Трудовое право

Новое слово в исчислении непрерывного стажа

Размер оплаты больничных листов и сегодня зависит от продолжительности непрерывного трудового стажа. При увольнении работника два раза в течение года этот стаж прерывается. Конституционный Суд РФ признал такое положение незаконным. Понятие "непрерывного трудового стажа" давно утратило то значение, которое имело ранее в области социального обеспечения.

Ежемесячный журнал "Новая бухгалтерия" N 8, 2004 г.

И. МИХАЙЛОВ, АКДИ "Экономика и жизнь"

Размер оплаты больничных листов и сегодня зависит от продолжительности непрерывного трудового стажа. При увольнении работника два раза в течение года этот стаж прерывается. Конституционный Суд РФ признал такое положение незаконным.
Понятие "непрерывного трудового стажа" давно утратило то значение, которое имело ранее в области социального обеспечения. В частности, при реформировании пенсионного законодательства понятие "непрерывного трудового стажа" полностью исключено из нормативных правовых актов, регулирующих порядок назначения и выплаты государственных пенсий.

Однако в определенных случаях продолжительность непрерывного трудового стажа и в настоящее время влияет на обеспечение работников пособиями по государственному социальному страхованию. Речь идет о пособиях по временной нетрудоспособности.
Федеральный закон о порядке и условиях обеспечения работников пособиями по временной нетрудоспособности, необходимость принятия которого предусмотрена ст. 183 Трудового кодекса РФ, до сих пор не принят. Поэтому правовое регулирование назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности осуществляется нормативными правовыми актами, принятыми еще во времена СССР.

Назначение и выплата пособия по временной нетрудоспособности осуществляются на основании постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 23.02.1984 N 191 "О пособиях по государственному социальному страхованию". В данном Постановлении размер пособия по временной нетрудоспособности зависит от продолжительности непрерывного трудового стажа работника.

Правила исчисления непрерывного трудового стажа рабочих и служащих при назначении пособий по государственному социальному страхованию, утвержденные Постановлением Совмина СССР от 13.04.1973 N 252 (далее - Правила), пережили распад СССР и принятие новой Конституции РФ, применяются уже не одно десятилетие и поэтому безнадежно устарели.
В том числе устарела и норма подп. "и" п. 7 Правил, согласно которой повторное увольнение по собственному желанию без уважительных причин после 13 декабря 1979 г., если со дня предшествующего увольнения по такому же основанию не прошло 12 месяцев, является основанием для прерывания трудового стажа, учитываемого при назначении пособия по временной нетрудоспособности.

Такое положение было внесено в п. 7 постановлением ЦК КПСС, Совмина СССР и ВЦСПС от 13.12.1979 N 1117 "О дальнейшем укреплении трудовой дисциплины и сокращении текучести кадров в народном хозяйстве" (далее - Постановление) и преследовало цель сокращения текучести кадров, укрепления трудовой дисциплины.
Очевидно, что данная норма несправедлива и не соответствует реалиям социально-экономического развития страны и преобразованиям, проводимым после 1991 г.

Сокращение текучести кадров и укрепление коллективов сейчас являются заботой работодателя.
Кроме того, в разъяснении Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 09.07.1980 N 5/12-21 был закреплен закрытый перечень уважительных причин, наличие которых не прерывало трудового стажа работника при увольнении по собственному желанию два и более раза в течение 12 месяцев. Это приводило к тому, что многие житейские и иные проблемы работников, вынудившие их уволиться с работы по собственному желанию, не учитывались в решении вопроса о прерывании трудового стажа.
Однако указанное положение Правил применялось на практике работодателями и государственными органами (см., например, письмо ФСС России от 25.10.2002 N 02-18/05-7418).

Попытка оспорить законность данной нормы в Верховном Суде РФ не привела к успеху. В Решении от 20.08.2002 N ГКПИ 2002-771 Верховный Суд РФ указал, что подп. "и" п. 7 Правил и частью второй п. 16 Постановления не нарушаются права граждан в сфере обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности. Положения этих нормативных правовых актов, по мнению ВС РФ, соответствуют действующему законодательству и подлежат обязательному применению.
Верховный Суд РФ отметил, что связь отношений по обеспечению прав на обязательное социальное страхование работников с трудовыми отношениями отнюдь не предполагает их правовое регулирование непосредственно и в зависимости от норм трудового права. Кроме того, ТК РФ не регулирует отношения об обязательном социальном страховании и поэтому указанные положения не могут ему противоречить.

