НК РФ

Блокировка счетов налоговыми органами

Блокировка счета налогоплательщика является одной из обеспечительных мер, предоставленных налоговому органу, и направленных на обеспечение обязанности по уплате налогов и сборов. Однако зачастую данные меры, благодаря действиям налоговиков, выходят за рамки просто обеспечения и направляются на приостановление деятельности налогоплательщика.

Блокировка счета налогоплательщика является одной из обеспечительных мер, предоставленных налоговому органу, и направленных на обеспечение обязанности по уплате налогов и сборов. Однако зачастую данные меры, благодаря действиям налоговиков, выходят за рамки просто обеспечения и направляются на приостановление деятельности налогоплательщика. Эта проблема не теряет актуальность, несмотря на огромное количество арбитражной практики по данному поводу, не исчезает, а только набирает обороты, в частности, в связи с постоянными изменениями действующего законодательства.

 Правила приостановления и возобновления операций по счетам, установленные статьей 76 НК РФ, применяются в полной мере как к организациям-налогоплательщикам, так и к налоговым агентам и индивидуальным предпринимателям (нотариусам и адвокатам). В связи с тем, что правила приостановления операций по счетам не ставятся в зависимость от субъектного состава, мы рассмотрим порядок и основания данных мер вне привязки к категории налогоплательщиков.

Налоговые органы вправе в соответствии с пунктом 1 статьи 76 НК РФ приостановить операции по счету в следующих случаях:

  • при наличии задолженности по уплате налогов, пеней и штрафов;
  • в случае задержки представления налоговой декларации более чем на 10 календарных дней.

Приостановление операций по счету в связи с задержкой представления налоговой декларации

Наиболее негативным по последствиям является приостановление операций по счету в связи с задержкой налоговой декларации. Исключение составляют платежи, очередность исполнения которых в соответствии со статьей 855 ГК РФ предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов, а также операции по списанию денежных средств в счет уплаты налогов (авансовых платежей), сборов, соответствующих пеней и штрафов и по их перечислению в бюджет.

Списание денежных средств по обязательствам по отношению к бюджету относится к третьей очереди. Списание средств со счета по требованиям, относящимся к одной очереди, производится в порядке календарной очередности поступления документов. Негативность таких обстоятельств, в отличие от приостановления операций по счету налогоплательщика в связи с наличием задолженности перед бюджетом, обусловлена тем, что в данном случае приостанавливаются все операции по счету, вне зависимости от размера обязательства, подлежащего декларированию.

В случае непредставления налогоплательщиком налоговой декларации приостановление операций по счету означает прекращение банком всех расходных операций по данному счету без ограничения суммы. Данная позиция нашла свое отражение, в частности, в  письме Минфина России от 17 апреля 2007 года N 03-02-07/1-182. Согласно данному письму, блокировка распространяется как в отношении остатков денежных средств на счетах налогоплательщика в банке на момент приостановления операций по этим счетам, так и в отношении денежных средств, которые будут поступать на эти счета в дальнейшем.

При блокировке счета налогоплательщика в связи с непредставлением налоговой декларации следует особое внимание обратить на следующие обстоятельства. Зачастую налоговые органы используют блокировку счета в связи с задержкой представления документов, не являющихся налоговыми декларациями. Например, непредставление или задержка бухгалтерской отчетности или расчетов по авансовым платежам. Такие решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика являются незаконными, т.к. бухгалтерская отчетность не является налоговой декларацией. Также неправомерным является блокирование счета в случае непредставления авансовых расчетов по налогам, справок по форме 2-НДФЛ или иной бухгалтерской отчетности.

Представление декларации по не установленной форме либо с нарушением формы также не является основание для приостановления операций по счетам. Данный вопрос нашел однозначную оценку в судах всех инстанций. Особое внимание необходимо обратить на тот факт, что приостановление операций по счету может быть обусловлено только непредставлением первичной налоговой декларации, а непредставление уточненной налоговой декларации не может являться основанием для блокирования счета налогоплательщика. Это связано в частности с тем, что в принципе действующее законодательство не устанавливает сроков на представление уточненной декларации, а, следовательно, подобные меры не могут применяться налоговиками.

