Реформа исполнительного производства. Новации-2008

С 1 февраля 2008 г. вступила в силу новая редакция Федерального закона «Об исполнительном производстве» (далее - Закон), в связи с чем необходимые изменения внесены в Кодекс об административных правонарушениях, Гражданский кодекс, Уголовно-процессуальный кодекс, Закон «О банках и банковской деятельности» и другие нормативные акты.

С 1 февраля 2008 г. вступила в силу новая редакция Федерального закона «Об исполнительном производстве» (далее - Закон), в связи с чем необходимые изменения внесены в Кодекс об административных правонарушениях, Гражданский кодекс, Уголовно-процессуальный кодекс, Закон «О банках и банковской деятельности» и другие нормативные акты.

Десятилетняя практика применения закона, в т.ч. судебная, обобщенный опыт деятельности судов и службы судебных приставов не остались без внимания. Новый Закон наделяет судебных приставов рядом новых, исключительных полномочий, существенно повышающих эффективность защиты прав кредиторов. Теперь должникам не так-то просто будет водить за нос и кредиторов и судебных приставов-исполнителей.

Новые полномочия судебных приставов вызывают много дискуссий и споров. Рассмотрит наиболее важные новеллы Закона и разберемся, так ли уж страшен черт как его малюют правозащитники!

1. Возможность ограничить право выезда должников за пределы РФ (ст. 67)

Любой гражданин, уклоняющийся от погашения задолженности по алиментным обязательствам, по кредиту, по оплате штрафов, или иной задолженности, может быть ограничен в выезде за границу.

Такая возможность существовала у судебных приставов и до вступления в силу нового Закона. Однако реализовать ее Служба судебных приставов (ССП) могла только по соглашению с Пограничной и Миграционной службами.

С момента вступления в силу нового Закона Судебные приставы вправе вынести постановление об ограничении права выезда должника за пределы РФ. Постановление направляется в Федеральную миграционную службу для отказа в выдаче загранпаспортов гражданам РФ и в органы пограничного контроля с целью реально воспрепятствовать выезду должника за границу.

При этом Закон требует от приставов соблюдения строгих правил. Так, такое право возникает у пристава в случае злостного уклонения должника от погашения задолженности только по решению суда и исполнительному документу, выданному на основании этого решения суда. При исполнении иных исполнительных документов приставу для этого необходимо будет обращаться в суд. Таким образом, опасения ряда экспертов о рисках непропорционального использовании такого ограничения, необоснованны.

2. Возможность вскрывать и проникать в жилые и нежилые помещения должника для осуществления исполнительных действий (ст. 64)

Во время действия старого закона приставам приходилось тратить понапрасну массу времени для того, чтобы вручить уведомления и документы должникам. Это давало возможность должникам злоупотреблять правами и уходить от ответственности.

От этого страдали в первую очередь сами взыскатели, ибо свершившееся правосудие часто фактически не имело никакого реального исполнения. По статистике около половины всех решений судов остаются без исполнения. Кому же нужно такое формальное правосудие?!

В соответствии с новым законом судебный пристав вправе вскрывать и проникать в жилые и нежилые помещения для осуществления исполнительных действий без согласия должника. Это полномочие осуществляется в целях получения доступа к документации должника, произведения выемки документов, необходимых для расследования уголовных дел.

Для реализации этого права приставу необходимо выполнить три условия в совокупности, в том числе и конституционное право граждан на защиту жилища (ст. 25 Конституции РФ): 1) наличие санкции руководителя подразделения службы приставов, 2) присутствие понятых; 3) судебное решение об этом.

Эксперты спорят о конституционности данной нормы. С одной стороны проникновение в помещение, в частности в жилище, является нарушением права собственности должника, а так же нарушением права на жилище должника. Однако сама же Конституция РФ предусматривает возможность проникновения в жилище на основании соответствующего решения суда или на основании соответствующего федерального закона. Таким образом, никакого нарушения Конституции в новой норме нет. Более того, детальная процедура реализации новых полномочий исключает возможность злоупотребления этим правом. Поэтому баланс частных и публичных интересов соблюден, что позволит более эффективно исполнять судебные решения, тем самым реально защищая права взыскателей и повышая результативность работы ССП.

3. Возможность обратиться в регистрационную службу для осуществления принудительной регистрации прав на недвижимое имущество (ст. 69)

В случае если при осуществлении исполнительных действий у должника не имеется имущества, на которое можно наложить взыскание, но он обладает незарегистрированным недвижимым имуществом, пристав вправе обратиться в регистрационную службу для осуществления принудительной регистрации прав на недвижимое имущество.

Так же приставы будут вправе обжаловать отказ в государственной регистрации прав на имущество при определенных обстоятельствах.

Эта норма крайне актуальна, поскольку часто у должников часто есть незавершенное строительство, самовольные постройки или отсутствует регистрация легально полученных прав на недвижимость. Теперь же пристав без каких-либо ограничений сам сможет за счет последнего реализовать права и обязанности должника по регистрации прав на недвижимое имущество, если должник бездействует или препятствует этому процессу.

4. Возможность проводить проверку финансовых документов, имеющих отношение к исполнительному производству

Пристав, в целях осуществления исполнительных действий, вправе обратиться за получением необходимой информации к Федеральной налоговой службе, в банки для получения информации о счетах должника, и т.д. Кроме того, пристав, при расследовании преступлений и осуществлении исполнительных действий, вправе изымать у должника финансовые документы.

Приставы теоретически и ранее имели такое право, но в виду отсутствия четкого механизма реализации этого права в виду конкуренции норм о налоговой и банковской тайне, фактически не имели возможности оперативного получения информации о финансовом положении должника и доступа к соответствующим отчетным и аналитическим документам.

