Судебная практика подтверждает, что обязанность по уплате ЕСН для плательщиков единого налога на вмененный доход должна была наступить лишь с 01.01.03. Так что требуйте не зачета, а возврата в полном размере уплаченного в 2002 году ЕСН
Как известно Федеральный закон N 104-ФЗ от 24.07.02 подтвердил прежнее право плательщиков единого налога на вмененный доход не уплачивать единый социальный налог.
юрист Лусников
http://www.lusnikov.com/
Однако статья 5 этого Федерального закона N 104-ФЗ говорит о том, что суммы единого социального налога, уплаченные в 2002 году налогоплательщиками, переведенными на уплату единого налога на вмененный доход, подлежат не возврату, а лишь зачету в счет сумм, подлежащих уплате в федеральный бюджет и соответствующие социальные внебюджетные фонды согласно статье 7 Федерального закона "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности".
Не нужно забывать, что закон N 104-ФЗ был не столько заботой об интересах малого бизнеса, который кинули, когда заставили платить единый социальный налог Федеральным законом N 198-ФЗ, сколько - исправлением ошибки, допущенной при издании закона N 198-ФЗ.
И эта ошибка заключается не только в забвении интересов малого бизнеса, но и в нестыковке Федерального закона N 198-ФЗ со статьей 5 Налогового кодекса РФ.
Об этих нестыковках высказывались многие юристы, и вот Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа своим постановлением от 11.09.02 подтвердил правоту этих высказываний, а также право налогоплательщиков не на зачет, а на возврат уплаченного в 2002 году единого социального налога.
Ниже приводится полный текст этого постановления.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 сентября 2002 года Дело N А05-6231/02-352/13
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Почечуева И.П., судей Корпусовой О.А. и Хохлова Д.В., рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Гарант-лес" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 01.07.2002 по делу N А05-6231/02-352/13 (судья Сметанин К.А.),
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Гарант-лес" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Архангельску (далее - налоговая инспекция) об обязании возвратить из федерального бюджета 29285 рублей излишне уплаченного единого социального налога и страховых взносов на пенсионное страхование.
Решением суда от 01.07.2002 в иске отказано.
В апелляционном порядке решение не обжаловалось.
В кассационной жалобе общество просит отменить решение от 01.07.2002 и удовлетворить иск, указывая на неправильное применение судом пункта 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Отзыв на жалобу не представлен.
Жалоба рассмотрена в отсутствие представителей сторон, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания.
Проверив законность решения от 01.07.2002 в кассационном порядке, суд считает его подлежащим отмене, а иск - удовлетворению.
Как следует из материалов дела, общество, являясь плательщиком единого налога на вмененный доход, в первом квартале 2002 года уплатило 29285 рублей единого социального налога и взносов в государственные внебюджетные фонды.
Полагая впоследствии, что указанная сумма налога и взносов уплачена излишне, общество 24.04.2002 обратилось в налоговую инспекцию с письменным заявлением о возврате указанной суммы, в чем письмом от 29.05.2002 было отказано. Данное обстоятельство и послужило основанием для обращения в суд с иском.
Абзацем первым части третьей статьи 1 Федерального закона "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" от 31.07.98 N 148-ФЗ (далее - Федеральный закон N 148-ФЗ) установлено, что со дня введения единого налога на вмененный доход на территориях соответствующих субЪектов Российской Федерации не взимаются платежи в государственные внебюджетные фонды, а также налоги, предусмотренные статьями 19 - 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", за исключением ряда налогов, ниже перечисленных в данной норме.
Статьей 2 Федерального закона "О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" от 31.12.2001 N 198-ФЗ (далее - Федеральный закон N 198-ФЗ) в часть третью статьи 1 Федерального закона N 148-ФЗ внесены изменения. В абзаце первом части третьей названной статьи исключены слова "платежи в государственные внебюджетные фонды, а также", а перечень налогов, взимаемых с плательщиков единого налога на вмененный доход, дополнен единым социальным налогом (подпункт 10 абзаца первого части третьей статьи 1 Федерального закона N 148-ФЗ).
