КоАП РФ

Как защититься от произвола сотрудников ГИБДД?

В Юго-Восточном административно округе г. Москвы отныне запрещено пересекать прерывистую линию разметки. А наказание за это – лишение права управления транспортным средством…

В Юго-Восточном административно округе г. Москвы отныне запрещено пересекать прерывистую линию разметки. А наказание за это – лишение права управления транспортным средством…

К такому решению пришел инспектор ДПС ГИБДД УВД ЮВАО лейтенант Д., а мировой судья 271 судебного участка Ф. поддержала его доводы! Впрочем, обо всем по порядку …

План есть план

Итак, есть в Москве такая замечательная улица в районе Лефортово – 1-й Краснокурсантский проезд. Это неширокая улица, две полосы движения, по одной для каждого направления, разделенные на всей ­протяженности прерывистой линией разметки.

Так вот, в один из сентябрьских вечеров (около 20:00) автомобиль двигался по 1-му Краснокурсантскому проезду в сторону улицы Солдатская. В плотном транспортном потоке обгон – вполне естественный маневр, разумеется, разрешенный правилами дорожного движения на том участке дороги (прерывистая линия разметки). В тот момент водитель и подумать не мог, что, выполняя разрешенный обгон, он совершает самое любимое ГИБДД административное правонарушение – выезд на встречную полосу в нарушение ПДД (п. 4 ст. 12.15 КоАП РФ)!

В момент окончания обгона (встречные транспортные потоки, повторимся, разделены прерывистой линией разметки) автомобиль был остановлен инспектором ДПС ГИБДД ЮВАО лейтенантом Д., который заявил водителю, что тот неправомерно выехал на встречную полосу.

– А как же прерывистая линия разметки?! – с удивлением спросил водитель.

– Вы создали угрозу безопасности движения, так как двигались по встречной полосе! – заявил инспектор Д.

– Что мы будем спорить, предлагаю пойти и посмотреть, какая ­разметка нарисована на дороге в месте, где я обгонял, – настоял водитель.

– Водитель вместе с инспектором ДПС подошли к месту, где был ­совершен обгон.

– Вот, смотрите, – водитель указал пальцем на прерывистую линию разметки, – здесь обгон разрешен, да и знака запрещения обгона нет.

– Ну не зря же я тебя остановил, – заявил инспектор ДПС, – не надо правила нарушать!

– Постойте, а какой именно пункт ПДД я нарушил, выезжая на встречную полосу через прерывистую линию разметки? – с еще большим ­удивлением спросил водитель.

– Ну, раз остановил, не могу же я тебя отпустить. В общем, я протокол составлю, – подытожил сотрудник ГИБДД, – а все остальное в суде будешь доказывать. У меня план!»

«Ну ладно, суд так суд. Уж он-то наверняка во всем разберется», – подумал водитель, написал в протоколе: «Категорически не согласен!!!» и стал ждать суда.

А история между тем только начиналась. Как выяснилось позже, ­«правосудие» и «Конституция» – понятия, суду не знакомые!

Самый гуманный суд в мире

Через три недели водителя, как водится, вызвали в суд. Зная, насколько судебные решения бывают противозаконными, не полагаясь на судьбу, водитель основательно подготовился к судебному заседанию:

  • ознакомился с материалами дела;
  • подготовил письменное объяснение;
  • нарисовал схему движения транспортного средства;
  • подготовил комментарии к протоколу об административном правонарушении и к рапорту инспектора ДПС (т.к. в них было огромное количество неточностей и несоответствий действительности);
  • подготовил ходатайство о допросе инспектора ДПС и пассажира, ­который присутствовал в автомобиле во время совершения обгона;
  • подготовил ряд других ходатайств и доказательств отсутствия ­события правонарушения (как такового).

Плюс ко всему у водителя была полная уверенность в том, что:

  • судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и закону (ст. 120 Конституции РФ);
  • судопроизводство осуществляется на основе состязательности ­и равноправия сторон (ст. 123 Конституции РФ);
  • каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (ст. 46 Конституции РФ);
  • каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст. 45 Конституции РФ);
  • все неустранимые сомнения толкуются в пользу лица, привлекаемого к административной ответственности (ст. 1.5 КоАП РФ).

Во всяком случае, водитель так думал. Казалось бы, что еще нужно для вынесения объективного, независимого и непредвзятого решения? Не тут-то было!

Судья внимательно выслушала устные объяснения, приобщила к материалам дела письменные объяснения, схему движения автомобиля. Все остальные ходатайства о приобщении к делу доказательств невиновности водителя судья отказалась удовлетворить с мотивировкой: «Они приведут к затягиванию процесса» или «Это не имеет отношения к делу».

