НК РФ

Возвращение излишне уплаченных налогов и пенсионных взносов

Зачет или возврат сумм излишне уплаченного налога (сбора, пеней, штрафа) регулируется статьей 78 Налогового кодекса, «подкорректированной» поправками, внесенными законом от 27 июля 2006 г. № 137-ФЗ. Часть из них вступила в силу с начала этого года. Вместе с тем остается неучтенным ряд вопросов, связанных с необходимостью возврата налогоплательщику денежных масс из бюджета.

Зачет или возврат сумм излишне уплаченного налога (сбора, пеней, штрафа) регулируется статьей 78 Налогового кодекса, «подкорректированной» поправками, внесенными законом от 27 июля 2006 г. № 137-ФЗ. Часть из них вступила в силу с начала этого года. Вместе с тем остается неучтенным ряд вопросов, связанных с необходимостью возврата налогоплательщику денежных масс из бюджета.

Смена места учета

Согласно пункту 2 статьи 78 Налогового кодекса, зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога должен производиться налоговым органом по месту учета налогоплательщика. Представим ситуацию, когда налогоплательщик меняет место учета уже после возникновения у него права на возврат (зачет) налога в связи с его переплатой. Какая инспекция будет считаться ему «обязанной»? Большинство судебных решений указывает на обязанность именно инспекции по новому месту учета возместить налог. Приведем несколько примеров.

Инспекция по новому месту учета организации, отказываясь зачесть сумму излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей по НДС по письменному заявлению налогоплательщика, использовала такой «предлог»: новоявленная ИФНС является ненадлежащим ответчиком по делу и не располагает сведениями о переплате налогоплательщика в бюджет, а также документами с нулевым сальдо и расчетами по НДС. Этот довод был признан судом необоснованным (ст. 32, ст. 78 НК): «Указание инспекции на отсутствие документов не может ограничивать право налогоплательщика на зачет излишне уплаченного налога... Взаимоотношения подразделений одного и того же федерального органа исполнительной власти (ФНС России) по снятию и постановке на учет налогоплательщика не должны влиять на реализацию права налогоплательщика на возврат (зачет) излишне уплаченного налога. Это право должно быть восстановлено» (постановление ФАС Московского округа от 5 марта 2007 г. № КА-А40/451-07).

В аналогичном деле ФАС Московского округа (постановление от 22 ноября 2006 г. № КА-А40/11360-06) сделал схожий вывод: «Два подразделения одного и того же федерального органа исполнительной власти (ФНС России), регулируя взаимоотношения между собой по снятию и постановке на учет налогоплательщика, должны обеспечить исполнение требований закона о праве налогоплательщика на возврат суммы налога».

Еще одно подобное обоснование суда: «В соответствии со статьей 30 Кодекса налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов... Единство системы налоговых органов позволяет им осуществить возврат переплаты налога по месту учета налогоплательщика независимо от причины постановки на учет» (постановление ФАС Московского округа от 27 июня 2007 г. № КА-А40/5150-07).

Следует также указать, что право на возврат излишне уплаченного налога не ставится законодателем в зависимость от проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика (например, для выяснения наличия у организации этого права на возврат), тем более в условиях, когда переплата по налогам была подтверждена налоговыми органами (как государственными органами, составляющими единую систему) по прежнему месту учета (постановление ФАС Московского округа от 13 ноября 2007 г. № КА-А40/11667-07).

Обособленные подразделения

А если у организации есть несколько обособленных подразделений. В какую инспекцию следует подавать заявление о возврате налога? Обратимся к судебной практике.

Подразделение организации (представительство) обратилось в ИФНС с заявлениями о возврате излишне уплаченного налога, а затем с письмами о результате рассмотрения заявлений о возврате. Однако налоговым органом излишне уплаченная сумма НДФЛ обществу в установленные сроки не была возвращена. Ведь инспекция не имела «ни правовой, ни технической возможности осуществить возврат излишне уплаченных обществом денежных средств», поскольку головная организация налогоплательщика состояла на налоговом учете в другом городе. Но, как указал суд, в соответствии с пунктом 1 статьи 83 Кодекса в целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах как по месту нахождения организации, так и по месту нахождения ее обособленных подразделений. А согласно пункту 2 статьи 78 Кодекса, возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика. В рассматриваемом случае — по месту нахождения обособленного подразделения организации (постановление ФАС Московского округа от 5 июня 2007 г. № КА-А40/4910-07).

