НК РФ

Преодоление кризиса с помощью закона

Приступая к обзору антикризисных мер государства, необходимо заметить, что рассматриваемые ниже нормативные акты являют собой лишь малую часть от всего объёма официальных документов, принятых государством в связи со сложившейся ситуацией на мировых финансовых рынках. Однако с нашей точки зрения приведённые в статье акты органов государственной власти представляют собой наибольший интерес для читателей.

Материал предоставлен корпоративным изданием для клиентов ГК «ИРБиС» «Система успеха»

Преодоление кризиса с помощью закона

Приступая к  обзору антикризисных мер государства,  необходимо заметить, что рассматриваемые ниже нормативные акты являют собой лишь малую часть от всего объёма официальных документов, принятых государством в связи со сложившейся ситуацией на мировых финансовых рынках. Однако с нашей точки зрения приведённые в статье акты органов государственной власти  представляют собой наибольший интерес для читателей.

В рамках настоящей статьи в первую очередь особое внимание следует уделить положениям Федерального закона от 26.11.2008г. N 224-ФЗ «О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Закон N 224-ФЗ), окрещённому в средствах массовой информации «антикризисным законом». Учитывая скорость его принятия (13.11.2008 – проект Закона N 224-ФЗ внесён на рассмотрение подкомитета по налоговому законодательству Комитета по бюджету и налогам Государственной Думы Федерального Собрания РФ, 19.11.2008 – проект прошёл первое чтение в парламенте, 21.11.2008 – Закон N 224-ФЗ принят Государственной думой во втором чтении, 26.11.2008 – одобрен  Советом Федерации и подписан Президентом РФ), данный нормативный правовой акт действительно допустимо  отнести в разряд «антикризисных».

Изменения, внесённые Законом N 224-ФЗ в Налоговый кодекс РФ (НК РФ) и вступившие в силу с 01.01.2009, можно разделить на две группы:

Группа 1. Изменения, относящиеся к вопросам налогового администрирования

1.1. Вступление в силу актов налогового законодательства (статья 5 НК РФ)
Согласно ранее действующему общему правилу акты законодательства о налогах и сборах вступали в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу (сбору).

С 01.01.2009 акты налогового законодательства, устраняющие или смягчающие ответственность за налоговые правонарушения, устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут вступать в силу со дня их официального опубликования, если прямо предусматривают это. При этом указанные изменения распространяются на правоотношения, возникшие с 01.10.2008 (пункт 5 статьи 9 Закона N 224-ФЗ).

1.2. Приостановление операций по счетам налогоплательщиков (статья 76 НК РФ).
Начиная с 01.01.2009 приостановление операций по счетам в банке будет применяться налоговиками не только для обеспечения исполнения решения о взыскании налога (сбора), но и в целях взыскания пени и (или штрафа). Вместе с тем в перечень операций по счёту, не подлежащих приостановлению, законодатель включил списание денежных средств в счёт уплаты страховых взносов.
В новой редакции пунктов 3, 8 статьи 76 НК РФ срок для принятия налоговым органом решения об отмене  приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации, в том числе и в случае пропуска  установленного срока подачи налоговой декларации,  увеличен с одного операционного дня до одного рабочего дня, следующего за днём получения налоговым органом документов (их копий), подтверждающих факт взыскания налога, пеней, штрафа либо представления налогоплательщиком  требуемой налоговой декларации. Также с 01.01.2009 решение об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации налоговики могут направлять в соответствующий банк любым способом, свидетельствующим о дате его получения банком, в частности заказным письмом с уведомлением о вручении (пункт 4 статьи 76 НК РФ). При этом приостановление операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке теперь действует вплоть до получения банком решения налогового органа об отмене такого приостановления.
Как видно из приведённого выше, законодатель фактически увеличил допустимый период времени, в течение которого банковский счёт налогоплательщика-организации будет заблокирован, что однозначно не может вызвать оптимизма у налогоплательщиков.

1.3. Камеральная налоговая проверка (статья 88 НК РФ).
С 01.01.2009 налоговики имеют право провести камеральную проверку в течение трёх месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации. Для сравнения: согласно  прежней редакции пункта 2 статьи 88 НК РФ  исчисление срока камеральной проверки начиналось со дня представления налогоплательщиком не только налоговой декларации, но и документов, которые должны к ней прилагаться, в результате чего срок камеральной проверки мог бесконечно увеличиваться путём истребования налоговым органом у налогоплательщика каких-либо дополнительных поясняющих документов.
Законом N 224-ФЗ статься 88 НК РФ дополнена пунктом 9.1., установившим, что если до окончания камеральной проверки налогоплательщиком представлена уточнённая налоговая декларация, то такая проверка прекращается и начинается новая – по уточнённой декларации.

