Информацию, размещенную в интернете, налоговики могут использовать против компании. Находить незаконные налоговые схемы проверяющим помогают как сведения с сайта самих налогоплательщиков, так и публикации в СМИ и на сайтах контрагентов.
Сделки с аффилированными лицами
Если основными поставщиками компании являются аффилированные лица (то есть организации, которые могут оказывать влияние на деятельность налогоплательщика), инспекторы сделают вывод о получении необоснованной налоговой выгоды. В итоге организацию обвинят в незаконном вычете или возмещении НДС, а также неправомерном списании расходов при расчете налога на прибыль. Незаконные схемы по уходу от налогообложения, участниками которых являются аффилированные лица, как правило, проверяющие ищут у крупных холдинговых компаний. Пример - известная сеть салонов связи, которой не так давно ИФНС № 9 по г. Москве доначислила НДС на крупную сумму.
Один из инструментов, который позволил инспекторам отловить схему по уходу от уплаты налогов, - информация, размещенная о компании в интернете. Расскажем, какие сведения во всемирной паутине налоговики могут использовать против фирмы.
С сайта компании инспекторы из 9-й ИФНС узнали о том, что сеть - холдинговая структура. Причем некоторые учредители организаций, входящих в холдинг, одновременно являются собственниками основных поставщиков. А именно тех поставщиков, на сделки с которыми приходится более 90 процентов заявленных холдингом вычетов по НДС.
Информация, размещенная на сайте холдинга, стала поводом для более детальной налоговой проверки. В результате инспекторы выявили следующие подозрительные обстоятельства. Один из учредителей поставщика получал заработную плату в холдинге. По словам учредителя, в холдинге он занимался сначала регистрацией и административным управлением, а впоследствии открытием и обслуживанием магазинов холдинга. Вывод инспекторов - физическое лицо заинтересовано в уклонении от уплаты налогов и является участником незаконной схемы. Другой учредитель компании-поставщика не смог объяснить, каким образом осуществлялась доставка покупателю, кто оплачивал транспортные услуги, где сам продавец закупал товары. Вывод инспекторов - фактически поставка не осуществлялась.
В том, что во многих крупных сделках холдинга участвовали аффилированные лица, инспекторы убедились, проанализировав информацию и в экономических СМИ.
Сделки через подставных лиц
Как мы уже отметили выше, увидев на сайте компании список ее крупнейших поставщиков, инспекторы тщательно изучат, кто являются учредителями партнеров. Повышенный интерес проверяющих вызывают учредители - физические лица. Как правило, инспекторы приглашают их побеседовать «по душам». Если окажется, что учредители на самом деле никакого отношения к фирме не имеют (то есть их паспортные данные использовались для регистрации фирм без их согласия), проверяющие обвинят компанию в осуществлении незаконных сделок. Приведем пример с той же крупной сетью салонов связи.
Поговорив с учредителем одного из поставщиков холдинга, инспекторы выяснили, что физическое лицо ничего не знает о компании, собственником которой является по документам. Однако, как выяснилось во время допроса, он представлял копию своего паспорта сотрудникам салонов связи, входящих в холдинг, при смене телефонного тарифа. Из этого проверяющие сделали вывод о том, что учредителем поставщика холдинга являлось подставное лицо. Что косвенно свидетельствует о намерении холдинга получить необоснованную налоговую выгоду.
Дополнительным аргументом в пользу того, что учредитель является подставным лицом, могут стать результаты почерковедческой экспертизы. К ней инспекторы зачастую прибегают, усомнившись в том, что физическое лицо (подставной учредитель) фактически подписывало документы (договоры, «первичку», счета-фактуры). Если в ходе экспертизы будут найдены существенные различия между подписью учредителя и подписями, проставленными на документах, инспекторы удостоверятся в своей правоте.
Ввоз товаров в Россию через «серых» импортеров
Налоговики захотят детально изучить сайты поставщиков торговой компании, которая реализуют импортные товары. А все потому, что импортеры могут быть фирмами-однодневками, созданными только для того, чтобы покупатели возмещали «входной» НДС. Приведем пример, как на этот счет ИФНС № 28 по г. Москве проверяла одну известную розничную сеть по продаже бытовой техники.
Изучив список импортеров, у которых компания приобретала товары, налоговики пришли к выводу, что контрагенты на самом деле являются фирмами-однодневками. Это доказывает несколько обстоятельств. Во-первых, импортеры и розничная сеть являются взаимозависимыми лицами (например, при регистрации компании и на своих интернет-сайтах импортеры указывали телефоны розничной сети). Во-вторых, почти у всех импортеров в штате, кроме директора, больше никто из сотрудников не числится. А на балансе, как правило, не отражено никакого имущества. Это доказывает, что организации не осуществляют реальной предпринимательской деятельности. Более того, большинство импортеров зарегистрировано в офшорных зонах.
Продажа товаров через посредников-однодневок
Поводом для того, чтобы инспекторы детально изучили информацию на сайте, могут стать заключенные посреднические договоры. Приведем пример. Проанализировав документы крупной розничной сети, налоговики обратили внимание, что рентабельность продаж составляет меньше одного процента. Но при такой низкой рентабельности у крупного холдинга возникают большие торговые обороты. В итоге налоговики заинтересовались, что же представляют собой посредники, реализующие товары. Оказалось, в основном это фирмы-однодневки, которые не уплачивают НДС в бюджет. Причем все эти посредники указаны на сайте розничного продавца как его торговые точки. Вывод налоговиков очевиден: посреднические договоры заключались с одной целью - незаконно минимизировать налоговые платежи.
Советы юристов по размещению информации в интернете
Комментирует Борис Кондратенко, адвокат МКА «Арутюнов и партнеры»:
- Я думаю, сведения, размещенные на сайте компании, не являются основным источником информации для налоговиков. Но надо признать, что при определенных обстоятельствах такие сведения могут стать дополнительным доказательством, например, при выявлении налоговых схем. Инспекторам удобно прибегать к таким источникам - сайты можно изучать дистанционно. Поэтому, размещая информацию о себе в интернете, надо соблюдать здравый подход. Особенно серьезно надо относиться к публикациям в СМИ, высказываниям первых лиц компаний. Одно дело высказать мнение о какой-то проблеме. Другое дело приводить конкретные цифры, называть контрагентов.
Комментирует Галина Калмыкова, юрист ООО «Траско-Инвест»:
- Конечно, на своем сайте лучше отражать информацию по ограниченному кругу вопросов. Например, незачем называть партнеров, показывать прибыль. Такая сомнительная реклама не нужна ни компании, ни контрагентам. Ведь одно дело - информация размещена от имени третьих лиц в СМИ (всегда можно сказать, что она искажена), другое дело - вы сами на своем сайте что-то показали. Хотя и в этом случае можно сказать, что сотрудник, который ведет сайт, ошибся. Но такое оправдание не универсально. Неправдоподобным будет выглядеть тот факт, что администратор сайта так часто ошибается.
Начать дискуссию