НК РФ

Сотовые телефоны: проблемы продаж

На сегодняшний день сотовые телефоны – один из самых распространенных видов товара. Однако правила его реализации знают не все. Это может довести незадачливого продавца до судебного разбирательства.

На сегодняшний день сотовые телефоны – один из самых распространенных видов товара. Однако правила его реализации знают не все. Это может довести незадачливого продавца до судебного разбирательства.

Вступление в силу 1 июля 2003 года Закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» положило начало переходному периоду в системе сертификации. В течение семи лет привычные ГОСТы будут заменены техническими регламентами. И если за этот период соответствующий регламент не будет введен, ГОСТы автоматически исчезнут.

Одно из самых важных новшеств, которые повлек за собой этот закон, – разделение вопросов безопасности и качества выпускаемой продукции. Отныне государство берет на себя ответственность за глобальные категории: защиту жизни, здоровья, имущества и окружающей среды. То есть тот товар, который может на это повлиять подлежит обязательной сертификации. А стандарты качества, которые влияют разве что на конкурентоспособность товара, теперь разрабатывают производители. Причем добровольно.

Как показывает практика, продавцы не всегда знают, какие товары подлежат обязательной сертификации. Но, несмотря на переходный период, контролеры не спят. Соблюдение правил обязательной сертификации проверяет служба стандартизации и сертификации (Госстандарт). Иногда вместе с инспекторами из Госстандарта или вместо них могут прийти и другие проверяющие. Например, сотрудники милиции.

Ситуация

Данный спор произошел между предпринимателем и областным подразделением управления внутренних дел. Милиционеры обнаружили, что бизнесмен торгует сотовыми телефонами без знака соответствия системы сертификации «Связь» на аппаратах. В технической документации к ним сведения о сертификации (номер сертификата) также отсутствовали. Посчитав это нарушением, контролеры оштрафовали предпринимателя в соответствии с пунктом 2 статьи 19.19 Кодекса об административных нарушениях на одну тысячу рублей и конфисковали телефоны. Однако бизнесмен решил, что контролеры нарушили, по крайней мере, три момента. Во-первых, они явились в магазин без постановления начальника управления внутренних дел. Во-вторых – сотовые телефоны не подлежат обязательной сертификации. А в-третьих, ответственность за обязательную сертификацию лежит только на изготовителях продукции. С такими аргументами предприниматель пошел в суд.

Решение судей

Ни первая, ни вторая судебные инстанции не поддержали бизнесмена. Окончательный вердикт вынес Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа (см. постановление от 23 июня 2004 г. № Ф04/3490-533/А70-2004). И, увы, тоже не в пользу предпринимателя.

В своем решении арбитры руководствовались Законом от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи». В пункте 41 этого документа сказано, что подтверждение соответствия техническому регламенту средств связи, используемых в сети общего пользования, является обязательным. Для этого товар нужно сертифицировать. В перечень средств связи, подлежащих обязательной сертификации, входят в том числе и радиоэлектронные средства связи. Провести сертификацию может как изготовитель, так и продавец.

Для доказательства отношения сотовых телефонов к радиоэлектронным средствам связи судьи воспользовались Особыми условиями приобретения радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, утвержденными постановлением правительства от 17 июля 1996 г. № 832. В соответствии с ними абонентские носимые (портативные) радиостанции сотовых сетей радиосвязи отнесены именно к радиоэлектронным средствам.

Далее представители Фемиды обратились к правилам проведения сертификации. Они утверждены постановлением Госстандарта от 10 мая 2000 г. № 26. Пункт 3.8 правил предусматривает, что изготовители или продавцы товара должны в числе прочего маркировать сертифицированную продукцию знаком соответствия. Кроме того, в сопроводительной технической документации пишутся сведения о сертификате. Знак соответствия наносит на продукцию (тару, упаковку), сопроводительную техническую документацию держатель сертификата.

Этой маркировке подлежат все средства связи, имеющие сертификат и предназначенные для применения на территории России. Об этом сказано в пунктах 11.1 – 11.7 Положения о системе сертификации средств связи для взаимоувязанной сети связи России (приложение к приказу Минсвязи от 10 апреля 2001 г. № 118). По правилам «метка» ставится на несъемной части телефона, а при маркировке упаковки – рядом со знаком изготовителя или других систем сертификации при их наличии. В паспорте, инструкции по эксплуатации и других документах, прилагаемых к сотовому телефону, рядом со знаком соответствия ставится номер сертификата.

А вот что сказали судьи по поводу «незаконной» проверки. Действительно, согласно пункту 25 статьи 11 Закона от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 «О милиции», сотрудник милиции должен проводить проверку по постановлению начальника управления внутренних дел. Но это разрешение необходимо только для проверки производственных, складских, торговых и иных служебных помещений. А в данной ситуации контролер проверил правила продажи товаров, подлежащих обязательной сертификации.

Будьте готовы!

Отметим, что к подобной ревизии фирма или предприниматель должны быть готовы в любой момент. В дальнейшем предполагается создание целой системы государственного контроля и надзора за соблюдением требований технических регламентов. Контроль за качеством товара будет осуществляться на всей стадии его обращения: в процессе хранения, перевозки и продажи. На фирму могут прийти и проверить подлинность сертификата и срок его действия.

Такие проверки – не единственный способ контроля качества продукции. Будет своеобразная круговая порука. Любая фирма, участвующая в процессе производства и сбыта товара, при известии о его несоответствии техническому регламенту обязана в течение десяти дней сообщить об этом в ведомство государственного контроля. А если информация о ненадлежащем качестве продукции попадет к контролерам, то они в течение пяти дней должны довести это неприятное известие до изготовителя.

Е.А. Лебедева, эксперт АГ «РАДА»

Начать дискуссию