1.4. Действия налогового органа по результатам налоговой проверки (статьи 100, 101, 101.4  НК РФ).

Пункт 5 статьи 100 НК РФ в ранее действующей редакции, вменявший в обязанность налоговому органу вручить налогоплательщику акт налоговой проверки, не определял каких-либо сроков для этого. Начиная с 01.01.2009 такой срок установлен  – пять рабочих дней с даты оформления акта налоговой проверки.
Пунктом 4 статьи 101, пунктом 7 статьи 101.4 НК РФ (в редакции Закона N 224-ФЗ) налоговикам запрещается при рассмотрении материалов налоговой проверки и производстве по делам о налоговых правонарушениях использовать доказательства, полученные с нарушением НК РФ, однако при этом в названных нормах сделано исключение для документов (информации) о деятельности налогоплательщика, переданных последним в налоговый орган с нарушением сроков, предусмотренных НК РФ - такие документы (информация) не считаются полученными с нарушением НК РФ.
Также Законом N 224-ФЗ установлен срок вручения налогоплательщику решения о привлечении его к ответственности за совершение налогового правонарушения (решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения) – не позднее пяти дней со дня  вынесения соответствующего решения.

Группа 2. Изменения, относящиеся к налогообложению организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц

2.1. Налог на добавленную стоимость (НДС).
2.1.1. Предварительная оплата товаров, работ, услуг (статьи 168, 169 НК РФ).
Начиная с 2009 года продавец, получив от покупателя предварительную оплату (полностью или в части), обязан предъявить ему соответствующую сумму НДС, исчисленную в порядке, установленном пунктом 4 статьи 164 НК РФ, и в течение пяти дней выставить покупателю счёт-фактуру, количество обязательных реквизитов которого меньше, нежели у счета-фактуры, выставляемого при отгрузке (пункты 1, 3 статьи 168, пункт 5.1. статьи 169 НК РФ):
а) порядковый номер и дата выписки счета-фактуры;

б) наименование, адрес и идентификационные номера налогоплательщика и покупателя;

в) номер платежно-расчетного документа;

г) наименование поставляемых товаров (описание работ, услуг), имущественных прав;

д) сумма оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав;

е) налоговая ставка;

ж) сумма налога, предъявляемая покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав.

2.1.2. Налоговый вычет (статья 171 НК РФ).
До 01.01.2009 покупатель имел право на применение вычета по «входному» НДС при условии отгрузки продавцом предварительно оплаченных товаров (выполнении работ, оказании услуг) и выставления последним счета-фактуры.
В настоящее время покупатель, произведя предварительную оплату товара (работы, услуги) и получив от продавца счёт-фактуру, вправе принять перечисленную сумму НДС к вычету (пункт 12 статьи 171 НК РФ).
Кроме того, с начала этого года при осуществлении товарообменных операций, зачётов взаимных требований, использовании в расчётах ценных бумаг покупатель имеет право на вычет «входного» НДС по общим правилам, без перечисления продавцу суммы налога отдельным платёжным поручением. Однако указанные правила распространяются на операции, в которых товары, работы, услуги и имущественные права были приняты к учёту не ранее 2009 года (п.12 ст.9 Закона N 224-ФЗ).

2.2. Налог на прибыль организаций
Законом N 224-ФЗ с 01.01.2009 установлена допустимая величина амортизационной премии в отношении основных средств, относящихся к третьей-седьмой амортизационным группам -  30 процентов (п.9 статьи 258 НК РФ), а также до 20 процентов снижена налоговая ставка по налогу на прибыль организаций (пункт 1 статьи 284 НК РФ).

2.3. Упрощённая система налогообложения (УСН)
Закон N 224-ФЗ внёс в пункт 2 статьи 346.20 НК РФ изменения, в соответствии с которыми субъектам РФ  теперь предоставляется право устанавливать налоговые ставки в пределах от 5 до 15 процентов в зависимости от категорий налогоплательщиков, применяющих УСН  (ранее законодатель предусматривал только жёстко зафиксированную ставку – 15 процентов).  Однако реальность введения в регионах дифференцированных налоговых ставок вызывает большие сомнения, поскольку снижение ставок по налогу будет означать уменьшение поступлений в бюджеты субъектов РФ.

