Законопроекты

Саморегулирование строительной деятельности

На вопросы о саморегулировании строительной деятельности отвечает Александр Сергеевич Самойлов, директор Правового департамента Ассоциации строителей России, член Совета по вопросам жилищного строительства при Председателе Совета Федерации Федерального собрания РФ, д. ю. н., профессор.

На вопросы о саморегулировании строительной деятельности отвечает Александр Сергеевич Самойлов, директор Правового департамента Ассоциации строителей России, член Совета по вопросам жилищного строительства при Председателе Совета Федерации Федерального собрания РФ, д. ю. н., профессор.

В Государственную думу РФ внесен законопроект. Предполагаемые изменения в Градостроительном кодексе РФ касаются деятельности саморегулируемых организаций строителей. Какова цель вносимых поправок?

Комитетом Государственной думы РФ по собственности при активном участии Ассоциации строителей России, а также других общественных объединений строителей, проектировщиков и изыскателей подготовлен проект закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части замены лицензирования строительной деятельности». Он предусматривает механизмы саморегулирования в сфере капитального строительства и создание предпосылок для формирования современного и цивилизованного рынка строительных услуг. Следует отметить, что в настоящее время строительный комплекс России объединяет более 112 тысяч действующих строительных организаций. Они включают подрядные организации, предприятия стройиндустрии и промышленности строительных материалов, проектные и научно-исследовательские организации и др. При этом в строительном комплексе занято около 4 миллионов человек.

Почему нужно менять механизм лицензирования?

Поставленные руководством государства задачи по увеличению ввода в эксплуатацию жилых домов в рамках национального проекта «Комфортное и доступное жилье гражданам России» предполагают кардинальное повышение эффективности строительной деятельности, формирование оптимальных механизмов регулирования и контроля в данной сфере, нового уровня взаимодействия государства и строительного бизнеса.

Кроме того, на современном этапе многие строительные компании готовы принять участие в регулировании как собственных технологических процессов (в форме разработки и внедрения технических регламентов, национальных и специальных стандартов), так и деятельности на рынке строительных работ и услуг. В этом случае предполагаемое участие может быть в форме разработки единых правил оперирования на рынке и создания механизмов дополнительной ответственности, гарантирующих выполнение обязательств перед потребителями услуг.

Как решить эти задачи?

Данные задачи могут быть успешно решены при реализации целого ряда мер. Основными из них, на наш взгляд, являются:
– ужесточение доступа на рынок строительных услуг;
– страхование гражданской ответственности за причинение ущерба третьим лицам и ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств;
– создание внутрикорпоративных механизмов дополнительной материальной ответственности (в виде компенсационных фондов и других инструментов);
– информационная открытость («прозрачность») строительных компаний;
– дополнение государственного регулирования и надзора контролем внутри самого профессионального сообщества;
– обеспечение эффективной коммуникации «власть – строительный бизнес – потребитель», при которой для каждой из сторон ясно, с кем именно вести диалог (в том числе и при решении вопросов ответственности).

Указанные меры являются базовыми элементами модели саморегулирования предпринимательской и профессиональной деятельности, которая на протяжении многих лет эффективно действует, в том числе и в сфере строительства, в наиболее экономически развитых странах.

Какая из моделей саморегулирования принята за основу?

За основу принята модель совместного государственного и общественно-профессионального сорегулирования. При этом сохранение за государством важнейших регулятивных и надзорных функций в сочетании с дополнительными механизмами саморегулирования (допуск на строительный рынок, обязательное страхование и т. д.) гарантируют последовательность и контролируемость перехода строительного комплекса к саморегулированию.

В чем суть вносимых поправок?

Предполагается введение в текст Градостроительного кодекса РФ положений о саморегулируемых организациях как о полноценном субъекте градостроительных отношений с отдельными полномочиями по осуществлению регулирования профессиональной деятельности основных ее участников.

Механизмы саморегулирования вводятся параллельно с действующими механизмами государственного регулирования. При этом у государства остается возможность «подстраховать» отрасль на переходном этапе становления саморегулирования от возможных «ошибок роста».

Так, в отдельной главе Градостроительного кодекса РФ должны быть представлены основные принципы построения саморегулируемых организаций, общие требования к правилам и стандартам их деятельности, представлен порядок государственной регистрации и основы взаимодействия саморегулируемых организаций с органами госуправления. В частности, планируется без ослабления функций и полномочий органов государственной власти и местного самоуправления в сфере строительства дополнить их саморегулированием деятельности профессиональных сообществ изыскателей, проектировщиков и строителей. При этом саморегулируемые организации будут ответственны за действия своих членов перед потребителями.

Как будет регулироваться допуск организаций на строительный рынок?

В законопроекте условием допуска на рынок услуг в сфере строительства является обязательное членство в саморегулируемой организации. Именно такая организация определяет общие критерии, которым должен отвечать участник инвестиционно-строительной деятельности. При этом минимальные из этих критериев предлагается закрепить непосредственно в Градостроительном кодексе РФ.

А не приведет ли такой порядок, в свою очередь, к монополизации рынка?

Нет, не приведет.

Предлагаемая законодательная конструкция как раз устраняет некоторую опасность монополизации строительного рынка при переходе к саморегулированию. В то же время изложенная выше концепция исходит из того, что саморегулируемых организаций на строительном рынке будет достаточно ограниченное количество.

Это позволит обеспечить как необходимый государственный надзор за их деятельностью, так и эффективное взаимодействие с ними государственных органов и потребителей.

Предусмотрены ли финансовые гарантии?

Обязательным условием членства в саморегулируемой организации строителей будет являться страхование гражданской ответственности за причинение ущерба третьим лицам, а также за неисполнение договорных обязательств перед потребителями услуг.

Кроме того, законопроектом предлагается дополнительный механизм обеспечения ответственности в виде компенсационных фондов саморегулируемых организаций. В их формировании, прежде всего в денежной форме, участвуют все члены организации. Средства фондов будут использоваться для возмещения ущерба в тех случаях, когда он не покрывается страховыми выплатами.

Какие еще положения включает законопроект?

Предлагаемая модель также содержит положения об информационной открытости саморегулируемых организаций, а также нормы, обеспечивающие их эффективное взаимодействие в сфере градостроительства с органами государственной власти всех уровней. А кроме того, положение о государственном надзоре.

Что изменится на рынке строительных услуг с принятием всех этих изменений?

Следует учитывать, что предлагаемый комплекс механизмов и инструментов саморегулирования объективно устраняет возможность возникновения проблем «обманутых дольщиков».

Его реализация неизбежно приведет также к удалению со строительного рынка недобросовестных, а также неподготовленных участников.

Внедрение изложенной модели саморегулирования, принятие соответствующих изменений в Градостроительный кодекс РФ позволит резко повысить управляемость строительным комплексом России и эффективность его деятельности. Кроме того, будет обеспечена реализация концепции частно-государственного партнерства в сфере строительства, сформирован еще один важный институт гражданского общества в виде саморегулируемых организаций.

Начать дискуссию