано поручение разработать законопроект, который обеспечил бы реализацию этих положений. Законопроект уже рассмотрен и одобрен Правительством РФ и после некоторой доработки вскоре будет внесен в Государственную думу. Теперь слово за депутатами.
- Что предусматривает законопроект?
- Основная его идея заключается в том, что вводится новый вид административного наказания - приостановление деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица. Работодателям надо быть готовыми к тому, что по ряду административных правонарушений наряду с санкцией в виде штрафов судом будет применяться и этот вид взысканий. В законопроекте указано, за какие конкретно виды административных правонарушений будет грозить приостановление деятельности. Мера достаточно серьезная, поэтому принято решение, что она будет применяться только на срок до трех месяцев (90 суток). Налагать это административное наказание будет только суд общей юрисдикции, а не арбитражный суд.
- В какой мере учитывалось мнение работодателей при подготовке данного законопроекта?
- В нашей комиссии работали руководители предприятий малого и среднего бизнеса. Мы постоянно проводим с ними рабочие встречи и консультации. Это помогло учесть в законопроекте многие актуальные проблемы.
- Какова будет роль контролирующих органов?
- Они, как и раньше, будут выявлять нарушения. Кроме того, у них остается право на временный запрет деятельности предприятия на срок до 48 часов без судебного решения. Контролирующий орган будет обязан немедленно составить протокол с указанием нарушения, за которое возможно приостановление деятельности, и направить этот документ в суд, где в течение 48 часов этот вопрос будет рассматриваться. И если данные, поступившие от контролирующих органов, не убедят суд, что надо приостанавливать деятельность предприятия (нет угрозы для жизни и здоровья, нет экстремальной ситуации или серьезного экологического вреда), то может быть применено другое наказание, например штраф.
- А если суд не уложится в 48 часов?
- Если суд в этот срок не завершит разбирательство (такое, кстати, вполне возможно), то мера перестанет действовать, а предприятие может в прежнем режиме работать дальше. Но работодатель должен учитывать, что правонарушение все-таки имело место и необходимо принять меры по его устранению.
- Повысится ли в связи с этим нововведением ответственность работодателей?
- Да, мы серьезно увеличиваем размер штрафа за невыполнение предписаний контролирующих органов об устранении выявленных ими нарушений, это должны знать руководители предприятий. Вводится и еще одно строгое наказание для руководителей, которые злостно не выполняют предписание контролирующих органов, -дисквалификация.
- Допустим, у контролирующего органа есть сомнения, приостанавливать или нет деятельность данного предприятия. Что происходит в таком случае?
- Тогда он может составить протокол и направить его в суд. Мы предлагаем рассматривать такие дела не в общем порядке (десятидневный срок), а в ускоренном - в пять дней. С этим предложением согласился и Верховный суд РФ. Кстати, мы не указываем в законопроекте, на какой срок надо приостановить деятельность, - это будет решать только суд.
- При досрочном устранении выявленного нарушения будет ли пересмотрен срок приостановления деятельности предприятия?
- Да, учитывая серьезность этой санкции, мы предусмотрели возможность досрочного прекращения наказания. Например, если суд вынес решение о приостановлении деятельности на три недели, а руководитель обеспечил устранение нарушения за три дня, он может обратиться в суд с ходатайством о досрочном прекращении наказания, объяснив причину. Контролирующий орган по запросу суда обязан представить свое заключение по этому вопросу. Окончательное решение вынесет суд - он либо разрешит предприятию возобновить деятельность, либо даст отрицательный ответ.
- Что произойдет после того, как истечет срок наказания?
- Если на деятельность требуется разрешение, то надо будет в общем порядке обратиться за ним в соответствующий орган. Поправки, которые сейчас готовятся в Федеральный закон "О лицензировании", будут учитывать и это обстоятельство. Организации, на деятельность которых специального разрешения не требуется, просто возобновляют работу по истечении срока наказания.
- А если предприятие не устранит нарушения, проигнорирует предписание контролирующего органа и решение суда?
- Приведу пример. Скажем, на кондитерской фабрике есть две печи. Одна чадит, а вторая работает нормально. Вынесено предписание - закрыть неисправную печь. Приостановить-то сумели, а что с ней делать дальше, решает работодатель: то ли ремонтировать, то ли продавать, то ли разбирать, вот только работать на ней больше нельзя. Если он начнет вопреки запрету ее эксплуатировать, то еще раз допустит то же самое нарушение. Опять составляется протокол, направляется в суд, а тот снова будет рассматривать дело, налагать взыскание. А затем может встать вопрос о дисквалификации руководителя этого предприятия.
Начать дискуссию