Вопрос, будет ли искоренена коррупция в чиновничьих рядах, уже стал притчей во языцех. Многие предприниматели и представители компаний стали относиться к этому явлению стоически: есть и есть. При этом власть предержащие неустанно повторяют: дни коррупции сочтены! К сожалению, их обещания пока лишь сотрясают воздух. Правда, накануне было сделано заявление, которое в очередной раз вселило в душу бизнес-сообщества почти угасшую надежду.
В нашей стране вряд ли найдется хоть один предприниматель, на все сто процентов довольный своей работой. Причем основной причиной своих бед каждый второй назовет бесчисленное количество проверок и поборы, которыми зачастую такие ревизии и заканчиваются. Это и неудивительно. Ведь на сегодняшний день посетить предприятие с проверкой могут 33 ведомства. Надо ли говорить, что не все представители госструктур брезгуют денежными вознаграждениями за свои «старания». Некоторые из них открыто заявляют о том, что исход проверки будет напрямую зависеть от толщины конверта, а то ведь мало ли что может случиться?! Вот и получается, что предприниматели то и дело готовят энные суммы, дабы не вызвать на себя гнев сильных мира сего.
Представители власти тоже не остаются равнодушными к проблемам бизнеса. Их участие выражается в бесконечных обсуждениях причин взяточничества, а также инструментов, которыми можно было бы свести возможность для коррупции до минимума. В поисках решения неоднократно принимались поправки в законодательные акты, регламентирующие проведение проверок различными структурами. Так, еще в августе 2005 года вступила в силу Инструкция МВД «О порядке проведения сотрудниками милиции проверок и ревизий финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности». В этом документе были четко описаны правила, которых должны придерживаться милиционеры при ревизиях. Чиновники возлагали на это нововведение большие надежды, поскольку именно на милиционеров больше всего жаловались предприниматели. Однако ожидаемого избавления от коррупции так и не произошло. Как злоупотребляли своими полномочиями ревизоры в погонах, так и злоупотребляют. А если еще учесть, что их появление для директора фирмы всегда является неожиданностью, то картина и вовсе получается очень плачевная.
Практически одновременно с появлением такой Инструкции бывший Генеральный прокурор Владимир Устинов подписал приказ «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о защите прав субъектов предпринимательской деятельности». Основной целью документа было не допустить взимания чиновниками платы с предпринимателей за проведение контрольных мероприятий. Но и после этого мало что изменилось.
Огромные надежды предприниматели и эксперты возлагали на новый Закон «О торговле». По первоначальному замыслу, в этом документе должны были прописать четкий механизм проведения ревизий. Однако все антикоррупционные меры свелись к ведению на предприятиях специального журнала проверок, что, по понятным причинам, не стало панацеей от взяточничества.
Эстафетную палочку в этом вопросе переняло Московское агентство развития предпринимательства. В прошлом году была создана служба неотложной юридической помощи. Специалисты, занятые в ней, выезжают на место в случае неправомерных действий со стороны сторонних лиц. И нередко предприниматели звонят с жалобами именно на попытки вымогания у них денег. Эксперты, оказывающие «скорую помощь» таким бизнесменам, пытаются разобраться в сложившейся ситуации и помочь предпринимателям добиться правды. И, по словам министра правительства Москвы Михаила Вышегородцева, такая работа уже дала свои положительные плоды. Он отметил, что данный эксперимент снизил аппетиты ревизоров, поскольку появление на предприятии сотрудника департамента, мягко говоря, настораживает проверяющих. И это, пожалуй, пока единственный положительный результат в многолетней борьбе с нечистыми на руку чиновниками. Правда, есть перспектива, что дальнейшие планы властей, возможно, помогут еще дальше продвинуться в этом вопросе.
