Ликвидация – такой же естественный процесс жизненного цикла компании, как и ее регистрация. Существует ряд причин для ликвидации фирмы, Например, компания ликвидируется, если есть вероятность неправильного ведения бухгалтерского учета; есть опасения, что ваши контрагенты при работе с вами используют фирмы «специального назначения» и, соответственно, вы можете попасть под встречную проверку; компания достигла целей, ради которых создавалась.
Законная ликвидация проходит в три основных этапа.
На первом этапе всеми участниками принимается решение о ликвидации юридического лица, о порядке проведения ликвидации и назначении ликвидационной комиссии. Далее уведомляются кредиторы и государственные органы о принятии решения о ликвидации и подачи публикации в «Вестник государственной регистрации». Завершается первый этап получением двух свидетельств: о принятии решения о ликвидации и о формировании ликвидационной комиссии, назначении ликвидатора. На этом этапе важно: вовремя уведомить налоговую службу о начале ликвидации, если этого не сделать компания должна будет заплатить штраф 5 000 руб. Уведомить о ликвидации необходимо так же и внебюджетные фонды, это позволит вам не допустить предъявления требований со стороны этих органов после ликвидации. Нужно получить баланс расчетов в вашей налоговой, для того чтобы иметь представление о требованиях со стороны налоговой к вашей компании. Может выясниться, что требования необоснованны, что налоговая не разнесла платежи, что по вашей компании нет данных вообще. Если это выясняется на первом этапе, то вы сможете быстро решить все возникшие вопросы, и процесс ликвидации не затянется по техническим причинам.
Между первым и вторым этапом должно пройти 2 месяца, этот срок дается кредиторам для предъявления своих требований и проведения налоговой проверки, в случае ее назначения. В этот промежуток важно: настоять на соблюдении закона и установленных сроков, а не идти на поводу у ФНС, которая может поставить вас в план проверок через три квартала и проверять еще два, постоянно требуя все новые и новые документы и откладывая окончание процедуры ликвидации. Вы должны знать, что у налоговой есть законом установленный срок – 2 месяца, либо они успевают в срок, либо предъявляют требования по тем данным, которые имеются у них на текущую дату, не требуя дополнительных документов. Налоговая проверка при ликвидации – это проблема ИФНС, а не ваша. Так же необходимо в этот срок начать работу по получению справки из Пенсионного фонда об отсутствии задолженности, т.к. инспектора могут не иметь по вашей компании данных, уйти в отпуск, заболеть, что может затянуть ее получение, и, следовательно, процесс ликвидации. Кроме этого, до начала второго этапа, рекомендуем получить еще один баланс расчетов, чтобы иметь информацию о наличии или отсутствии по вашей компании задолженности, о правильном разнесении налоговой ваших платежей, о получении по вашей компании необходимых данных и т.д.
На втором этапе ликвидации, по результатам работы с кредиторами и уполномоченными органами, выявляется кредиторская задолженность, если она имеется, составляется промежуточный ликвидационный баланс, который согласовывается с налоговой. Завершается данный этап получением свидетельства о составлении промежуточного ликвидационного баланса. На этом этапе важно: настаивать на соблюдении налоговой законом установленных сроков по выдаче свидетельства о составлении промежуточного баланса. Зачастую, этот срок не соблюдается под предлогом задержек, это связано с ожиданием внутренних служебных записок из отдела камеральных проверок, однако, это нарушает ваши права. Рекомендуем получить третий баланс расчетов, чтобы иметь информацию о том, что вашей компании не доначислили новых налогов и пеней, по вам имеется вся информация и по вашей компании налоговая претензий не имеет.
Третий этап – завершающий, когда производятся окончательные расчеты с кредиторами и бюджетом, заканчивается работа по получению справки из ПФ, составляется ликвидационный баланс, о чем уведомляется налоговая служба. А также подается последнее заявление на ликвидацию юрлица. В результате вы должны получить свидетельство о прекращении деятельности юридического лица в связи с ликвидацией и выписку из ЕГРЮЛ, где указано, что юридическое лицо ликвидировано, а так же уведомление о снятии с налогового учета. Вам останется уничтожить печать, сдать документы ликвидированной компании в городской архив. На последнем этапе важно: настаивать на соблюдении сроков по регистрации ликвидации. По закону, с момента исключения из ЕГРЮЛ в связи с ликвидацией, компания перестает существовать. Внебюджетные фонды не имеют права требовать снятия с учета ликвидированного юридического лица и предоставления дополнительных документов, а так же прохождения дополнительных процедур. Уведомление фондов о снятии с учета – является обязанностью налоговой и должно происходить автоматически после регистрации ликвидации. Снятие с учета в фонде – проблема самого фонда, а не ваша.