Уплачивая единый социальный налог и взносы в государственные внебюджетные фонды в первом квартале 2002 года, общество исходило (ошибочно) из того, что Федеральный закон N 198-ФЗ вступил в силу с 01.01.2002. Из этого же исходила и налоговая инспекция, отказывая обществу в возврате уплаченной суммы. Поэтому, как правильно указал суд первой инстанции, по существу спор сводится к тому, с какого времени вступил с силу Федеральный закон N 198-ФЗ.
Статьей 10 Федерального закона N 198-ФЗ предусмотрено, что он, за исключением абзаца 9 пункта 11 статьи 1, вступает в силу с 01.01.2002.
Данный федеральный закон официально опубликован 31.12.2001.
В соответствии с абзацем первым пункта 1 статьи 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.
Согласно статье 240 НК РФ налоговым периодом по единому социальному налогу признается календарный год.
Пунктом 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разЪяснено, что при решении вопроса о моменте вступления в силу конкретного акта законодательства о налогах следует исходить из того, что на основании пункта 1 статьи 5 НК РФ такой акт вступает в силу с 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, наступающего после окончания месячного срока со дня официального опубликования данного акта.
Налоговый период, определяемый как календарный год, начинается с 1 января соответствующего года и оканчивается 31 декабря этого же года. Применительно к 2002 году - это период с 01.01.2002 по 31.12.2002. Следовательно, в рассматриваемом случае очередным налоговым периодом по единому социальному налогу, наступающим после окончания месячного срока со дня официального опубликования Федерального закона N 198-ФЗ (01.02.2002), является период с 01.01.2003 по 31.12.2003, а его первым числом - 01.01.2003.
Пунктом 3 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрены иные сроки вступления в силу федеральных законов, но только вносящих изменения в названный кодекс в части установления новых налогов. Однако единый социальный налог установлен не Федеральным законом N 198-ФЗ, а последний внес вышеуказанные изменения относительно единого социального налога не в НК РФ, а в Федеральный закон N 148-ФЗ.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что положения статьи 2 Федерального закона N 198-ФЗ вступают в силу с 01.02.2002, является ошибочным вследствие неправильного применения норм материального права в результате неверного их истолкования, а отказ в иске по этому основанию - неправомерным.
Факт уплаты обществом в первом квартале 2002 года 29285 рублей единого социального налога и взносов в государственные внебюджетные фонды подтверждается материалами дела и налоговой инспекцией не оспаривается.
В силу вышеизложенного указанная сумма налога и взносов в первом квартале 2002 года обществом уплачена излишне.
В соответствии со статьей 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика, которое может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы. Заявление общества от 24.04.2002 о возврате излишне уплаченных 29285 рублей единого социального налога и взносов в государственные внебюджетные фонды оставлено налоговой инспекцией без удовлетворения.
Согласно статье 9 Федерального закона "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" от 05.08.2000 N 118-ФЗ с 01.01.2001 контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения взносов в государственные социальные внебюджетные фонды, уплачиваемые в составе единого социального налога (взноса), а также возврат излишне уплаченных сумм единого социального налога осуществляются налоговыми органами Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, отменяя решение суда от 01.07.2002 как принятое с нарушением норм материального права, суд кассационной инстанции считает возможным принять новое решение об удовлетворении иска.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 01.07.2002 по делу N А05-6231/02-352/13 отменить.
Исковые требования удовлетворить.
Обязать Инспекцию Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Архангельску возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Гарант-лес" из соответствующих бюджетов 29285 рублей излишне уплаченных в первом квартале 2002 года единого социального налога и взносов в государственные социальные внебюджетные фонды.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Гарант-лес" из федерального бюджета 1907 рублей 40 копеек государственной пошлины, уплаченной при подаче иска и кассационной жалобы.
Председательствующий
ПОЧЕЧУЕВ И.П.
Судьи
КОРПУСОВА О.А.
ХОХЛОВ Д.В.
Начать дискуссию