Постоянное взаимодействие с антимонопольной службой – одно из главных направлений работы юристов пивоваренной компании «Балтика». Почему так сложилось и какие задачи приходится в связи с этим решать – нам рассказал Антон Рогачевский, директор по правовым вопросам.
– Давайте для начала об общем: как строится работа юридической дирекции компании «Балтика»? Какова ее структура и основные направления работы?
– Наша дирекция состоит из трех функциональных направлений. Первый отдел – по корпоративной работе и имуществу. Здесь в основном решаются вопросы обязательного раскрытия информации, регистрации недвижимого имущества и все вопросы, связанные со сделками по нему. Также этот отдел работает с фондовой биржей и взаимодействует с акционерами.
Второй отдел – по правовому обеспечению экспорта и защите интеллектуальной собственности. Он прорабатывает вопросы обеспечения прав на товарные знаки и на все остальные объекты интеллектуальной собственности. Обеспечение контроля над рекламной деятельностью тоже осуществляется этим отделом.
Третий отдел – коммерческого права. Он занимается сферой антимонопольного законодательства и судебно-претензионной работой.
О чем болит голова у юристов«Балтики»
– Если ваша компания, например, решит выпустить какой-нибудь новый продукт, то в какой момент к работе подключается юридическая дирекция?
– Все зависит от того, что это за продукция. Если, например, слабоалкогольный продукт – не пиво, то его производство невозможно до тех пор, пока у компании не будет соответствующей лицензии на производство, хранение и поставку. Соответственно получение этих лицензий – работа в основном нашей дирекции. Если это пивоваренная продукция, юристам только нужно будет проследить, под каким товарным знаком пиво будет производиться. Сначала мы проведем специальное исследование, а потом подадим заявку на регистрацию этого товарного знака под тем или иным классом.
– Самое важное, на ваш взгляд, направление, которым занимается юридический департамент?
– Все направления работы важные. Надо ориентироваться по ситуации. Но в свете того, что рынок, на котором работает «Балтика», является регулируемым, к деятельности на нем законодательство предъявляет целый ряд ограничений. Приходится постоянно отстаивать свои права. Поэтому одним из наиболее важных направлений возглавляемой мною правовой дирекции, мне кажется, является взаимодействие с антимонопольными органами.
«Бывали конфликты, связанные с тем, что перевозчик не хотел предоставлять нам особые условия перевозки в вагонах»
Проблемы с конкурентами-монополистами
– Скажите, а какие проблемы с контрагентами у вас возникают чаще всего? Встречаются недобросовестные партнеры?
– Конечно. И мы не можем мириться с проявления-ми недобросовестного поведения ряда хозяйствующих субъектов. Это во многом касается, например, работы с нашими поставщиками. От поставщиков целого ряда позиций сырья и материалов мы серьезно зависим: компаний по некоторым сырьевым позициям в мире не так много, так же как и в области транспорта и перевозок. Поэтому особое внимание уделяется взаимодействию в части обеспечения антимонопольной службой пресечения злоупотреблений со стороны «естественных монополий».
В этом смысле есть определенные надежды на введенные законом «О защите конкуренции» оборотные штрафы. Это, по моему мнению, мощный инструмент для отстаивания прав добросовестных компаний. Конечно, год, в течение которого действует эта норма, – еще недостаточный срок, чтобы говорить об устоявшейся правоприменительной практике. Но даже сейчас, если просмотреть информационные сообщения самой антимонопольной службы, можно увидеть, что попытки внедрения оборотных штрафов применяются на разных товарных рынках и в разных отраслях.
Если же вернуться к нашим насущным проблемам, то бывали конфликты, связанные с тем, что перевозчик не хотел предоставлять нам особые условия перевозки в вагонах, необходимые для транспортировки продукции.
– А почему перевозчик отказывал?
– По большей части проблема вызвана законодательными нестыковками. Существуют некоторые противоречия, вытекающие из законодательства: разночтения в ГОСТах на пиво, в приказах Минздрава, не относящих пиво к категории скоропортящихся продуктов, и правилах перевозки грузов, утвержденных перевозчиком. Но на сегодняшний момент могу сказать, что у нас есть собственный сертифицированный парк вагонов. Мы как раз этим летом завершили его создание. Конечно, основную работу вели мои коллеги из дирекции по логистике, но я могу сказать, что мы гордимся и собственной проделанной работой.
Впрочем, при работе с перевозчиками всегда необходимо быть внимательным. Особенно такой компании, как наша, с ее объемами и спецификой выпускаемой продукции. Мы не можем терпеть, когда продукции наносится какой-либо ущерб: уничтожение, бой продукции по вине авиаперевозчика, например. Этот ущерб мы затем и взыскиваем в претензионном или судебном порядке.
– И часто вам приходится обращаться в суды?