мнение
Политик Владимир Рыжков дал следующее определение коррупции в эксклюзивном интервью журналу «Консультант»:
— Можно выделить несколько видов коррупции. Во-первых, это взяточничество. Чтобы устроить ребенка в школу, сдать экзамен на водительские права или получить медицинскую помощь, нужно заплатить. Предприятия часто резервируют около 10 процентов своих доходов на взятки. Ведь иногда это единственный способ добиться желаемых результатов или просто получить возможность реализовать свои права. За первые восемь месяцев прошлого года сотрудники силовых структур выявили 28 000 случаев проявления коррупции, и треть из них связана именно с получением взяток.
Во-вторых, это «откаты», благодатной сферой для получения которых стало распределение бюджетных денег. В результате слабой дисциплины исполнения бюджета федеральные средства используются крайне неэффективно. По оценкам экспертов, объем «откатов» даже больше, чем взяточничества.
В-третьих, самый опасный вид коррупции, выявить который порой достаточно сложно, — случаи, когда чиновники создают преимущества отдельным гражданам или компаниям. Например, когда мэр продает земельный участок в своем городе собственным родственникам по заниженной цене или предоставляет «незаслуженные» налоговые льготы определенной фирме. Немаловажную роль в достижении нынешнего уровня преступности сыграло то обстоятельство, что многие госчиновники имеют отношение к коммерческим структурам. В некоторых регионах бюрократы практически открыто совмещают государственные и муниципальные должности с коммерческой деятельностью. Таким образом, российская экономика работает по законам коррупции.
Опыт поиска решения проблемы коррупции показал, что одним лишь документом ее никак не решить — необходим комплекс достаточно радикальных мер. И похоже, на этот раз представители власти всерьез задумались над этой задачей. Так, одной из спасительных новелл может стать законопроект, призванный регламентировать работу контрольно-счетных органов. Речь идет о сокращении числа дублирующих друг друга структур. По словам председателя Счетной палаты Сергея Степашина, новый документ должен сократить до минимума дублирующие органы контроля, поскольку сейчас их слишком много. Также он рассказал, что в законе будет четко определено, «кто, что, зачем и по каким методикам должен делать, он будет предусматривать создание координационного совета по контролю за проверяющими структурами при главе государства».
По мнению многих экспертов, нововведение поможет не только разгрузить предпринимателей от бесконечного числа проверок, но и сократить коррупцию. И действительно, если на фирму будет приходить не 33 контролера из разных ведомств, а, скажем, всего 10, уменьшится и риск возникновения подобных ситуаций. Правда, судить об этом рано, закон находится в разработке. Но верить в то, что он станет «лучом света в темном царстве», очень хочется. Тем более что Счетная палата зарекомендовала себя в данном вопросе с хорошей стороны. Вспомнить хотя бы громкие дела, связанные с разоблачением сотрудников ведомства, пойманных на получении взяток.
Депутаты Госдумы также не отстают в работе по данному направлению. Так, на рассмотрении законодателей сейчас находится «антикоррупционный пакет», в который входит проект Закона «О противодействии коррупции». По словам первого заместителя председателя Комитета Госдумы по безопасности Михаила Гришанкова, инициативы депутатов направлены на «создание атмосферы невыгодности коррупционного поведения чиновников». Согласно документу, должностные лица должны будут декларировать имущество, принадлежащее не только им, но и членам их семей. Если они откажутся предоставлять такие сведения или же они окажутся недостоверными, это может стать поводом для увольнения. Эти требования будут распространяться на госслужащих, работников правоохранительных органов и спецслужб. Для сравнения: сейчас это правило действует только в отношении госслужащих. Более того, законодатели обсуждают вероятность введения для уволенных сотрудников трехлетнего моратория на трудоустройство в коммерческие структуры и организации, отдельные функции управления которыми входили ранее в должностные обязанности этого чиновника. В законе может появиться и норма, обязывающая предпринимателя в 10-дневный срок сообщать о приеме на работу бывшего госслужащего по последнему месту его службы. Если все эти пункты появятся в законе, вероятность того, что госслужащие поумерят свои аппетиты, достаточно велика.
