ЕСН

Судебная практика подтверждает:требуйте не зачета, а возврата в полном размере уплаченного в 2002 году ЕСН

Судебная практика подтверждает, что обязанность по уплате ЕСН для плательщиков единого налога на вмененный доход должна была наступить лишь с 01.01.03. Так что требуйте не зачета, а возврата в полном размере уплаченного в 2002 году ЕСН Как известно Федеральный закон N 104-ФЗ от 24.07.02 подтвердил прежнее право плательщиков единого налога на вмененный доход не уплачивать единый социальный налог.

Судебная практика подтверждает, что обязанность по уплате ЕСН для плательщиков единого налога на вмененный доход должна была наступить лишь с 01.01.03. Так что требуйте не зачета, а возврата в полном размере уплаченного в 2002 году ЕСН
Как известно Федеральный закон N 104-ФЗ от 24.07.02 подтвердил прежнее право плательщиков единого налога на вмененный доход не уплачивать единый социальный налог.



юрист Лусников
http://www.lusnikov.com/




Однако статья 5 этого Федерального закона N 104-ФЗ говорит о том, что суммы единого социального налога, уплаченные в 2002 году налогоплательщиками, переведенными на уплату единого налога на вмененный доход, подлежат не возврату, а лишь зачету в счет сумм, подлежащих уплате в федеральный бюджет и соответствующие социальные внебюджетные фонды согласно статье 7 Федерального закона "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности".
Не нужно забывать, что закон N 104-ФЗ был не столько заботой об интересах малого бизнеса, который кинули, когда заставили платить единый социальный налог Федеральным законом N 198-ФЗ, сколько - исправлением ошибки, допущенной при издании закона N 198-ФЗ.
И эта ошибка заключается не только в забвении интересов малого бизнеса, но и в нестыковке Федерального закона N 198-ФЗ со статьей 5 Налогового кодекса РФ.
Об этих нестыковках высказывались многие юристы, и вот Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа своим постановлением от 11.09.02 подтвердил правоту этих высказываний, а также право налогоплательщиков не на зачет, а на возврат уплаченного в 2002 году единого социального налога.

Ниже приводится полный текст этого постановления.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 сентября 2002 года Дело N А05-6231/02-352/13

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Почечуева И.П., судей Корпусовой О.А. и Хохлова Д.В., рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Гарант-лес" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 01.07.2002 по делу N А05-6231/02-352/13 (судья Сметанин К.А.),

