Ежемесячный журнал "Новая бухгалтерия" N 9, 2004 г.
В. ЕГОРОВ, АКДИ "Экономика и жизнь"
Начавшаяся реформа органов исполнительной власти потребовала
внести изменения в целый ряд законов. 29 июня 2004 г. был принят Федеральный
закон N 58-ФЗ, который, в частности, внес изменения и в Налоговый кодекс. Теперь
МНС России окончательно преобразовано в Федеральную налоговую службу, которая
будет действовать при Минфине.
После прочтения Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ "О внесении изменений
в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими
силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением
мер по совершенствованию государственного управления" становится понятным,
почему в Канаде полиция до сих пор называется "королевская конная".
Королева Канадой не управляет давным-давно, да и лошадей у полицейских практически
не осталось, просто менять название крупного государственного ведомства и вносить
поправки во все законодательные акты, в которых оно упоминается, - сущая мука
для законодателя любой страны.
Две трети нашего многостраничного закона выглядят примерно так: "В абзаце таком-то
статьи такой-то такого-то закона слова "Министерство Российской Федерации по
налогам и сборам" в соответствующем падеже заменить словами "Министерство финансов
Российской Федерации" в соответствующем падеже".
Нужно отдать должное депутатам Госдумы. Чтобы в будущем такой рутиной больше
не заниматься, везде, где возможно, законодатели включили в НК РФ универсальные
словосочетания: "налоговые органы" и "финансовые органы". Как бы впоследствии
они ни назывались, их суть останется неизменной, поэтому вносить новые изменения
в Кодекс уже не потребуется.
Однако при внесении таких технических правок все-таки элемент творчества присутствовал.
Так, из Налогового кодекса РФ исключены все упоминания об органах государственных
внебюджетных фондов. Действительно, уже давно все платежи в эти фонды объединены
в единый социальный налог. Да и полномочия по контролю за исчислением и уплатой
ЕСН и взносов на обязательное пенсионное страхование переданы налоговым органам.
Законодатель не предоставил монопольного права давать письменные ответы ни
налоговому, ни финансовому органу.
Как и прежде, согласно подп. 1 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщик имеет право
получать от налоговых органов по месту своего учета бесплатную информацию (в
том числе и в письменной форме) о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов.
При этом получать письменные разъяснения по вопросам применения законодательства
РФ о налогах и сборах согласно подп. 2 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщик имеет
право теперь только из Минфина России.
Полномочия финансовых органов в области налогов и сборов установлены в новой
ст. 34.2 НК РФ. Согласно п. 1 этой статьи Минфин России теперь дает письменные
разъяснения по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах,
утверждает формы расчетов по налогам и формы налоговых деклараций, обязательные
для налогоплательщиков, а также порядок их заполнения.
Очевидно, пожалев Минфин России из-за свалившихся на него дополнительных обязанностей,
законодатель уполномочил принимать решения об изменении сроков уплаты налогов
и сборов налоговые органы (ст. 63 НК РФ), правда, только после согласования
с финансовыми органами.
Под шумок думцы убрали очевидный ляп, который был допущен в ст. 83 НК РФ. Теперь
в порту приписки будут регистрироваться морские, речные и воздушные транспортные
средства, а весь остальной транспорт зарегистрируют по месту государственной
регистрации. Раньше было наоборот.
Что же касается рядового налогоплательщика, то его, к счастью, все эти новации
практически не коснулись. После 2 августа 2004 г. (даты вступления в силу Федерального
закона N 58-ФЗ) он будет, как и прежде, ходить в свою налоговую инспекцию к
своему налоговому инспектору, который будет сидеть на том же стуле, но под
новой вывеской.
Начать дискуссию