Действующее законодательство не предусматривает взыскание штрафов за непостановку на учет в ФСС

Сцепились мы с местным отделением Фонда социального страхования. Штрафует оно многих предпринимателей на пресловутые 5000 рублей, ссылаясь на Закон 'О бюджете ФСС' от 11 февраля 2002 г. Последний отсылает к части 1 НК РФ. Как же нам отбиться от этих штрафов за несвоевременную постановку на учет в фонде?

Действующее законодательство не предусматривает взыскание штрафов с хозяйствующих субЪектов за непостановку (несвоевременную постановку) на учет в Фонде социального страхования

юрист Лусников
http://www.lusnikov.com/

Сцепились мы с местным отделением Фонда социального страхования. Штрафует оно многих предпринимателей на пресловутые 5000 рублей, ссылаясь на Закон 'О бюджете ФСС' от 11 февраля 2002 г. Последний отсылает к части 1 НК РФ. Как же нам отбиться от этих штрафов за несвоевременную постановку на учет в фонде?

Действительно, статья 8 названного Вами Федерального закона ? 17-ФЗ 'О бюджете Фонда социального страхования РФ на 22002 год' предусматривает взыскание штрафных санкций с хозяйствующих субЪектов, за нарушение страхователями сроков регистрации (постановки на учет) в исполнительном органе Фонда. Но, во-первых, не с любых страхователей, а лишь с тех, кто обязан уплачивать страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Во-вторых, статья 8 Закона ? 17-ФЗ все-таки отсылает к Налоговому кодексу РФ, который не предусматривает ответственности за непостановку на учет в Фонде социального страхования (см. статью 116 НК РФ).
О том, что нет оснований для взыскания с хозяйствующих субЪектов штрафа в размере, предусмотренном статьей 116 НК РФ, за непостановку (не своевременную постановку) на учет в Фонде социального страхования, свидетельствует и судебная практика.
В качестве примера можно привести постановление Федерального арбитражного суда СЗО от 05.03.02, полный текст которого см. ниже.


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 марта 2002 года Дело N А56-30585/01


Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Закордонской Е.П., судей Ветошкиной О.В., Почечуева И.П., при участии представителей истца - Константиновой Е.В. (дов. от 03.01.2002 N 17), Закаржевской Н.Н. (дов. от 03.01.2002 N 28), ответчика - не явились, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Санкт-Петербургского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение от 28.11.2001 (судья И.А.Исаева) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-30585/01,
УСТАНОВИЛ:
Санкт-Петербургское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - фонд) обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о взыскании с ООО 'Франк' (далее - общество) 10000 рублей штрафа.
Решением суда от 28.11.2001 в иске отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе ее податель просит отменить решение суда как принятое с нарушением норм материального права и принять новое решение.
Законность обжалуемого решения проверена кассационной инстанцией.
Как усматривается из материалов дела, директором филиала N 26 фонда принято решение от 10.09.01 N 87-н о привлечении общества к ответственности в виде 10000 рублей штрафа на основании пункта 2 статьи 116 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК Российской Федерации) за нарушение установленного статьей 83 НК Российской Федерации срока подачи заявления о постановке на учет в фонде.
Согласно статье 13 НК Российской Федерации взносы в государственные социальные фонды включены в перечень федеральных налогов и сборов. Статья 13 НК Российской Федерации вводится в действие со дня признания утратившим силу Закона Российской Федерации 'Об основах налоговой системы в Российской Федерации'. Однако названный закон не утратил юридическую силу, им определены виды налогов, взимаемых в Российской Федерации, в составе которых взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не указаны.
Как видно из статьи 19 Закона РФ 'Об основах налоговой системы в Российской Федерации', в перечень налогов входит единый социальный налог.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона 'О введении в действие части второй Налогового Кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах' от 05.08.2000 с 01.01.01 контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения взносов в государственные внебюджетные фонды, уплачиваемых в составе единого социального налога (взноса), осуществляется налоговыми органами Российской Федерации.
Из содержания статьи 11 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ следует, что взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не включаются в состав единого социального налога (взноса) и уплачиваются в соответствии с федеральными законами об этом виде социального страхования.
Федеральным законом 'Об основах обязательного социального страхования' от 16.07.99 N 165-ФЗ установлено, что страхователи обязаны встать на учет и сняться с учета у страховщика в сроки, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Согласно статье 19 Федерального закона 'Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний' от 24.07.98 N 125-ФЗ в случае уклонения от регистрации страховые взносы взыскиваются со страхователя за весь период уклонения от регистрации с начислением пеней в размере 0,5%.
Судом сделан правильный вывод, что иного вида ответственности за нарушение срока подачи заявления о постановке на учет в качестве страхователя от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний законодательством не установлено.
Таким образом, обязанность плательщика страховых взносов становиться на учет в органе Фонда социального страхования Российской Федерации не является обязанностью, установленной положениями статьи 83 НК Российской Федерации.
При таких обстоятельствах следует признать, что судом первой инстанции правильно применены нормы материального права, доводы кассационной жалобы несостоятельны и оснований для удовлетворения жалобы нет.
Руководствуясь статьями 174 и 175 (пункт 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 28.11.2001 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-30585/01 оставить без изменения, а кассационную жалобу Санкт-Петербургского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий
ЗАКОРДОНСКАЯ Е.П.
Судьи
ВЕТОШКИНА О.В.
ПОЧЕЧУЕВ И.П.

Начать дискуссию