5. Возможность Взыскателя обратиться за исполнением судебного решения непосредственно к работодателю должника

Теперь исполнительные документы, могут направляться взыскателем непосредственно в кредитную организацию, а требования о взыскании периодических платежей и денежных средств, не превышающих в сумме 25 тыс. руб., непосредственно лицу, выплачивающему должнику заработную плату, пенсию, стипендию и т.п.

Помимо расширения возможности исполнения взыскателем судебных решений, данная норма позволяет избежать давления ССП на самого взыскателя. Кстати, эта мера является весьма действенным способом борьбы с коррупцией в ССП.

6. Порядок обращения взыскания на денежные средства Должника

1) судебные приставы-исполнители смогут получать в кредитных организациях сведения о номерах расчетных счетов, количестве и движении денежных средств, а также сведения об иных ценностях должника, находящихся в кредитных организациях на хранении (ст. 69);

2) перечисление со счетов должника денежных средств производится на основании исполнительного документа и (или) постановления без представления в банк расчетных документов (ч. 2 ст. 70);

3) при взыскании денежных средств с нескольких счетов должника, судебный пристав обязан указать в постановлении, с какого счета и в каком объеме должны быть списаны денежные средства (ч. 3 ст. 70);

4) за нарушение кредитной организацией срока исполнения требований исполнительного документа (ч. 5 ст. 70) предусмотрена ответственность по ст. 114;

5) устанавливается перечень обстоятельств, освобождающих кредитную организацию от исполнения требований исполнительного документа (ч. 6 и 8 ст. 70);

6) изъятые наличные денежные средства, не позднее операционного дня, следующего за днем изъятия, должны быть сданы судебным приставом в банк для перечисления на депозитный счет подразделения судебных приставов (ч. 1 ст. 70);

7) запрещается обращение взыскания на деньги и ценные бумаги, по долгам клиентов профессионального участника рынка ценных бумаг (ч. 1 и 2 ст. 73).

7. Порядок оценки имущества Должника

1) судебный пристав не вправе оценивать: имущество, стоимость которого заведомо превысит 30 тысяч рублей; недвижимое имущество; предметы, имеющие историческую или художественную ценность и т.д. (ст. 85);

2) судебный пристав для оценки стоимости ценных бумаг обязан обратиться к организатору торговли на рынке ценных бумаг, у которого соответствующие ценные бумаги включены в список, допущенных к торгам (ч. 5 ст. 85).

Эта норма весьма важна, поскольку ранее судебные приставы в сговоре со взыскателями, злоупотребляя своими правами, реализовывали имущество Должников по демпинговым ценам. Теперь коррупционно емкие нормы закона нивелированы, что является большим достижением.

8. Порядок реализации имущества Должника

1) организации, реализующие имущество должника, будут обязаны размещать информацию об имуществе в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования, а об имуществе, реализуемом на торгах, - также в средствах массовой информации (ч. 1 ст. 87);

2) ценные бумаги, иные ценности, а так же вещи, стоимость которых превышает 500 000 (пятьсот тысяч) рублей, реализуются путем проведения открытых торгов в форме аукциона (ч. 3 ст. 87);

3) определены: организаторы, осуществляющие торги; начальная цена выставляемого на торги имущества; перечень документов, представляемых судебным приставом при передаче отдельных видов имущества для реализации (ст. 89);

4) определены: сроки и порядок проведения торгов (ст. 90);

5) определены: основания объявления торгов несостоявшимися (ст. 91);

6) сначала не реализованное в течение месяца имущество подлежит уценке на 15%. Если и после уценки имущество не было реализовано в течение месяца, оно предлагается взыскателю. Нереализованное имущество должника передается взыскателю по цене на 25% ниже его стоимости, указанной в постановлении судебного пристава (ст. 87). И только в тех случаях, когда все взыскатели отказались от такого имущества, оно, как это определено и действующим законом, подлежит возвращению должнику (ч. 13 ст. 87).

Как видим, теперь механизм реализации имущества Должника приобрел четкий, более цивилизованный характер, а сами процедуры стали более понятны и прозрачны, что ставит дополнительный заслон злоупотреблениям всем участникам исполнительного производства.

9. Иные новации

1) четко обозначены сроки осуществления всех процессуальных действий;

2) определен порядок передачи исполнительных производств от одной службы судебных приставов другой;

3) пристав обязан приостановить исполнительное производство в случае смерти должника, объявления его умершим или признания безвестно отсутствующим;

4) судебный пристав обязан приостановить исполнительное производство в случае возбуждения процедуры банкротства в отношении должника (ст. 95 Закона);

5) приставы смогут возбуждать уголовные дела по составам «злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей и нетрудоспособных родителей» (ст. 157 УК РФ), и «злостное уклонение от уплаты кредиторской задолженности» (ст. 177 УК РФ).

ВЫВОДЫ

Проанализированные выше новеллы позволяют сделать главный вывод: новый Закон, расширяя полномочия судебных приставов-исполнителей, предоставляет взыскателям значительно большие возможности для исполнения судебных актов.

В силу своей вполне оправданной жесткости в условиях безответственности Должников новый закон не позволит более последним как раньше слишком вольготно чувствовать себя и грубо игнорировать законные требования взыскателей.

Служба судебных приставов становится более дееспособной и превращается в эффективное оружие против недобросовестных должников. Она приобретает черты своих зарубежных коллег, что, несомненно, положительно скажется и на инвестиционном климате России.

Долг платежом красен, поэтому должник должен знать: безнаказанно от денежной ответственности ему не уйти! Наступает новая Эра, когда должником быть не выгодно!

Автор:

Начать дискуссию