Таким образом, общий срок ликвидации должен занимать около 3,5 – 4 месяцев, включая срок на уведомление кредиторов. Главное в этой процедуре: темп и скорость, инициатива со стороны вашей компании, а не со стороны ФНС, знание своих прав, обязанностей налоговой и отстаивание своих интересов!
В результате законной ликвидации происходит прекращение прав и обязанностей ликвидированного лица перед третьими лицами и государственными органами; исключение возможности проведения встречных проверок. После ликвидации уполномоченные органы и кредиторы не имеют права требовать удовлетворения (исполнения) своих требований, если они не успели заявить о них до или во время ликвидации. На ликвидированное предприятие не распространяются требования инвесторов, штрафные санкции (например, за ненадлежащее оформление иностранных рабочих), претензии потребителей (за некачественно построенный объект).
Существуют и другие варианты ликвидации компаний. В целях расширения познаний в юридических вопросах собственников компаний, рассмотрим и их.
Административная ликвидация. Она применяется по инициативе налоговых органов в отношении тех предприятий, которые в течение 1 года не вели деятельность по расчетным счетам и не сдавали бухгалтерские отчеты. В данном случае, следует учитывать, во-первых, ИФНС закрывает в административном порядке не все предприятия, а, во-вторых, налоговая может инициировать проверку предыдущих лет.
Банкротство. В данном случае происходит ликвидация через суд, когда предприятие не способно удовлетворять требования кредиторов. Это, однако, не лишает возможности ваших кредиторов оспорить результаты ликвидации, обвинив вас в преднамеренном банкротстве. Особенно, если в числе ваших кредиторов банки. Рекомендуем подготавливаться к данной процедуре заранее, пригласить финансовых и правовых консультантов, которые смогут предотвратить подобные ситуации.
Есть и другие способы «закрытия», однако все они по своим последствиям имеют ряд недостатков.
Первый способ – самый распространенный: продажа предприятия. Юридически такая процедура сопровождается сменой состава участников и директора общества, в некоторых случаях, меняется адрес фирмы. Однако, при таком способе, само юридическое лицо продолжает существовать. Это чревато тем, что в случае проведения налоговой проверки и выявления нарушений в налоговых отчислениях, налоговая служба имеет все основания доначислить налоги на «ликвидированное» таким способом предприятие. В случае неуплаты налогов в крупном размере, определенном Уголовным Кодексом РФ, наступает уголовная ответственность для директора, руководившего компанией в период, за который были недоплачены налоги. Проверка ИФНС распространяется на три последних года деятельности фирмы, поэтому спокойно спать собственник «ликвидированного» в результате продажи предприятия сможет только по истечении этого срока.
То же самое относится и ко второму способу: реорганизации в форме слияния или присоединения компании. В результате реорганизации деятельность юридического лица прекращается, его ИНН и ОГРН исключаются из госреестра. Но надо понимать, что, по сути, реорганизация – это прекращение деятельности с правопреемством (т.е. переводом всех прав и обязанностей на новое лицо, создаваемое в результате реорганизации). Соответственно, общество, прекратившее деятельность, обязано передать всю первичную документацию, все активы новому обществу, созданному в результате реорганизации. И бухгалтерский баланс формируется с учетом остатков реорганизуемой компании. Например, если у предприятия был долг по уплате НДС в бюджет, при реорганизации этот долг переходит на новое общество. Распространенная точка зрения о том, что о долге можно забыть – не верна. Если задолженность определена УК как крупная, виновного ждет наказание.
Два этих способа – варианты закрытия предприятия, но ни в коем случае не ликвидации в юридическом смысле этого слова. В последнее время к нам довольно часто обращаются клиенты, уверенные, что их предприятия давно ликвидированы, однако на поверку выясняется, что юридическое лицо по-прежнему существует, хотя деятельность и не ведется. А это значит, что вариант с налоговыми проверками не исключен.
Кто-то может возразить, что у налоговой службы слишком много другой работы и до неправильно ликвидированных фирм руки налоговых инспекторов могут никогда не дойти. Однако в последнее время прослеживается весьма значительная тенденция к усилению налогового контроля, и в подобных вопросах ни в коем случае нельзя полагаться на авось. В случае если про вас все же вспомнят, ничего хорошего это не сулит. Если вы покинули пост руководителя компании, «ликвидированной» в результате продажи или реорганизации, вы даже не сможете узнать о том, что вам доначислили налоги и завели уголовное дело.
Если вы не занимаетесь ликвидацией самостоятельно, а выбираете юридическую фирму для осуществления этой процедуры, внимательно ознакомьтесь с ее деятельностью, «наведите справки», посоветуйтесь со знакомыми. Опасайтесь подделок. Не верьте, обещаниям закрыть предприятие быстро и без последствий, убедитесь в компетентности лиц, оказывающих консультацию. Соблюдайте закон – это выгодно!
Начать дискуссию