А вот в случае ликвидации обособленного подразделения вопрос о зачете (возврате) налога, излишне уплаченного по месту нахождения ликвидированного обособленного подразделения (исходя из требования статьи 78 Кодекса), должен рассматривать налоговый орган по месту учета налогоплательщика — головной организации (письмо УФНС по г. Москве от 29 ноября 2006 г. № 22-22-И/0539). При этом в уточненных налоговых декларациях следует указывать тот же КПП, который был указан в первичных налоговых декларациях, представленных по месту нахождения обособленного подразделения.

Возврат и возмещение НДС

Как соотносятся правила статьи 176 Налогового кодекса с правилами возмещения налога, описанными в статье 78 Кодекса? Налоговый кодекс не содержит разъяснений по вопросу. На различия в применении положений данных статей указывают судебные решения. Преобладающее мнение арбитров сводится к тому, что статья 78 Кодекса устанавливает лишь общие правила возврата (зачета) излишне уплаченных сумм налога, в то время как статьей 176 Кодекса предусмотрены особенности возмещения налога, связанного с превышением суммы вычета над НДС к уплате.

Так, ФАС Московского округа было установлено, что сумма НДС, требуемая к возврату, является суммой налога, числящейся в качестве переплаты по лицевому счету организации, в соответствии со справкой о переплате и недоимке по НДС и в соответствии с актом сверки расчетов налогоплательщика по налогам, сборам и взносам. Однако осталось неопределенным, чем является сумма НДС, числящаяся по лицевому счету в качестве переплаты, — суммой НДС, излишне уплаченной в бюджет, возврат которой регулируется статьей 78 Кодекса, или же суммой НДС, подлежащей возмещению в связи с превышением суммы налоговых вычетов над общей суммой налога, исчисленной по реализации (и др. операциям в соответствии с подп. 1—3 п. 1 ст. 146 НК), порядок возмещения которого регулируется статьей 176 Кодекса. Суд посчитал, что эта неопределенность является существенной и ее необходимо устранить при направлении дела на новое рассмотрение (постановление ФАС Московского округа от 30 марта 2006 г. № КА-А40/2382-06). Схожие выводы содержат и постановления ФАС Московского округа от 3 октября 2007 г. № КА-А40/10064-07, от 1 февраля 2006 г. № КА-А40/14119-05-П.

Следуя выводам ФАС Московского округа, изложенным в постановлении от 19 июля 2007 г. № КА-А40/6823-07, при возмещении НДС в порядке, предусмотренном статьей 176 Кодекса, пропуск установленного трехлетнего срока на обращение с заявлением о возврате налога (п. 7 ст. 78 НК) не должен являться основанием к отказу инспекции ФНС к возмещению налога. Сроки для возврата НДС (по уточненной декларации) в таком случае также будут регулироваться положениями статьи 176 Кодекса.

А вот конфликтующее со сделанными в предыдущем постановлении выводами мнение судей. В статье 176 Кодекса установлены порядок и условия возврата переплаты НДС, но не указан срок, в течение которого налогоплательщик вправе ставить вопрос о возврате положительной разницы между суммой налоговых вычетов и исчисленной суммой налога. Поэтому при таких обстоятельствах вопрос о порядке исчисления срока подачи налогоплательщиком заявления о возврате налога должен решаться применительно к положениям статьи 78 Налогового кодекса. В соответствии со статьей 78 Кодекса заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано налоговому органу в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы. И этот срок налогоплательщиком был пропущен. А учитывая положения статьи 52 Кодекса о самостоятельном исчислении сумм налогов, организация не могла не знать о возникновении переплаты НДС по итогам налоговых периодов. Поэтому у суда не было оснований для удовлетворения требований компании о возврате НДС. И бездействие налогового органа в отношении требования о возврате налога не нарушило прав налогоплательщика на своевременный (то есть в срок, установленный законом) возврат переплаты (постановление ФАС Московского округа от 7 июня 2007 г. № КА-А40/4960-07).