Инспектор ДПС Д, явившийся в суд, тоже ничего внятного сказать не смог.

– Я правомерно остановил данного водителя, – объяснял инспектор ДПС, – он выехал на встречную полосу.

– Постойте, – удивился водитель, – на том участке дороги можно ­выезжать на встречную полосу. Какой именно пункт ПДД я нарушил?

– Пункт 11.5 Правил дорожного движения, – заявил сотрудник ГИБДД в суде, – водитель проехал перекресток по встречной полосе.

– Ну как же?! – в еще большее недоумение пришел водитель. – Ведь мой автомобиль был остановлен задолго до перекрестка!

– Водитель неправомерно выехал на встречную полосу, – продолжал, как автоответчик, бубнить инспектор ДПС в суде, – он создал угрозу безопасности дорожного движения, а также помехи для движения других транспортных средств.

– Какие помехи, какая угроза безопасности, что вы несете? – возмущался водитель. – Маневр правилами разрешен, ДТП не было, какие тут могут быть вопросы?

– Суду все ясно, – перебил спор мировой судья, – инспектор ДПС свободен, а суд удаляется для вынесения постановления.

Все материалы дела были явно в пользу водителя: протокол говорит об одном, рапорт о другом, инспектор ДПС на допросе показал третье. Рапорт, помимо непонятных и незаверенных исправлений, вообще не был подписан! Этакая безобразная бумажка в деле лежит, даже назвать ее документом язык не поворачивается. Никто и не догадывался, что для мирового судьи Ф. все эти сомнительные документы будут железным доказательством вины!

Каково было удивление водителя, когда за пересечение прерывистой линии разметки мировой судья 271 судебного участка лишила его ­водительских прав на полгода!

На следующий день была подана жалоба в Лефортовский районный суд, которую взялась рассматривать федеральный судья К.

Судебное заседание по рассмотрению жалобы длилось… три минуты!

– Я понимаю, что вы правы, – призналась судья, – но оснований для отмены постановления у меня нет.

– Постойте, – удивился водитель, – а многочисленные нарушения всех возможных норм материального и процессуального права – это не основание? А то, что водителя лишили прав за то, что он пересек прерывистую линию разметки, – это тоже не основание? Что же тогда вообще является основанием?

– Мы не можем отменять постановления, – тяжело вздохнув, сказала судья, – обратитесь в Мосгорсуд. Там, скорее всего, рассмотрят вашу жалобу по существу…

Оказалось, что по каким-то непонятным указаниям кого-то «сверху» федеральные судьи не рассматривают жалобу по существу, а просто отказывают в ее удовлетворении с типовой формулировкой: «Оснований для отмены постановления нет».

Через два дня жалоба была подана уже в Московский городской суд. Но Мосгорсуд вообще отказался рассматривать жалобу с объяснением: «Нарушен порядок подачи надзорной жалобы!» О как! И это при том, что порядка подачи жалобы по делу об административном правонарушении нет, причем нет как в Кодексе об административных правонарушениях, так и в постановлении пленума Верховного Суда, посвященном рассмотрению судами дел об административных правонарушениях.

Мысль о том, что в нашей стране существует право на судебную защиту, а также о том, что в нашей стране судьи независимы и подчиняются только Конституции, оказалась не совсем соответствующей действительности.

Конечно же, сдаваться рано. И за свои права (в прямом и переносном смысле) нужно бороться до конца. Повторная жалоба в Московский городской суд была подана уже на следующий день. Но вряд ли дело закончится этим, скорее всего, придется обращаться в Верховный Суд, Администрацию Президента, а также к Уполномоченному по правам человека.

Что делать, если вы столкнулись с произволом сотрудников ДПС

Подытоживая опыт общения с дорожными блюстителями порядка, – несколько советов о том, что нужно делать, если вы столкнулись с неправомерными действиями сотрудников ДПС ГИБДД или, того хуже, с их откровенным произволом.