По мнению ВС РФ, не существует противоречий и между оспариваемыми актами и международными договорами, в том числе и Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах от 19.12.1966.
Сделав такие выводы, ВС РФ оставил без удовлетворения жалобу о признании незаконными (недействующими) указанных положений Правил и Постановления.

Конечно, существовали возможности вполне законно это положение обойти. При наличии между работником и работодателем соответствующей договоренности можно было уволить работника не по собственному желанию, а по соглашению сторон трудового договора. Такая формулировка не сказывалась на правах работников в области государственного социального страхования; трудовой стаж не прерывался.

Однако это не всегда было возможно. В одних случаях работник и работодатель не находили взаимопонимания, в других - были просто не осведомлены о такой возможности.
Окончательную точку в деле "разрушения стабильности трудовых коллективов" поставил Конституционный Суд РФ в Определении от 04.03.2004 N 138-О (далее - Определение).

Конституционный Суд РФ в отличие от Верховного Суда РФ имеет право проверять нормативные правовые акты на предмет их соответствия Конституции РФ и не связан буквой закона. И Конституционный Суд РФ, не долго думая, сказал следующее.
Да, оспариваемые положения Правил и Постановления формально не противоречат Трудовому кодексу РФ. Статьей 183 ТК РФ установлено, что размер и условия выплаты пособий по временной нетрудоспособности устанавливаются федеральным законом. Такой закон, как указывалось выше, пока не принят. В его отсутствии на основании ст. 423 ТК РФ по вопросам, которые могут регулироваться только федеральными законами, продолжают применяться нормативные правовые акты Правительства СССР. Таким образом, и Правила, и Постановление действуют в настоящее время.

Вместе с тем спорные положения данных нормативных правовых актов не согласуются с нормами Конституции РФ.
Конституционный Суд РФ обратил внимание на следующее.

Сохранение правового регулирования, которое связывает с реализацией работником права на увольнение по собственному желанию негативные последствия, указанные в оспариваемых актах, является нарушением закрепленных Конституцией РФ прав человека. Такое правовое регулирование, отмечает Конституционный Суд РФ, противоречит целям и содержанию трудового договора, который является двусторонним договором. В нем реализуются такие конституционные права, как право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

Страховое обеспечение, призванное возместить работнику временно утраченный заработок, по существу, ставится в зависимость от причины увольнения по собственному желанию, а не от среднего заработка застрахованного работника и его трудового (страхового) стажа.

Рассматриваемая норма наделяет обязательное социальное страхование не свойственными ему функциями, но и существенно снижает размер страхового обеспечения при наступлении временной нетрудоспособности по сравнению с тем, который предоставляется работникам с таким же средним заработком и трудовым (страховым) стажем при иных обстоятельствах увольнения по собственному желанию.

Ограничение права застрахованных лиц на получение пособия по временной нетрудоспособности по таким основаниям несовместимо с целями, для достижения которых Конституция РФ допускает ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина (часть третья ст. 55 Конституции РФ).

Учитывая вышеизложенное, Конституционный Суд РФ признал подпункт "и" п. 7 Правил и часть вторую п. 16 Постановления не соответствующими Конституции РФ, недействующими и не подлежащими применению судами, другими государственными органами и должностными лицами.

С момента вступления в силу Определения (04.03.2004) увольнение работника по собственному желанию без уважительных причин до истечения 12 месяцев с момента увольнения с предыдущего места работы по этому же основанию не может рассматриваться как основание прерывания трудового стажа, учитываемого при назначении пособия по временной нетрудоспособности.

Таким образом, КС РФ еще раз напомнил работодателям и работникам, что нормативные правовые акты СССР необходимо применять с особой осторожностью, и в случае необходимости обращаться в КС РФ.
Из изложенного следует, что если с 4 марта 2004 г. размер пособия по временной нетрудоспособности исчислен без учета комментируемого определения КС РФ, работодатель обязан произвести перерасчет причитающего работнику пособия.

Начать дискуссию