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью "Гарант-лес" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Архангельску (далее - налоговая инспекция) об обязании возвратить из федерального бюджета 29285 рублей излишне уплаченного единого социального налога и страховых взносов на пенсионное страхование.
Решением суда от 01.07.2002 в иске отказано.
В апелляционном порядке решение не обжаловалось.
В кассационной жалобе общество просит отменить решение от 01.07.2002 и удовлетворить иск, указывая на неправильное применение судом пункта 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Отзыв на жалобу не представлен.
Жалоба рассмотрена в отсутствие представителей сторон, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания.
Проверив законность решения от 01.07.2002 в кассационном порядке, суд считает его подлежащим отмене, а иск - удовлетворению.
Как следует из материалов дела, общество, являясь плательщиком единого налога на вмененный доход, в первом квартале 2002 года уплатило 29285 рублей единого социального налога и взносов в государственные внебюджетные фонды.
Полагая впоследствии, что указанная сумма налога и взносов уплачена излишне, общество 24.04.2002 обратилось в налоговую инспекцию с письменным заявлением о возврате указанной суммы, в чем письмом от 29.05.2002 было отказано. Данное обстоятельство и послужило основанием для обращения в суд с иском.
Абзацем первым части третьей статьи 1 Федерального закона "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" от 31.07.98 N 148-ФЗ (далее - Федеральный закон N 148-ФЗ) установлено, что со дня введения единого налога на вмененный доход на территориях соответствующих субЪектов Российской Федерации не взимаются платежи в государственные внебюджетные фонды, а также налоги, предусмотренные статьями 19 - 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", за исключением ряда налогов, ниже перечисленных в данной норме.
Статьей 2 Федерального закона "О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" от 31.12.2001 N 198-ФЗ (далее - Федеральный закон N 198-ФЗ) в часть третью статьи 1 Федерального закона N 148-ФЗ внесены изменения. В абзаце первом части третьей названной статьи исключены слова "платежи в государственные внебюджетные фонды, а также", а перечень налогов, взимаемых с плательщиков единого налога на вмененный доход, дополнен единым социальным налогом (подпункт 10 абзаца первого части третьей статьи 1 Федерального закона N 148-ФЗ).
Уплачивая единый социальный налог и взносы в государственные внебюджетные фонды в первом квартале 2002 года, общество исходило (ошибочно) из того, что Федеральный закон N 198-ФЗ вступил в силу с 01.01.2002. Из этого же исходила и налоговая инспекция, отказывая обществу в возврате уплаченной суммы. Поэтому, как правильно указал суд первой инстанции, по существу спор сводится к тому, с какого времени вступил с силу Федеральный закон N 198-ФЗ.
Статьей 10 Федерального закона N 198-ФЗ предусмотрено, что он, за исключением абзаца 9 пункта 11 статьи 1, вступает в силу с 01.01.2002.
Данный федеральный закон официально опубликован 31.12.2001.
В соответствии с абзацем первым пункта 1 статьи 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.
Согласно статье 240 НК РФ налоговым периодом по единому социальному налогу признается календарный год.
Пунктом 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разЪяснено, что при решении вопроса о моменте вступления в силу конкретного акта законодательства о налогах следует исходить из того, что на основании пункта 1 статьи 5 НК РФ такой акт вступает в силу с 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, наступающего после окончания месячного срока со дня официального опубликования данного акта.
Налоговый период, определяемый как календарный год, начинается с 1 января соответствующего года и оканчивается 31 декабря этого же года. Применительно к 2002 году - это период с 01.01.2002 по 31.12.2002. Следовательно, в рассматриваемом случае очередным налоговым периодом по единому социальному налогу, наступающим после окончания месячного срока со дня официального опубликования Федерального закона N 198-ФЗ (01.02.2002), является период с 01.01.2003 по 31.12.2003, а его первым числом - 01.01.2003.
Пунктом 3 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрены иные сроки вступления в силу федеральных законов, но только вносящих изменения в названный кодекс в части установления новых налогов. Однако единый социальный налог установлен не Федеральным законом N 198-ФЗ, а последний внес вышеуказанные изменения относительно единого социального налога не в НК РФ, а в Федеральный закон N 148-ФЗ.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что положения статьи 2 Федерального закона N 198-ФЗ вступают в силу с 01.02.2002, является ошибочным вследствие неправильного применения норм материального права в результате неверного их истолкования, а отказ в иске по этому основанию - неправомерным.
Факт уплаты обществом в первом квартале 2002 года 29285 рублей единого социального налога и взносов в государственные внебюджетные фонды подтверждается материалами дела и налоговой инспекцией не оспаривается.
В силу вышеизложенного указанная сумма налога и взносов в первом квартале 2002 года обществом уплачена излишне.
В соответствии со статьей 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика, которое может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы. Заявление общества от 24.04.2002 о возврате излишне уплаченных 29285 рублей единого социального налога и взносов в государственные внебюджетные фонды оставлено налоговой инспекцией без удовлетворения.
Согласно статье 9 Федерального закона "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" от 05.08.2000 N 118-ФЗ с 01.01.2001 контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения взносов в государственные социальные внебюджетные фонды, уплачиваемые в составе единого социального налога (взноса), а также возврат излишне уплаченных сумм единого социального налога осуществляются налоговыми органами Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, отменяя решение суда от 01.07.2002 как принятое с нарушением норм материального права, суд кассационной инстанции считает возможным принять новое решение об удовлетворении иска.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Архангельской области от 01.07.2002 по делу N А05-6231/02-352/13 отменить.
Исковые требования удовлетворить.
Обязать Инспекцию Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Архангельску возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Гарант-лес" из соответствующих бюджетов 29285 рублей излишне уплаченных в первом квартале 2002 года единого социального налога и взносов в государственные социальные внебюджетные фонды.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Гарант-лес" из федерального бюджета 1907 рублей 40 копеек государственной пошлины, уплаченной при подаче иска и кассационной жалобы.
Председательствующий
ПОЧЕЧУЕВ И.П.
Судьи
КОРПУСОВА О.А.
ХОХЛОВ Д.В.

Начать дискуссию