Налоговые проверки

Досудебный порядок: когда обжаловать решение

Если компания не согласилась с результатами налоговой проверки, то раньше можно было сразу идти в суд. Сейчас же, прежде чем обратиться в суд, компания должна пройти досудебное урегулирование спора.

Если компания не согласилась с результатами налоговой проверки, то раньше можно было сразу идти в суд. Сейчас же, прежде чем обратиться в суд, компания должна пройти досудебное урегулирование спора.

Иными словами, обратиться в инспекцию и постараться решить проблему на месте. И только после этого подать жалобу в суд. Соответствующие изменения были приняты Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 137-ФЗ и вступили в силу с 1 января 2009 года. С какими трудностями придется столкнуться и как их решить, обсуждают гости редакции: бухгалтер, чиновник и юрист.

Анна КУЗНЕЦОВА, главный бухгалтер управляющей компании
Андрей БРУСНИЦЫН, советник государственной гражданской службы РФ 3-го класса
Андрей ХРАМОВ, ведущий юрист консалтинговой группы «Налоговик»

Анна КУЗНЕЦОВА:

- Сразу скажу, что досудебное обжалование обязательно только по тем решениям налоговых инспекторов, которые вынесены по результатам проверки. Если у фирмы есть претензии по другим документам, например по решению об отказе в зачете или возврате налогов, то по-прежнему можно обойтись без досудебных процедур. Это понятно из пункта 5 статьи 101.2 Налогового кодекса РФ.

Андрей БРУСНИЦЫН:

- Общий порядок будет такой. Инспекторы вынесли решение, с которым фирма не согласна. Это решение вступает в силу через 10 рабочих дней после вручения налогоплательщику. Если за эти 10 дней фирма успеет составить жалобу, то в данном случае компания будет обжаловать решение, не вступившее в законную силу. Апелляцию в этом случае надо подавать в территориальную налоговую инспекцию. То есть в ту инспекцию, которая проводила проверку и вынесла спорное решение. Инспекторы в течение трех рабочих дней должны передать жалобу в свой вышестоящий налоговый орган, например в Управление ФНС по области или региону. При этом решение инспекции не будет исполняться до тех пор, пока вышестоящий налоговый орган не вынесет свой вердикт. У Управления для этого есть месяц. В исключительных случаях этот срок продлевается еще на 15 дней. Если вас не устроит решение вышестоящего органа, то тогда уже можно обращаться в суд.

Анна КУЗНЕЦОВА:

- А как быть, если компания опоздает и подаст жалобу по истечении 10 дней?

Андрей БРУСНИЦЫН:

- Тогда фирма будет обжаловать решение, уже вступившее в законную силу. Так вот обжаловать его можно в течение года с даты принятия решения. Жалобу нужно подавать уже в само Управление. При этом действие решения не прекращается, а это значит, что компании придется заплатить штраф и пени, начисленные по результатам проверки. Чтобы отреагировать на жалобу, у управления есть также месяц, а в исключительных случаях он может увеличиться на 15 дней.

Андрей ХРАМОВН:

- Я вот что хочу сказать. Сроки подачи заявлений в суд составляют три месяца. Исчислять этот срок нужно так: если вы обжаловали решение, не вступившее в законную силу, то три месяца начинают течь с того момента, как управление подтвердит решение инспекции. Это следует из части 4 статьи 198 АПК РФ. А вот если фирма будет обжаловать решение, вступившее в силу, то трехмесячный срок исчисляется с момента вступления его в силу. Это следует из пункта 5 статьи 101.2 Налогового кодекса РФ. А теперь давайте считать. Предположим, фирма не успела подать жалобу в десятидневный срок. То есть ей придется обжаловать решение, вступившее в силу. Стало быть, 10 дней из трех месяцев, что дается на подачу иска в суд, уже истекли. Управление может рассматривать жалобу месяц или даже полтора. В результате получается, что на подготовку к суду у фирмы всего чуть больше месяца. Так что имеет смысл не опаздывать с апелляцией, а уложиться в срок и передать жалобу в инспекцию в течение 10 дней после вручения решения по проверке.

Анна КУЗНЕЦОВА:

- А что делать, если мы опоздали? Можно как-то приостановить действие решения?

Андрей БРУСНИЦЫН:

- Да, можно. Необходимо подать в вышестоящий орган ходатайство. Однако приостанавливать действие решения - это право, а не обязанность инспекторов. Так что, если хотите, чтобы вопрос был решен в вашу пользу, надо как следует объяснить инспекторам причины опоздания.

ИТОГИ

Итак, фирма может выбирать из двух вариантов - обжаловать решение, не вступившее в силу или уже действующее. Если речь идет о не вступившем в силу, то у организации будет чистых три месяца, чтобы подготовиться к суду. Так как отсчет срока на обращение в суд надо вести с даты, когда УФНС вынесет решение по апелляции. Если фирма обжалует действующее решение, то срок подачи обращения в суд сокращается пропорционально тому, как долго УФНС будет проводить досудебные процедуры. Ведь срок для обращения в суд в этом случае считается с даты вручения фирме решения по результатам проверки.

Начать дискуссию