  1. Не паникуя и не нервничая, объясните сотруднику ГИБДД, почему его доводы являются неубедительными (ложными, противозаконными). Для этой цели нелишним, например, будет прогуляться вместе с милиционером до того места, где двигался ваш автомобиль, и показать траекторию движения «на местности».
  2. Если убедить инспектора ДПС в своей правоте на месте не удалось, дождитесь составления протокола об административном правонарушении. В протоколе, в графе «объяснения», пишите: «Ознакомлен, по существу не согласен». Больше никаких комментариев не даем и не пишем. С остальным будем разбираться позже.
  3. Если вы нарушили ПДД, ни в коем случае в этом не признавайтесь, и уж тем более ни в коем случае не пишите это в протоколе. На дороге встречается масса ситуаций, когда инспекторы ошибаются или присутствуют какие-либо противоречия. Напишите в протоколе: «Ознакомлен, по существу не согласен». На вопрос инспектора: «С чем именно не согласен?» можно не отвечать.
  4. Если за правонарушение предусмотрено лишение права управления транспортным средством, дело будет рассматривать судья. Во время составления протокола инспектор ДПС попытается вручить вам повестку в суд, в этом случае лучше отказаться от ее получения.
    Во-первых, это незаконно: инспектор не вправе решать вопросы, которые обязан решать суд.
    Во-вторых, в то время, которое указано в этой «повестке», в суд явится еще сотня таких, как вы. Поэтому, стоя в очереди, потеряете много времени.
    В-третьих, помните, что судья при подготовке дела к слушанию в любом случае обязан вас известить о времени и месте рассмотрения административного дела.
  5. Дождитесь извещения непосредственно от судьи о дате и времени рассмотрения административного дела. А пока ждете, не теряйте времени, внимательно изучите пункты Правил дорожного движения, которые вы якобы нарушили, и статьи Кодекса об административных правонарушениях, которые предусматривают за это ответственность.
    Не лишним в этом случае будет еще раз ознакомиться с местностью, где вы двигались: внимательно изучите все знаки, разметку и другие особенности движения на том участке дороги. Если есть ­возможность, сфотографируйте эту местность с разных ракурсов.
  6. Перед тем как отправиться на судебное заседание, предварительно ознакомьтесь с делом. Для этого нужно подъехать в канцелярию суда и попросить дело для ознакомления. Вам обязаны его предоставить и дать возможность спокойно его почитать (ст. 25.1 КоАП РФ).
    Более того, если есть возможность, снимите копии со всех документов, имеющихся в деле (или сфотографируйте их). Это можно и нужно сделать, чтобы иметь возможность спокойно подумать над ними дома, а также для того, чтобы материалы дела в процессе не изменялись.
  7. Не надейтесь на судьбу, тщательно подготовьтесь к судебному заседанию:
    • подготовьте свои письменные объяснения;
    • нарисуйте свою схему движения транспортного средства;
    • если в момент движения в автомобиле находились пассажиры, заручитесь их поддержкой и подготовьте ходатайство о вызове их в суд и допросе в качестве свидетелей;
    • если на месте правонарушения вы запомнили номера автомобилей, которые находились (двигались) в том месте, подготовьте ходатайство об установлении их владельцев и вызове их в суд. В том случае, если судья откажется это сделать, в процессе обжалования решения можно будет смело указывать, что он не предоставил возможность доказать свою невиновность, что является нарушением процессуальных норм Кодекса об административных правонарушениях;
    • если в материалах дела есть неточности или сомнения, укажите судье на это: подготовьте письменное ходатайство об исключении данных материалов из дела (судья, скорее всего, в этом откажет, но еще один «козырь» будет на нашей стороне);
    • если существуют еще какие-либо доказательства (которые подтверждают вашу невиновность), подготовьте ходатайство о приобщении и его к материалам дела. Даже если эти доказательства могут показаться совсем бредовыми, смело заявляйте о них: статья 45 Конституции РФ вам дает такое право.
  8. Все перечисленные письменные ходатайства заявляйте на судебном заседании. Не переживайте, что вам могут в них отказать. Даже если судья не согласится удовлетворить ваши ходатайства, они в любом случае будут приобщены к делу, и впоследствии (при обжаловании постановления) вы сможете на них ссылаться.
  9. Также нелишним будет записать ход судебного заседания на диктофон. Причем это лучше делать открыто: статья 10 Гражданского процессуального кодекса дает вам на это право. При обжаловании постановления в некоторых случаях очень полезно бывает обратиться к аудиозаписи хода заседания.
  10. Морально будьте готовы к тому, что мировой судья, несмотря на все ваши доводы и доказательства, вынесет постановление о привлечении вас к ответственности. К сожалению, большинство мировых судей живет по принципу: «Если инспектор ДПС составил протокол, значит, водитель виноват по определению».
  11. Если все-таки на судью никак не повлиял вес и количество ваших доказательств, не отчаивайтесь. Впереди еще ряд судебных инстанций, которые относятся к Кодексу об административных правонарушениях и Конституции РФ более уважительно. Поэтому смело обращайтесь в вышестоящий суд (федеральный районный суд) с жалобой на неправомерно вынесенное постановление. Жалоба пишется в свободной форме.
  12. Если же и для федерального судьи ваши доводы окажутся неубедительными и он оставит постановление в силе, обращайтесь еще выше (городской суд, областной суд, Верховный Суд). Там, «наверху», находятся очень грамотные люди. Будьте уверены, они рассмотрят вашу жалобу и ваше дело по существу.

