В 2008 году Федеральный лицензионный центр перешел на выдачу бланков лицензий по новой форме. С чем связано данное нововведение?
Оформление предоставляемых (переоформляемых) лицензий по новой форме установлено постановлением Правительства РФ от 11 апреля 2006 г. № 208. Таким образом, выполнена обязательная норма.
Будет ли продлеваться порядок лицензирования, действующий в настоящее время, и дальше?
Начиная с 2005 года краткосрочное продление лицензирования, к сожалению, вошло в традицию. Такой порядок в отсутствие соответствующих законодательных и нормативных альтернативных механизмов регулирования деятельности в системообразующей отрасли экономики страны не вызывает понимания ни в структурах государственной власти субъектов России, ни в органах местного самоуправления, ни в профессиональном сообществе. Подтверждением тому является огромное число обращений, поступивших в Государственную думу и Правительство РФ о преждевременности отмены лицензирования. Многолетний опыт лицензирования показал дееспособность этого механизма государственного регулирования. Лицензирование создало субъектам предпринимательства максимально либеральные условия для выхода на рынок строительных и проектно-изыскательских услуг на территории всей России. При этом обеспечивается контроль со стороны государства за их деятельностью, хотя зачастую он недостаточно эффективен.
Таким образом, государство пока оставляет за собой право контролировать строительную деятельность?
Сегодня можно говорить о передаче излишних функций государства негосударственным структурам, а не об уходе государства от контроля из такой отрасли, как строительство. Переход на введение элементов саморегулирования в отрасли будет достаточно длительный. Оценку этому сейчас дать довольно сложно.
И в этой связи сегодня на государственном уровне необходимо думать о продлении лицензирования и установлении переходного периода для отработки внедрения саморегулирования в отдельные сектора строительной отрасли. К 1 июля этого года, то есть в ближайшие три месяца, государство не готово передать всю ответственность за строительный рынок саморегулируемым организациям.
Почему возникли предложения по отмене лицензирования строительной деятельности?
В настоящее время в системе лицензирования довольно сложный период. Существует ряд причин, которые мешают нормальной работе лицензирующего органа. Это прежде всего изменение законодательства в области лицензирования, которое повлекло за собой изменение схемы приостановления действия лицензий. То есть при существующей системе контроля лицензирующий орган практически лишен возможности применять к лицензиату наиболее эффективные меры воздействия - приостанавливать действие лицензии.
Какие еще причины затрудняют работу лицензирующих органов?
Лицензирование в строительстве нельзя рассматривать в отрыве от выполнения контрольно-надзорных функций в отрасли в целом.
На наш взгляд, сегодня существует ряд проблем, не в полной мере урегулированных в законодательных и нормативных документах. Они связаны с разобщенностью системы осуществления контрольно-надзорных функций в области строительства; несовершенством взаимодействия контроля (надзора) в строительной отрасли с контролем (надзором) в сферах промышленной, экологической, пожарной безопасности; недостаточной сформированностью структур государственного строительного надзора и органов государственной экспертизы. Положение в сфере контроля и надзора в строительной отрасли усугубляется отсутствием технических регламентов в строительстве, современных нормативно-технических документов, особенно в сфере строительства высотных зданий и других технически сложных объектов.
В конце 2007 года принят Федеральный закон «О саморегулируемых организациях». Насколько он «применим» к строительной отрасли?
Данный Закон является основой для создания соответствующей нормативно-правовой базы в различных отраслях экономики, в том числе в строительстве. К сожалению, следует отметить, что вступивший в действие Закон не содержит исчерпывающих норм по вопросам полномочий саморегулируемых организаций. К ним относятся осуществление контроля за деятельностью членов данных организаций, формирование механизма финансовой ответственности, порядка и правовых основ взаимодействия саморегулируемых организаций и органов власти. Таким образом, необходимо в первоочередном порядке внести изменения и дополнения по этим вопросам в указанный Закон. Кроме того, следует разработать множество нормативных правовых документов в развитие данного Закона в целях обеспечения реализации его норм.
За последние два года разработано множество концепций и законопроектов по введению саморегулирования в строительной отрасли. Как вы их оцениваете?
Проекты концепций далеки от совершенства. Они не содержат обоснованных и достаточных норм для осуществления саморегулирования в столь сложной отрасли, как строительная. Кроме того, они противоречат по множеству положений нормам действующего градостроительного и гражданского законодательств, а также законодательства о техническом регулировании.
А какую модель регулирования на строительном рынке предлагает Федеральный лицензионный центр?
Саморегулирование в сочетании с государственными методами регулирования строительного рынка является оптимальной моделью для России.
При этом следует отметить, что переход на негосударственные формы регулирования требует проведения серьезных обоснований и, главное, накопления практического опыта в ходе экспериментальной апробации новых механизмов регулирования. При планировании такого перехода нужно иметь не только соответствующую законодательную базу, но и современную систему нормативных документов и технических регламентов. Необходимо также исключить возможность создания взамен административных других искусственных барьеров, направленных на защиту корпоративных интересов, а также монополизацию строительного рынка узким кругом субъектов предпринимательства.
Начать дискуссию