Переплата по пенсионным взносам

Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» не определяет орган, который должен производить зачет (возврат) излишне уплаченных сумм страховых взносов. Вправе ли налоговые органы производить зачет (возврат) излишне уплаченных сумм пенсионных взносов (ст. 78, ст. 79 НК)? В этом вопросе мнения официальных органов и московских арбитров расходятся.

Как отмечает финансовое ведомство в письме от 6 марта 2006 г. № 03-11-02/50, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование — это индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда (ПФ). Их персональным целевым назначением является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете (ст. 3 закона № 167-ФЗ). При этом страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не отвечают понятию налога, закрепленному в статье 8 Кодекса, и не являются составной частью единого социального налога (постановление Президиума ВАС от 22 апреля 2003 г. № 12355/02, информационное письмо Президиума ВАС от 11 августа 2004 г. № 79).

Согласно статье 9 закона № 167-ФЗ, финансирование выплаты страховой и накопительной частей трудовой пенсии осуществляется за счет средств бюджета ПФ. Поэтому указанные обязательные платежи имеют иную правовую природу, чем налоги. В связи с этим Минфин делает заключение, что к страховым взносам на ОПС не применяются положения статьи 78 Кодекса.

Статья 25 закона № 167-ФЗ возлагает на налоговые органы только контроль за правильностью исчисления и за уплатой страховых взносов на ОПС в порядке, определяемом законодательством, которое регулирует деятельность налоговых органов. В то время как уточнение налоговых обязательств по причине излишне начисленных и уплаченных страховых взносов на ОПС инспекцией ФНС не производится. Правда, как замечает Минфин, такая «безысходность» будет существовать лишь до внесения соответствующих изменений в закон № 167-ФЗ, которые установят порядок проведения возврата и зачета излишне уплаченных сумм страховых взносов на ОПС и определят орган федеральной исполнительной власти, уполномоченный проводить эту работу.

Налоговики в многочисленных письмах также «поддерживают» позицию финансового ведомства (письма ФНС от 6 марта 2006 г. № 03-11-02/50, от 15 марта 2006 г. № 19-4-06/000036, от 1 марта 2006 г. № 19-04-03/000044@, от 16 февраля 2006 г. № 19-4-03/000032@).

В то же время ВАС (постановление Президиума ВАС от 5 сентября 2006 г. № 4240/06) считает, что налоговые органы могут производить зачет (возврат) излишне уплаченных пенсионных взносов. Обосновывая свою позицию, он приводит следующие доводы.

Во-первых, страховщик (территориальный орган Пенсионного фонда) имеет право осуществлять возврат страховых взносов страхователям только в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи уплачены (п. 1 ст. 13 закона № 167-ФЗ). Иные возможности проведения территориальными органами Пенсионного фонда возврата или зачета, в том числе и излишне уплаченных сумм страховых взносов на ОПС, законодательством не установлены.

Во-вторых, согласно пункту 18 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему и их распределения между бюджетами (утв. приказом Минфина от 16 декабря 2004 г. № 116н), возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании решений налоговых органов о возврате, распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений плательщику. А согласно перечню администраторов поступлений в бюджеты РФ (приложение № 11.1 к Закону от 15 августа 1996 г. № 115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации»), администратором поступлений в бюджеты РФ по страховым взносам на ОПС, зачисляемых на выплату как страховой, так и накопительной частей трудовой пенсии, является ФНС (главный распорядитель средств федерального бюджета). Поэтому на налоговый орган как на администратора поступлений по страховым взносам в ПФР возложена обязанность по возврату излишне уплаченных сумм страховых взносов (за счет средств внебюджетного фонда, в который произошла переплата) в порядке статьи 78 Кодекса.

Аналогичные выводы содержат и постановление Президиума ВАС от 5 сентября 2006 г. № 2776/06, постановления ФАС Московского округа от 29 ноября 2007 г. № КА-А40/12306-07, от 30 октября 2007 г. № КА-А41/11019-07, от 15 октября 2007 г. № КА-А41/10533-07, от 3 октября 2007 г. № КА-А40/9862-07.