И, наконец, еще один важный момент.

Пока вы пишете жалобу и она рассматривается в федеральном суде, постановление (в том числе и о лишении вас права управления ТС) не является вступившим в законную силу. В этот период времени вы имеете полное право ездить на автомобиле (даже если мировой судья лишил вас такого права). И только когда федеральный суд, куда вы обратились с жалобой на постановление, отказал вам в ее удовлетворении, с этого момента постановление по делу вступает в законную силу.

На период рассмотрения вашей жалобы обязательно возите ее с собой в автомобиле. И если очередной инспектор ДПС ГИБДД заявит вам, что вы управляете автомобилем в то время, когда вы лишены водительских прав, покажите ему жалобу с отметкой суда о ее принятии. Этот документ говорит о том, что постановление по делу еще не вступило в законную силу.

Если же вы столкнулись с откровенным произволом сотрудников дорожно-патрульной службы, рекомендация одна – звоните на центральный пульт милиции по телефону «02» (с мобильного телефона – 112). Спокойно и внятно объясните, с чем именно столкнулись, что именно сделал инспектор ДПС, где и как это происходило. Оператор официально примет ваше сообщение и направит его на рассмотрение в соответствующее подразделение. Не пренебрегайте этим правом, так как по каждому такому обращению заводится специальная карточка, которая направляется в орган ГИБДД и должна будет в любом случае отработаться.

Кроме того, очень полезно в этом случае официально обратиться в прокуратуру с соответствующим заявлением. И даже если по вашим жалобе и заявлению будет принято решение не в вашу пользу (соответствующие органы не найдут нарушений в действиях инспектора ДПС), будьте уверены, что в следующий раз сотрудник ДПС трижды подумает, прежде чем совершать неправомерные действия или нарушать закон.

Как бы то ни было, старайтесь не нарушать Правила дорожного движения, поскольку доказывание своей невиновности – процесс довольно долгий, нудный и неблагодарный. Особенно в нашей стране, где водитель, который садится за руль, «виноват по определению».

Ну а если столкнулись с незаконными действиями или откровенным произволом сотрудников ДПС, будьте готовы доказывать свою невиновность и идти до конца. Ибо так и только так мы сможем постепенно перейти от варварского общества к цивилизованному правовому государству.

Автор - генеральный директор компании "Современное право" адвокат. Автор в этот момент находился в машине, а впоследствии непосредственно принимал участие во всех разбирательствах.

Комментарии

3
  • Барышня
    Цитата:
    Как бы то ни было, старайтесь не нарушать Правила дорожного движения, поскольку доказывание своей невиновности – процесс довольно долгий, нудный и неблагодарный. Особенно в нашей стране, где водитель, который садится за руль, «виноват по определению».
    У меня была подобная ситуация .Только я виноватой оказалась потому , что женщина , а тот ,кто выехал мне навстречу и врезался в меня оказался прав , потому что его родственник-начальник ГИБДД.
    Свою невиновность пришлось доказывать долго и упорно,обращаясь к независимым экспертам. Но оправдали меня только в суде второй инстанции.А судья первой инстанции сделала резкий поворот не в мою сторону после того , как поняла , что взятки от меня не дождешься.
  • Барышня

    "Не паникуя и не нервничая, объясните сотруднику ГИБДД, почему его доводы являются неубедительными (ложными, противозаконными)." когда я попала в ДТП , задала вопрос сотруднику ГИБДД на месте аварии : " почему водитель врезавшейся в меня машины пересек прерывистую линию и оказался на моей стороне ?"
    Он ответил резко : "По качану!" И добавил : "выписывайте на нее протокол!" Хотя изначально протокол готовили на виновника ДТП.Но , как узнала тут же , он является родственником начальника ГИБДД! И у меня была в дальнейшем такая же ситуация с районным судом, признали виновной . даже несмотря на заключение независимой экспертизы.Отменить решение удалось областным судом!

  • Барышня
    Извиняюсь , торопилась , и сделала опечатку: водитель пересек сплошную.Там ему много чего грозило...Только сама себе удивляюсь как не потеряла сознание (физиономия была разбита, шла кровь) и хватило сил проверить правильность составления схемы места проишествия.А то бы припарили мне еще чего-нибудь.