– Чаще споры мы разрешаем до суда. Думаю, что так будет и впредь.
директор по правовым вопросам ОАО «Пивоваренная компания “Балтика”»
Родился в 1971 году в Ленинграде. В 1993 году закончил Санкт-Петербургский университет экономики и финансов по специальности «Экономика и социология труда». В 1996 году получил диплом юриста в Санкт-Петербургском государственном университете. С 1993 года работал консультантом и менеджером проектов в ЗАО «Джеминай Консалтинг» (Gemini Consulting, ранее – SIAR-Bossard). С 2000 по 2004 год – директор представительства компании ВВН (Baltic Beverages Holding) в России. В январе 2005 года назначен руководителем дирекции по правовым вопросам ОАО «Пивоваренная компания “Балтика”».
Как пресекают использование брэндов
–А за брэнды воевать приходилось?
– В суде, как ни странно, нет, и первый наш помощник в этом – та же антимонопольная служба. Антимонопольные органы эффективно содействуют в пресечении выпуска товаров, использующих сходные с правообладателем коммерческие обозначения.
Например, в прошлом году мы обнаружили в продаже шпроты и пиво, внешне, мягко говоря, похожие на нашу продукцию. После обращения в антимонопольную службу та компания заплатила штраф и прекратила выпуск продукции под такими обозначениями.
Еще недавно был случай, когда в интернете возник сайт-клон торговой марки «Туборг». Мы являемся лицензиатом этой марки и соответственно права на реализацию, рекламу и продвижение в России принадлежат нам. Один предприимчивый молодой человек из Москвы нашел где-то сувенирную продукцию, которую мы вручали в качестве призов победителям различных промоакций, и начал через сайт торговлю. После обращения в Федеральную антимонопольную службу и органы прокуратуры молодой человек был задержан, торговля прекращена, а сайт ликвидирован.
Внутренний «антимонопольный» регламент для отделов продаж
– А к вам самим антимонопольная служба претензий не предъявляет?
– Закон «О защите конкуренции», о котором я уже упомянул, явился катализатором для того, чтобы наша дирекция начала разработку внутреннего регламента компании по обеспечению соблюдения антимонопольного законодательст-ва. Работали мы над его созданием около трех месяцев. Два-три года назад мы даже не могли предположить, что нам когда-нибудь потребуется такой внутренний регламент. Но с тех пор и законодательство изменилось, и санкции ужесточились.
Чтобы не допустить нарушений антимонопольного законодательства по неосторожности, которое становится все строже и строже, мы и решили свести все правила в один внутренний документ. Прежде всего он рассчитан на отдел продаж и закупок. В регламенте понятными терминами изложены требования и порядок действия в самых разных ситуациях. Надеемся на то, что такая подготовка поможет более эффективному взаимодействию с ФАС.
– «Балтика» является одним из крупнейших заказчиков рекламы. К введенным ограничениям на рекламу пива вы уже окончательно адаптировались? Или законодательство требует каких-то разъяснений от той же антимонопольной службы?
– К ограничениям, думаю, что да, адаптировались. Но разъяснения по-прежнему нужны. И это очень важный пункт нашего взаимодействия с антимонопольным органом.
Законодательство о рекламе, содержащее запреты по определенным формам рекламы пива, страдает серьезными пробелами. Приходилось неоднократно как от имени нашей компании, так и от имени Союза российских пивоваров обращаться за разъяснениями, которые помогали нам добросовестно и в рамках закона работать.
Например, в одной из областей Центральной России чиновник местного территориального отделения антимонопольной службы пришел в магазин и, увидев проводимую там промоакцию и девушек в нашей брэндированной униформе, посчитал, что это использование образа человека в рекламе. Центральный аппарат ФАС по нашему запросу дал четкие разъяснения. Естественно, в нашу пользу.
Плюс еще четыре вопроса Легче обучить сотрудника внутри компании или взять со стороны? Было бы здорово, если бы под любую вакансию находился идеальный обученный кандидат. Но это идеал. Поэтому все-таки легче взять человека с расчетом на его дальнейший профессиональный рост. Для сотрудников есть какая-то определенная программа повышения знаний? Какой-то определенной системы нет. Но у нас очень распространена практика отправки работников на обучающие семинары. Это жизненно необходимо. Законодательство меняется быстро. Такие семинары – прекрасная возможность понять, на какую правоприменительную судебную практику лучше ориентироваться. Сколько длится ваш рабочий день? Обычно начинается в начале девятого и редко длится меньше десяти часов. В чем, на ваш взгляд, заключается главная роль юриста компании? Создать безупречную корпоративную практику. Юрист компании должен уметь в максимальной степени предупреждать все правовые риски и грамотно управлять неустранимыми проблемами. |
Начать дискуссию