Правительство, в свою очередь, обещает уменьшить административное давление на бизнес путем внесения поправок в Закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)». Документ включен в план законопроектной деятельности на этот год. Будет разработан и Федеральный закон «О государственном финансовом контроле». Все это позволяет надеяться, что рано или поздно предприниматели перестанут относиться к проверкам и проверяющим как к людям, собирающим дань.
«Нота доверия»К инициативам и разработкам представителей властей не может остаться равнодушным ни один предприниматель. Даже несмотря на то, что их ожидания были неоднократно обмануты. Правда, многие эксперты с некоторым недоверием относятся к обещанным благам. Так, по словам финансового директора компании «Финстатус» Аллы Бобровой, борьба с коррупцией — это ключевая проблема, стоящая перед органами власти:
— На данный момент структура контрольно-счетных органов громоздкая, нет четко выстроенных структурных линий. К тому же ситуация усугубляется разветвленностью данных органов по регионам, что создает огромное поле деятельности для злоупотреблений государственным чиновникам. Поэтому в сложившейся ситуации реструктуризация контрольно-счетных органов крайне необходима.
Другое дело, что претворение в жизнь данных законодательных мер вызывает определенные сомнения. Не очень понятно, где будет трудиться большое количество «высвобожденных» чиновников, каковы критерии нужности и ненужности уже созданных контрольно-счетных и счетных органов и т. д. Особый вопрос — какие методы будет использовать координационный совет для своевременного выявления злоупотреблений чиновников и их пресечения. Поэтому хотелось бы надеяться, что предложенные меры смогут в достаточной степени ответить на все принципиальные вопросы.
Похожее мнение высказал аналитик инвестиционной компании «ФИНАМ» Игорь Ермаченков:
— Принимать решительные меры, безусловно, нужно, поскольку ревизионно-контрольные функции, особенно в сфере государственных и муниципальных финансов, распылены между разными ведомствами, включая Счетную палату. Рост экономики и увеличение количества и объема бюджетов, подконтрольных государству, подталкивают к наведению юридического порядка и четкому распределению функций государственных аудиторов. Правда, у меня лично большие сомнения в том, что закон будет действенным для борьбы с коррупцией. Это скорее благое намерение, а прямой эффект от закона будет в наведении порядка.
Также специалист отметил, что коррупция неизбежна и нет такого государства, которое бы ее победило. Другой вопрос — это масштабы коррупции: ее, безусловно, нужно ограничивать и сдерживать:
— Эффективны, конечно, юридические меры, но их недостаточно. Закон можно принять любой, создать службу, ответственную за его правоприменение, карать нарушителей, но где гарантия, что этот закон не станет средством давления и злоупотребления? Борьба с коррупцией может быть только комплексной: для начала нужно установить достойные зарплаты и льготы чиновникам, заинтересовать их госслужбой, и тогда уже они будут бояться нарушать закон, тем более если за его соблюдением будут следить ревизоры. Кроме этого необходимо создать такой климат в структурах государственной власти, когда взяточничество будет считаться не нормой, а чем-то неприличным. Нужна пропаганда честности чиновничества. Эта мера является самой действенной, но и самой долгосрочной — климат не устанавливается за год распоряжением правительства, он создается десятилетиями в условиях экономического роста и стабильности власти.
Как можно победить коррупцию
Только жесткими мерами — 42%.
Новым законом — 1%.
Никак — 56%.
Мне все равно — 1%.
В целях выяснить, что по данной проблеме думает бухгалтерское сообщество, журнал «Московский бухгалтер» провел опрос. Мы предложили специалистам по учету и предпринимателям ответить на вопрос, как можно победить коррупцию. Большинство респондентов высказали мнение, что это просто невозможно сделать. Так, по словам одного из столичных предпринимателей, претворить в жизнь это будет очень сложно:
— Например, почему в Европе коррупция не так развита, как у нас? Мне кажется, причина в том, что все, кто работает в государственных органах, дорожат своими местами, поскольку получают очень хорошие зарплаты и социально обеспечены намного лучше, чем те, кто работает в коммерческих организациях. Но не факт, что, если у нас поднять зарплаты, она исчезнет, скорее нет, поскольку у нас, к сожалению, брать взятки стало традицией.