2.4. Налог на доходы физических лиц.
Размер имущественного налогового вычета для физических лиц, осуществляющих строительство либо приобретение на территории РФ жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, увеличен до 2 000 000 рублей. Данное увеличение распространяется на граждан, купивших (построивших) жилье с 01.01.2008.

Продолжая наш обзор, в качестве одного из первых шагов государства по защите интересов граждан в период разразившегося мирового финансового кризиса следует отметить принятие  Правительством РФ постановления от 10.11.2008г. N 842, которым на 2009 год были установлены минимальная и максимальная величины пособия по безработице в размере 850 рублей и 3 400 рублей соответственно. В последствии максимальный размер пособия по безработице был увеличен до 4 900 рублей (постановление Правительства РФ от 08.12.2008 N 915).

Не обошёл законодатель вниманием и ставших безработными по причине финансового кризиса граждан, приняв Федеральный закон от 25.12.2008  N 287-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации». В соответствии с положениями названного акта с 01.01.2009 граждане, уволившиеся по собственному желанию, получают пособие по безработице по правилам, установленным для лишившихся работы по причине сокращения численности (штата) в организации, т.е. в течение 12 месяцев им выплачивается пособие по безработице, рассчитанное в процентном отношении к средней зарплате, но не выше его максимальной величины (4 900 рублей с 01.01.2009). Ранее в первые 6 месяцев пособие по безработице выплачивалось в размере его полуторкратной минимальной величины, в следующие 6 месяцев - в размере его минимальной величины. Кроме того, отныне работодатели обязаны информировать органы службы занятости не только о сокращении штата, но и о введении режима неполного рабочего времени или о временной приостановке производства.

Со стороны других органов исполнительной власти федерального уровня также последовала  реакция на принимаемые российским руководством меры по оздоровлению ситуации в финансовом и других секторах экономики.
Так, Генеральной прокуратурой РФ было издано указание от 14.11.2008 N 229/7р, которым прокурорам всех уровней вменялось в обязанность принять меры к усилению прокурорского надзора за исполнением законодательства о труде, занятости населения, пенсионном обеспечении, а также законодательства, направленного на противодействие правонарушениям в экономической сфере. Во исполнение названного указания органы прокуратуры должны усилить надзор за соблюдением прав граждан на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы, и в случае задержки выплаты работникам вознаграждения за труд сроком более двух месяцев прокурорам предписано инициировать применение мер уголовно-правового воздействия в отношении виновных руководителей и должностных лиц. Также под особый прокурорский контроль планируется  взять деятельность предприятий и организаций, на которых в связи с их ликвидацией, сокращением численности или штата планируется высвобождение работников, а также рассматриваемые судами общей юрисдикции дела о защите трудовых и жилищных прав граждан, в том числе, о выселениях из жилых помещений, связанных с расторжением ипотечных, кредитных договоров и иных гражданско-правовых сделок.

Не осталась в стороне и Федеральная налоговая служба России (ФНС), впрочем, методы участия последней в оздоровлении экономики носят как обычно весьма специфический характер.
Согласно «внутреннему» приказу ФНС, подписанному главой налогового ведомства  М. Мокрецовым,  с конца 2008 года в центральном аппарате службы и во всех её региональных управлениях создаются специальные «ситуационные центры», фактически представляющие собой некую разновидность налоговых комиссий.  Ситуационные центры будут отслеживать рост расхождения показателей прибыли по данным налогового и бухгалтерского учётов, снижение налоговых обязательств, рост сумм НДС к возмещению. Также интерес налоговиков вызовет представление налогоплательщиками уточнённых налоговых деклараций, значительно уменьшающих размер налога (более 70%). Кроме того, под подозрение попадёт увеличение затрат на капитальные вложения и тенденция к выводу активов на фоне роста  дебиторской задолженности и снижения прибыли, направление платёжных документов в банки, своевременно не исполняющие обязанности по перечислению налогов в бюджеты. Руководителям таких организаций будет предложено явиться в ситуационный центр для дачи соответствующих пояснений.

Любопытно, что налоговики всерьёз рассчитывают на помощь рядовых граждан, от которых фискалы ожидают представление сведений о нарушениях трудового и налогового законодательства, например,  выплата заработной платы в «конвертах», сворачивание объёмов производства, сдача жилья в наём без заключения договоров, неперечисление страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и пр. Всем заявителям фискалы гарантируют конфиденциальность.

В завершение настоящей статьи мы информируем наших читателей, что и в дальнейшем намерены освещать действия органов государственной власти, направленные на преодоление последствий мирового финансового кризиса.

Начать дискуссию