В случае, если же все-таки вы задержали представление декларации более чем на 10 дней, необходимо знать следующее. При задержке представления первичной налоговой декларации налоговым органом в лице его руководителя или заместителя принимается решение о приостановлении операций по счету налогоплательщика. О принятом решении уведомляется банк, который обязан приостановить операции по счету с момента получения решения налогового органа. В соответствии с пунктом 4 статьи 76 НК РФ решение о приостановлении операций налогоплательщика по его счетам в банке передается налоговым органом в банк на бумажном носителе или в электронном виде.

Самым действенным способом снятия блокировки со счета является удовлетворение требования налогового органа путем представления налоговой декларации. Получив декларацию, у налогового органа возникает обязанность в течение одного операционного дня отменить решение о приостановлении операций по счету (пункт 8 статьи 76 НК РФ). Определенным недостатком при таких обстоятельствах является тот факт, что решение об отмене приостановления операций по счетам направляется в банк налоговым органом, а это зачастую ведет к задержкам сроков, а, следовательно, и к убыткам для налогоплательщика. Для ускорения процесса разблокировки счета целесообразным является оформления от лица банка доверенности на получение соответствующих решений из налоговых органов. Имея доверенность банка, налогоплательщик на законных основаниях получает решение на руки и передает его в банк. В противном случае после представления налоговой декларации остается только надеяться на добросовестность налоговых органов по исполнению возложенных на них обязанностей или готовится к дальнейшим судебным тяжбам.

Если все-таки налогоплательщик решает пойти в суд за защитой нарушенных прав, следует учитывать, что подобное заявление может представить только налогоплательщик и только налоговому органу, принявшему решение. Предъявлять претензии к банку бессмысленно, так как пунктом 10 статьи 76 НК РФ установлено, что банк не несет ответственности за убытки, понесенные налогоплательщиком-организацией в результате приостановления его банковских операций по решению налогового органа.

Таким образом, решение налогового органа о приостановлении операций по счету налогоплательщика подлежит отмене в двух случаях:

  • если предоставлена декларация, ставшая основанием к принятию решения о приостановлении операций по счету;
  • если суд признал решение налогового органа о приостановлении операций по счету недействительным.

 Блокирование счета налогоплательщика в связи с несвоевременной уплатой налогов,  пеней и санкций

Основанием для приостановления операций по счетам налогоплательщика является также неисполнение им требования налогового органа об уплате налога, пеней или санкций. Решение о блокировке счета, так же как и в случае непредставления налоговой декларации, принимает руководитель либо заместитель руководителя соответствующего налогового органа. Данное решение направляется в банк для исполнения.

Согласно пункту 2 статьи 76 НК РФ, банк прекращает расходные операции по счету в пределах сумм, указанных в решении налогового органа. Заблокированная сумма по счету должна соответствовать размеру задолженности налогоплательщика. Причем решение о блокировке счета не может быть принято ранее принятия решения о взыскании задолженности. На суммы по счету, превышающие размер обязательства, приостановление операций не распространяется.

Особое внимание следует обратить на тот факт, что налоговые органы не ограничены только рублевыми счетами налогоплательщика. В случае необходимости налоговики имеют право направить в банк решение о блокировании и валютного счета, если такой имеется у компании. Валютный счет по поручению налогового органа блокируется на сумму эквивалентную размеру задолженности по курсу ЦБ РФ. Необходимо отметить, что налоговые органы не ограничены только одним счетом налогоплательщика, а имеют право в пределах задолженности направить поручение банку на приостановлении операций по всем счетам налогоплательщика, что в большинстве случаев и происходит. Приостановление операций по счету будет действовать до тех пор, пока банк не получит от налогового органа оригинал решения об отмене блокировки. Данное решение принимается налоговыми органами только после взыскания задолженности.

При блокировании нескольких счетов налогоплательщика или в случае блокировки необходимого налогоплательщику для осуществления определенной хозяйственной операции счета налогоплательщик имеет право подать в налоговый орган заявление о разблокировании счета с указанием номера счета, на котором находится достаточная для погашения задолженности сумма. В таком случае налоговый орган должен в течение двух дней с даты получения заявления принять решение об отмене приостановления операций по отдельным счетам налогоплательщика.

Последним, и самым распространенным метод разблокировки счета является обжалование решения налогового органа о приостановлении операций по счетам. Данное решение может быть обжаловано по формальным основаниям (нарушение процедуры)  либо по существу (отсутствие задолженности и т.д.).

Начать дискуссию