С этим мнением солидарна и бухгалтер из Санкт-Петербурга Ольга Гусева:
— Взятки настолько прочно вошли во все сферы нашей жизни, что избавиться от этого, на мой взгляд, уже невозможно. Ведь посмотрите, даже к врачу не придешь просто так, а что уж говорить о том, когда к тебе вламываются в офис несколько бравых парней, присутствие которых ничего хорошего не сулит. Конечно, проще позолотить ручку и таким образом отвести от себя их гнев. Тем более что зачастую именно на это и делают ставку недобросовестные ревизоры.
Среди респондентов звучали мнения и в защиту проверяющих. Так, Галина Иннина считает, что решить проблему взяточничества можно путем повышения чиновникам зарплат:
— Мне кажется, что наше государство, как бы парадоксально это ни звучало, само провоцирует такую ситуацию. Обратите внимание, какие зарплаты у тех же налоговиков. Рядовые инспекторы получают примерно 300—400 долларов в месяц. А разве на такие деньги проживешь в наше время? Вот и созревает в умах некоторых из них мысль увеличить себе доход за счет денег предпринимателей и владельцев фирм, подотчетных им. Конечно, я не оправдываю их, но считаю, что параллельно с комплексом антикоррпуционных мер необходимо повысить госслужащим оклады. Надо сделать так, чтобы они боялись потерять свою работу. Сейчас же ситуация, прямо располагающая к обратному.
Звучали и другие мнения. Так, предприниматель из Ярославля Олег Фомин считает, что зачастую его коллеги сами виноваты в том, что чиновники берут взятки:
— Как ни прискорбно это осознавать, но многие бизнесмены решают свои проблемы за деньги только потому, что им так удобно. Ведь далеко не всегда пришедшие на фирму, к примеру, налоговики, сразу выставляют «счет». Куда более распространена ситуация, когда директор, знающий о своих «грехах», сразу предлагает замять дело за определенное вознаграждение. Поэтому мне кажется, что в расцвете коррупции виноваты и те, и другие.
Так или иначе, все высказанные мнения отражают действительность. Правда, все предложения, обсуждаемые сейчас властями, могут изменить ее. Но чтобы делать какие-то выводы по реализации вышеописанных инициатив, должно пройти время. Очень хочется надеяться, что в этот раз данные обещания приобретут реальные черты и бизнес-сообщество вздохнет наконец-то полной грудью.
Общественная организация «ОПОРА РОССИИ» совместно с Всероссийским центом исследования общественного мнения провели опрос среди предпринимателей. Респондентам предложили оценить деловую среду в регионах. Опрос проводился в 40 субъектах.
63% респондентов в регионах негативно оценивают перспективы начать бизнес с нуля,
21% считают, что «очень сложно».
Показателем является также оценка предпринимателями возможностей для вхождения на рынок своего региона уже сложившихся компаний из других регионов:
положительно оценивают 28%
отрицательно — 39%.
Среди главных проблем, стоящих перед российскими предпринимателями, на первом месте с большим отрывом стоит проблема дефицита квалифицированных кадров:
так считают 52% опрошенных
и 57% представителей крупного бизнеса, сферы промышленности и строительства.
Следующей актуальной для бизнеса проблемой являются взаимоотношения бизнеса и государства:
по данным ВЦИОМ, 45% опрошенных бизнесменов считают слишком высокими налоги и неэффективным налоговое администрирование.
43% респондентов в числе главных трудностей на пути развития бизнеса в России назвали коррупцию на всех уровнях власти,
а 42% — труднопреодолимые административные барьеры.
Беспокойство российского бизнес-сообщества вызывает также недостаточная защищенность прав собственности (24%),
неэффективное госуправление (18%),
судебная система (16%),
чрезмерно высокая зависимость экономики от сырьевого экспорта (12%).
Данные предоставлены общественной организацией «ОПОРА РОССИИ».
Начать дискуссию