Налоговые споры

"Неправильные" постановления Президиума ВАС РФ

Все мы привыкли к тому, что как только Президиум ВАС РФ принимает решение по какой-нибудь проблеме, возникшей в сфере налогообложения, она, по сути, перестает существовать, ибо выводы, сделанные Президиумом, с этого момента всеми воспринимаются уже как аксиома.

Все мы привыкли к тому, что как только Президиум ВАС РФ принимает решение по какой-нибудь проблеме, возникшей в сфере налогообложения, она, по сути, перестает существовать, ибо выводы, сделанные Президиумом, с этого момента всеми воспринимаются уже как аксиома.
И этому есть вполне логичное объяснение. После того как Президиум ВАС РФ обнародует свое решение, нижестоящим судам волей-неволей придется ориентироваться на него. Им нет никакого смысла принимать решения, прямо противоположные решению Президиума ВАС РФ, так как в противном случае таким решениям будет грозить отмена.
Спорщики конечно же могут не соглашаться с Президиумом ВАС РФ и пытаться в арбитражном суде отстоять свою позицию, но результат в этом случае почти на 100% можно спрогнозировать заранее. Уж больно редко Высший Арбитражный Суд меняет свою точку зрения.
Надо сказать, что вырабатыванию у налогоплательщиков подобной привычки во многом способствовало и налоговое ведомство, которое в своих документах то и дело ссылалось на различного рода письма и постановления Президиума ВАС РФ.

ТЫ ПОМНИШЬ, КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ...

Все началось чуть более десяти лет назад, когда Госналогслужба РФ Письмом N ВЗ-6-05/198 первый раз направила своим подразделениям документ, принятый ВАС, - Письмо от 10.03.94 N ОЩ-7/ОП-142 - для использования его положений в практической работе. Чуть позднее с той же формулировкой до налоговых органов впервые было доведено и постановление ВАС РФ (см. Письмо ГНС РФ от 21.12.94 N ЮБ-6-08/497). Дальше поток аналогичных писем только увеличивался. Часто при этом формулировки писем менялись. То это было: "Едля сведения и использования в практической работеЕ", то - "Едля сведения и руководства", то просто "для сведения", а иногда - "Ев целях оказания помощи государственным налоговым инспекциям в подготовке к защите государственных интересов в судах". Но практический смысл всех этих писем налоговой службы был один - вот вам судебный акт Президиума ВАС РФ, который и есть истина в последней инстанции, руководствуйтесь им.
Так, со временем и не без помощи налогового ведомства все мы убедились в "волшебной силе" постановлений Президиума ВАС РФ. Тем более что МНС направляло своим подразделениям даже те судебные споры, которые налоговые органы проигрывали. Примером тому служит постановление Президиума ВАС РФ от 18.06.2002 N 12385/01, касающееся налогообложения подразделений вневедомственной охраны при органах внутренних дел. Его МНС довело до сведения налоговых инспекций письмом от 23.07.2002 N ШС-6-14/1061. Другой аналогичный пример - Письмо МНС РФ от 12.05.2004 N 14-3-03/1712-6, в котором со ссылкой на постановление Президиума ВАС РФ от 07.10.2003 N 4243/03 говорится, что за отсутствие налоговых карточек по учету доходов и налога на доходы физических лиц налогоплательщика нельзя привлечь к ответственности по ст. 120 НК РФ.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПОСТАНОВЛЕНИЮ РОЗНЬ

Но, надо сказать, далеко не все постановления Президиума ВАС РФ, принятые по налоговым спорам, главное налоговое ведомство направляет своим структурным подразделениям. Большинство все-таки обделено его вниманием.
? Каким же образом главные чиновники налоговой службы производят отбор судебных актов для ознакомления с ними налоговых инспекций? Неизвестно. Наверное, по принципу выгодно-невыгодно для бюджета. А те дела, что проиграны, вероятно, проходят отбор по причине "малого ущерба" для государственной казны.
Постановления, которые своими письмами ФНС направляет нижестоящим подразделениям, принимаются на веру безоговорочно. Те же, на которые не пал выбор главных налоговиков, налоговыми органами нередко просто игнорируются. "Не было указаний их использовать - вот и не используем", - отвечают инспекторы.
Казалось бы, что проку от такого подхода? Ведь если суд состоится и налогоплательщик приведет ссылку на решение Президиума ВАС РФ по аналогичному спору, то шансы выиграть у налоговой сведутся к нулю. Но нет. Смысл-то, оказывается, есть. А что если налогоплательщик не будет судиться? Не захочет, например, или испугается "испортить отношения с налоговой". Тогда он своих денег не увидит. А значит, есть все-таки у налоговой шанс собрать больше налогов и пополнить казну.
Именно на такое поведение налогоплательщиков скорее всего и уповают чиновники налогового ведомства. Иначе чем еще объяснишь тот факт, что не так давно было опубликовало Письмо, в котором про одно из постановлений Президиума ВАС РФ заместитель министра Ольга Сердюк сказала буквально следующее: мы с позицией Президиума знакомы, но нас она мало волнует (Письмо МНС РФ от 28.07.2004 N 03-1-08/1876/14 "О НДС"). При этом был использован такой аргумент: постановление Президиума ВАС РФ было принято по жалобе конкретного налогоплательщика с учетом конкретных обстоятельств дела, а значит, касается оно только его.
Вот как интересно получается у налоговиков. По сути, они стали делить абсолютно одинаковые по юридической силе постановления Президиума ВАС РФ на используемые в работе и не используемые, то есть правильные и неправильные. Как такое возможно, спросите вы? А очень просто. Все дело в том, что цель оправдывает средства.
? У вас может возникнуть вопрос: что делать тем, кто попал в ситуацию, когда налоговая не хочет брать во внимание мнение ВАС? Наш ответ - судиться, судиться и еще раз судиться. Во-первых, потому, что последняя инстанция - это арбитражный суд, а не кабинет начальника налоговой инспекции. Во-вторых, суд, безусловно, будет руководствоваться точкой зрения Президиума ВАС РФ (кому охота, чтобы его решение потом отменяли в порядке надзора?). И, в-третьих, что самое главное, - это ваши деньги, а не их

Приложение к еженедельнику "Экономика и жизнь" - "Ваш партнер-консультант" N 38, 2004 г.

В. ЗАХАРОВ,
эксперт "ВПК"

ФСБУ 4/2023: с какими сложностями столкнется бизнес и как их избежать с помощью SUMRA?

С 2025 года в России будет действовать новый стандарт бухгалтерской отчетности — ФСБУ 4/2023. Он призван приблизить российские стандарты к международным, что, в свою очередь, потребует изменения многих внутренних процессов. Рассказываем, что изменится в отчетности для бизнеса, почему важно подготовиться к переходу уже сейчас и как это сделать.

ФСБУ 4/2023: с какими сложностями столкнется бизнес и как их избежать с помощью SUMRA?

Начать дискуссию