комментарий

Заместитель руководителя отдела налогового права и консалтинга компании «ИНТЕЛИС» Антон Сляднев:

— Хотелось бы также акцентировать внимание на еще одном важном вопросе, касающемся возвращения излишне уплаченных налогов и пенсионных взносов: как действовать налогоплательщику, если все сроки, установленные статьями 78, 88, 176 Налогового кодекса, прошли, а налоговый орган никакого решения по итогам проверки не принимает.

Необходимо отметить, что долгое время вопрос о том, вправе ли налогоплательщик в такой ситуации не только требовать в судебном порядке признать незаконным бездействие налогового органа, но и одновременно требовать возмещения НДС, оставался спорным, а суды принимали по таким вопросам решения не в пользу организаций.

Причиной этому была позиция ФАС Московского округа, который в 2005 году выпустил Методические рекомендации по рассмотрению дел, связанных с возмещением НДС. Позиция суда в данном случае состояла в том, что, если предметом спора, наряду с признанием незаконным бездействия, является требование обязать налоговый орган возместить налог, суд при признании бездействия незаконным обязывает устранить нарушение прав и законных интересов заявителя путем принятия решения в отношении заявленной к возмещению суммы налога (п. 3 части 5 ст. 201 АПК). Однако в удовлетворении второго требования о возмещении налога суд должен отказать в связи с отсутствием спора, поскольку частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса предусмотрено оспаривание законности решений органов власти, управления и иных органов. Принятие же решений по вопросам возмещения налога является исключительной прерогативой налоговых органов в силу пунктов 3 и 4 статьи 176 Налогового кодекса. Однако в настоящее время Высший Арбитражный Суд занял противоположную позицию. В постановлении Пленума ВАС от 18 декабря 2007 г. № 65 сделан вывод: если при рассмотрении заявления налогоплательщика о признании незаконным бездействия налогового органа суд установит, что мотивы отказа необоснованны, он признает оспариваемое бездействие незаконным и в резолютивной части судебного акта обязывает налоговый орган в установленный судом срок возместить соответствующую сумму НДС.

Ещё раз: как продвигать свои посты на «Клерке»

Если вы видите это сообщение, значит продвижение работает.

Ещё раз: как продвигать свои посты на «Клерке»
10

Начать дискуссию

С 01 июля новая форма отчета о движении денег по зарубежным счетам

С 01 июля 2024 года изменится форма отчета о движении денег и иных финансовых активов по зарубежным счетам, которые готовят и подают юридические лица и ИП

Курсы повышения
квалификации

22
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

В чем проблема прогрессивной налоговой системы в России?

Сама по себе прогрессивная налоговая система по своей сути не плохая, это нормально, когда люди, которые зарабатывают больше и платят больше налогов. Но есть 2 Но.

💥 Бодрящие скидки на курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки! Ведем запись на первый летний поток

Набираем первый летний поток-2024 на профкурсы. Успейте записаться до 3 июня, чтобы за лето повысить квалификацию и выйти на новый уровень знаний!

Лучшие спикеры, новый каждый день

Календарь вебинаров для бухгалтера в июне 2024. Выбирайте и смотрите!

Будьте в курсе последних изменений в законодательстве! Выбирайте из 9 вебинаров интересные именно вам и записывайтесь. Забирайте в закладки календарь вебинаров для бухгалтера, которые пройдут в июне 2024. Подписчикам «Клерк.Премиум» — бесплатный доступ.

Календарь вебинаров для бухгалтера в июне 2024. Выбирайте и смотрите!
7
Инвестиции

Инвестиции в космические объекты пропишут в законе

Госдума приняла в первом чтении законопроект о государственно-частном партнерстве в сфере космической деятельности.

Трудовое право

Чем грозит неявка сотрудника на медосмотр

Работник обязан проходить обязательные предварительные и периодические медосмотры, другие обязательные медосмотры и обязательные психиатрические освидетельствования, а также внеочередные медосмотры по направлению работодателя.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Налог на прибыль

Все гранты на инновационное развитие освободили от налога

Компании, которые получают гранты на инновационное развитие, смогут не учитывать эти доходы при определении базы по налогу на прибыль.

