Налоговые споры

Выездная налоговая проверка: КС РФ поддержал налоговиков

16 июля этого года судом было вынесено постановление, признавшее часть 2 ст. 89 Налогового кодекса РФ соответствующей Основному Закону.

Приложение к еженедельнику "Экономика и жизнь" - "Ваш партнер-консультант" N 30, 2004 г.

16 июля этого года судом было вынесено постановление, признавшее часть 2 ст. 89 Налогового кодекса РФ соответствующей Основному Закону.

Напомним, что часть 2 ст. 89 НК РФ устанавливает, что срок проведения выездной налоговой проверки составляет два (в исключительных случаях - три) месяца. Выездные проверки организаций, имеющих филиалы и представительства, продлеваются на один месяц на проведение проверки каждого из них. Срок проверки охватывает время фактического нахождения проверяющих на территории налогоплательщика, за исключением времени между вручением налогоплательщику требования о представлении документов в соответствии со ст. 93 НК РФ и их представлением.
Вопрос о соответствии данной нормы Конституции РФ был поднят индивидуальным предпринимателем Н. Чуевым и учредителем и участником ООО "Анего" А. Егоровым.
!Они полагают, что, включая в срок проверки только время нахождения проверяющих на территории налогоплательщика, налоговые органы получают возможность сделать выездную проверку фактически бессрочной.
Такая неопределенность, утверждали заявители, влечет за собой нарушение нормальной работы фирмы: срыв переговоров, ограничение возможности получения кредитов, удар по деловой репутации и прочие негативные последствия. Результат - нарушение целого ряда конституционных положений, в первую очередь части 1 ст. 34 Конституции РФ, которая гарантирует право на свободное предпринимательство.
Даже представители Госдумы и Совета Федерации в Конституционном Суде РФ, утверждавшие, что сама по себе часть 2 ст. 89 НК РФ соответствует Основному Закону страны, согласились с заявителями, что произвольное затягивание выездных проверок, которое налоговики оправдывают ссылками на указанную норму, нарушает права налогоплательщиков.
Тем не менее трактовка части 2 ст. 89 НК РФ, содержащаяся в постановлении Конституционного Суда РФ, для налогоплательщиков весьма неутешительна.
!Суд указал, что, регламентируя продолжительность проведения выездных налоговых проверок, законодатель исходил из принципа недопустимости "избыточного или неограниченного по продолжительности применения налогового контроля". Однако критерии, которые позволяли бы установить, в каких случаях налоговый контроль становится неограниченным по продолжительности, в тексте постановления выявить довольно сложно.
Суд определил срок проведения выездной налоговой проверки как "сумму периодов, в течение которых проверяющие находятся на территории налогоплательщика", повторив, таким образом, формулировку части 2 ст. 89 НК РФ.
!В этот срок, указано в постановлении, не должно засчитываться время проведения встречных проверок и экспертиз (если только проверяющие в этот же период не находились на территории налогоплательщика), а также время, необходимое для оформления результатов проверки. Порядок календарного исчисления сроков, установленный ст. 61 НК РФ, в этих случаях не применяется.
Такой вывод судьи обосновали заботой об интересах налогоплательщика. Конституционный Суд указал на недопустимость его "излишнего обременения" в связи с необходимостью предоставления проверяющим условий для работы и т. п.
По мнению суда, существующая формулировка части 2 ст. 89 НК РФ, обеспечивает одинаковый объем правовых гарантий каждому налогоплательщику и позволяет учесть "юридически значимые и объективно обусловленные различия между отдельными категориями налогоплательщиков".
Тем самым Конституционный Суд РФ поддержал арбитражных судей, которые, применяя часть 2 ст. 89 НК РФ, признавали законной позицию налоговых органов (см., например, постановления кассационной инстанции ФАС Волго-Вятского округа от 06.06.2003 по делу N А29-8408/02А, от 22.05.2003 по делу N А29-7231/02А, постановление кассационной инстанции ФАС Московского округа от 24.03.2004 по делу N КА-А40/1790-04).
Слабым утешением налогоплательщикам может служить признанное за ними Конституционным Судом РФ право на судебную защиту и судебное обжалование решений, действий и бездействия органов власти (части 1 и 2 ст. 46 Конституции РФ, ст. 137 и 138 НК РФ). Указанное право предполагает возможность проверки решений, принятых государственными органами в ходе налогового контроля, в том числе о проведении встречных проверок, истребовании документов, назначении экспертизы и др.
Конституционный Суд РФ подтвердил, что налоговики при вынесении таких решений не имеют права руководствоваться "целями и мотивами, противоречащими действующему правопорядку", а налоговый контроль не должен превращаться в "инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы".
Учитывая, что проверять целесообразность решений о проведении встречной проверки, экспертизы, истребовании документов суды не уполномочены, серьезной проблемой для налогоплательщика, который обратится в суд за защитой от произвольного затягивания выездной проверки, станет доказывание "целей и мотивов" должностного лица налоговой инспекции, принявшего такое решение. Возможность доказать, что эти цели и мотивы противоречат действующему правопорядку, представляется довольно сомнительной.

* Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) может проводиться по одному или нескольким налогам. Налоговый орган не вправе проводить в течение одного календарного года две выездные налоговые проверки и более по одним и тем же налогам за один и тот же период. Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев, если иное не установлено настоящей статьей. В исключительных случаях вышестоящий налоговый орган может увеличить продолжительность выездной налоговой проверки до трех месяцев. При проведении выездных проверок организаций, имеющих филиалы и представительства, срок проведения проверки увеличивается на один месяц на проведение проверки каждого филиала и представительства. Налоговые органы вправе проверять филиалы и представительства налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) независимо от проведения проверок самого налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора). Срок проведения проверки включает в себя время фактического нахождения проверяющих на территории проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента. В указанные сроки не засчитываются периоды между вручением налогоплательщику (налоговому агенту) требования о представлении документов в соответствии со ст. 93 настоящего Кодекса и представлением им запрашиваемых при проведении проверки документов (ч. 2 ст. 89 НК РФ).

Начать дискуссию

Перенос майнинга в правовое поле обеспечит бюджету 50 млрд рублей в год

Майнеры могут принести около 240 млрд рублей чистой ликвидности в цифровых валютах.

Импорт

Вырос спрос на услуги по финансовому сопровождению импортеров

Участники внешнеэкономической деятельности выбирают компании с официальным представительством в Китае, чтобы избежать проблем с оплатой поставок.

Майнеров и нотариусов обязали соблюдать антиотмывочный закон

Сведения о подозрительных операциях майнеры и нотариусы будут передавать в Росфинмониторинг.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Права потребителей

Оформление уголка потребителя

Оформление уголка потребителя — специально организованное место, где потребители могут получить информацию о товарах и услугах, а также о правах и защите своих интересов.

Кто и как должен применять ПБУ 18/02

Разбираемся, кто и зачем должен применять ПБУ 18/02.

Кто и как должен применять ПБУ 18/02

Что включить в декларацию по прибыли налоговым агентам

Налоговым агентам обязательно нужно заполнить подраздел 1.3 раздела 1 и Лист 3 декларации по налогу на прибыль. Сдать документ нужно до 25 июля.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Незаконные комиссии: спор ради спора?

Я все еще про налоги. В одном профильном чате наткнулся на многостраничный спор и, пока не разобрался, думал, что коллеги спорят о том, что банки незаконно взимают деньги за что-то. Например, за то, что ты со своего ИП слишком много хочешь вывести прибыли от деятельности на личный счет. Но нет, речь шла о тех самых налоговых комиссиях.

Незаконные комиссии: спор ради спора?

Средства на ИИС-3 будут застрахованы аналогично вкладам

В случае банкротства финансовой организации инвесторы смогут вернуть свои сбережения.

Введение больших оборотных штрафов за утечку персданных пока под вопросом

Организациям будет проще отдать деньги вымогателям, чем заплатить оборотный штраф за утечку персональных данных клиентов.

Инвестиции

Как откладывать 200–300 тысяч рублей в месяц, а главное зачем?

Каждый раз, когда я пишу о том, что инвестировал за месяц 200 000 рублей, многие интересуются, как вообще так бывает, где столько платят и кем нужно работать, чтобы зарабатывать столько, чтобы была возможность откладывать больше, чем тратить. Ок, отвечаю.

Как откладывать 200–300 тысяч рублей в месяц, а главное зачем?

Утренний бухгалтер № 5686. Завтра — последний день сдачи налоговых отчетов в июле: проверьте себя

До 25 июля включительно 2024 года организации и ИП должны успеть сдать отчетность по налогам.

Банки

Отнесение бизнеса к высокому риску можно будет оспорить в ЦБ, который его присваивает

Банк России будет самостоятельно рассматривать заявления о пересмотре рейтинга компании на платформе «Знай своего клиента». Пока что заявки принимают межведомственная комиссия и Росфинмониторинг.

Маркетплейсы

Татьяна Бакальчук: я подтверждаю начало бракоразводного процесса

«Я не заложница, ни от кого не прячусь»: Татьяна Бакальчук опубликовала видео после заявлений о «рейдерском захвате» Wildberries.

8
Обзоры новостей

Отмена транспортного налога, вычеты для самозанятых, налог на бедных в финансовом обзоре

Ключевые налоговые события.

Селлеры наблюдают с тревогой за ситуацией с Wildberries. Приняли закон с изменениями в налоговой политике. 💣«Ночной бухгалтер» № 1730

День вышел насыщенным - обсуждали скандал вокруг объединения Wildberries и Russ, обсуждали налоговые проверки, приняли в третьем чтении закон по реализации основных направлений налоговой политики на 2023-2025 годы.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
НДС

Осталась неделя, чтобы продавцам из ЕАЭС встать на налоговый учет в РФ

Если компания из ЕАЭС продает товары через интернет на территории РФ, ей нужно зарегистрироваться в налоговой и платить НДС в России.

НК РФ

❗❗❗ Госдума приняла масштабный закон с множеством изменений и новшеств в налоговой политике 2023-2025

Принятый сегодня ГД в окончательном третьем чтении закон по реализации основных направлений налоговой политики на 2023-2025 годы уточняет законодательство по отдельным налогам и сборам, а также содержит ряд новаций в НК по совершенствованию и упрощению налогового администрирования.

2
Банки

Финансовый результат большинства российских банков за первое полугодие 2024 оказался хуже, чем в 2023

На финансовый результат негативно влияет высокая ключевая ставка и увеличение доли проблемных активов. А следовательно, дополнительных резервов.

Маркетплейсы

96% продавцов маркетплейсов переживают о предстоящих законодательных изменениях в электронной коммерции

Партнеров маркетплейсов беспокоят растущие требования к маркировке и сертификации товаров. Однако большинство предпринимателей не собираются уходить из сферы e-commerce.

Интересные материалы

Маркетплейсы

Wildberries сменил юридическое лицо

ООО «Вайлдберриз» сменило юридическое лицо маркетплейса на ООО «РВБ».