Предприятия за каждого сотрудника из другого региона получат 300 тысяч рублей

Государство выделит субсидии бизнесу, который работает над крупным проектом и привлекает сотрудников из других регионов. Размер поддержки составит 12 МРОТ.

За что заблокируют ваш счет? Что не нужно делать, чтобы «влететь» на блок

Сейчас в мире бизнеса идет война за темную и светлую сторону.

За что заблокируют ваш счет? Что не нужно делать, чтобы «влететь» на блок

Налоговые перспективы на 2025 год. Прогрессивная шкала НДФЛ

Какими будут налоговые ставки НДФЛ в 2025 году и можно ли этот налог оптимизировать.

🚚 Грузоперевозка в страну ЕАЭС может облагаться разным НДС

При сделках с контрагентами из стран ЕАЭС взимание косвенных налогов при работах, услугах идет в стране, территория которой признается местом реализации. При грузоперевозках место реализации – страна исполнителя.

МСФО

Внедрение азиатских МСФО на российский рынок

В данном докладе мы рассмотрим перспективы внедрения азиатских Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) на российский рынок.

Внедрение азиатских МСФО на российский рынок
1
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Маркетплейсы

Цены на наушники на маркетплейсах оказались завышенными по сговору

ФАС выявила картель продавцов наушников на маркетплейсах. Продавцы общались в чате мессенджера, писали негативные комментарии конкурентам и заказывали наушники «в никуда».

💥 Бодрящие скидки на курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки! Ведем запись на первый летний поток обучения

Набираем первый летний поток-2024 на курсы повышения квалификации и переподготовки с максимальными скидками, чтобы вы не ограничивали траты на отпуск и получили полезные знания. Начало обучения 1 июня, присоединяйтесь!

💥 Бодрящие скидки на курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки! Ведем запись на первый летний поток обучения
2
Инвестиции

Итоги 35 месяцев инвестиций. 3,83 млн рублей

1 июня, значит пора защищать детей и подводить итоги мая! Ежемесячно я пишу отчёт о том, что произошло с моими инвестициями. Напоминаю: я начал копить на квартиру в Сочи в июле 2021. 35 месяцев позади. Погнали!

Итоги 35 месяцев инвестиций. 3,83 млн рублей

Горящие глаза, «ген предпринимательства» и Борис Мальцев 

Студенты из акселератора «БизнесКуб» КубГУ, мечтая о собственных стартапах и предпринимательских прорывах, направились на встречу с успешными бизнесменами.

Горящие глаза, 
«ген предпринимательства» и 
Борис Мальцев 
1
Бесплатно с УСН

Как в 2024 году уменьшать налоги по УСН и ПСН на страховые взносы: таблица для ИП и ООО

При расчете налога на УСН «доходы» для фиксированных взносов факт уплаты не имеет значение, для взносов за работников — важен факт уплаты. На доходно-расходной упрощенке факт уплаты имеет решающее значение. Для подтверждения этого факта может понадобиться заявление о зачете. Смотрите в нашей таблице, когда и как можно учитывать взносы при УСН и ПСН.

Как в 2024 году уменьшать налоги по УСН и ПСН на страховые взносы: таблица для ИП и ООО

О чем говорят бухгалтеры — топ 5 обсуждаемых тем на этой неделе. 👂«Ночной бухгалтер» № 1694

Говорили не только о реформах, обычные рабочие проблемы никуда не делись. Кто-то в Китай не может перевести деньги, у кого-то налог на УСН — выпади глаза, а у кого-то вообще счета заблокировали. Но всегда есть коллеги-спасители, которые и словом утешат, и делом помогут.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру
Валюта

Стартовал сезон скупки долларов

Интерес к валюте вырос в преддверии сезона отпусков, на спрос также повлияло укрепление рубля.

3

Интересные материалы

Иван Никитенко: «Я точно не готов продавать душу и работать с клиентами-говнюками»

Это второй сезон проекта «ТоТ еще разговор». Хочется говорить с предпринимателями об их бизнесе. Мы пригласили краснодарского предпринимателя Ивана Никитенко.

Иван Никитенко: «Я точно не готов продавать душу и работать с клиентами-говнюками»
3