Прежде всего, следует отметить, что в настоящее время (с 01.01.2007 г.) процедура открытия счёта не зависит от страны, в которой находится банк, и, соответственно, носит уведомительный порядок.
Начнём с главного тезиса законодательства о валютном регулировании, касающегося открытия резидентами счёта (вклада) в банках за рубежом: «Резиденты открывают без ограничений счета (вклады) в иностранной валюте в банках, расположенных на территориях иностранных государств, являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) или Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ)» (п.1 ст.12 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле, далее – «Закон»). Указанные перечни стран, территорий и организаций размещены на официальных интернет-сайтах: Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) -www.oecd.org; Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) - www.fatf-gafi.org.
Прямого запрета на открытие счетов в банках государств, не являющихся членами вышеуказанных межгосударственных организаций, закон не содержит, и отступление от условия, предусмотренного п.1 ст.12 Закона не повлечёт для резидента никакой ответственности. Важно соблюсти следующее правило, единое для всех резидентов, о том, что резиденты обязаны уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии) счетов (вкладов) и об изменении реквизитов счетов (вкладов), не позднее одного месяца со дня соответственно открытия (закрытия) или изменения реквизитов таких счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации. Это касается резидентов - юридических лиц и резидентов - физических лиц. Такое уведомление производится по форме, утверждённой Приказом ФНС РФ от 10.08.2006 N САЭ-3-09/518@ "Об утверждении форм уведомлений об открытии (закрытии) счетов (вкладов) и о наличии счетов в банках за пределами территории Российской Федерации».
Нарушение срока уведомления налогового органа может повлечь за собой административную ответственность, предусмотренную ч.2 ст. 15.25. Кодекса об административных правонарушениях. Санкция данной статьи предусматривает наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до полутора тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Третье правило состоит в том, что переводы резидентами средств на свои счета (во вклады), открытые в банках за пределами территории Российской Федерации, со своих счетов (с вкладов) в уполномоченных банках осуществляются при предъявлении уполномоченному банку при первом переводе уведомления налогового органа по месту учета резидента об открытии счета (вклада) с отметкой о принятии указанного уведомления, за исключением операций, требуемых в соответствии с законодательством иностранного государства и связанных с условиями открытия указанных счетов (вкладов) (п.4 ст.12 «Закона о валютном регулировании и валютном контроле»).
Следующее условие касается только резидентов – юридических лиц и предусмотрено оно п.7 ст.12 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». Резиденты представляют налоговым органам по месту своего учета отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации. В настоящее время вышеуказанный порядок регулируется Постановлением Правительства РФ от 28.12.2005 N 819 «Об утверждении правил представления резидентами налоговым органам отчётов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации» (в редакции от 15.07.2008 г.).
Нарушение сроков сдачи отчётности, как и выявление факта её не сдачи, подпадает под санкции п.6 ст.15.25 КоАП и влечёт ответственность в виде административного штрафа: на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Следует обратить внимание на то, что резиденты – физические лица не представляют налоговым органам по месту своего учета отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами. Закон в этой связи не упоминает о таком субъекте как индивидуальный предприниматель, и по смыслу содержания Закона следует, что на резидентов – физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, п.7 ст.12 Закона также не распространяется. Пункт 3 вышеуказанных Правил также не выделяет индивидуальных предпринимателей в качестве обязанных лиц по предоставлению отчётов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории РФ.
Кроме необходимости представления налоговым органам отчётов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории РФ, наличие счёта в иностранном банке налагает на резидента - юридическое лицо дополнительные обязательства по соблюдения порядка перевода денежных средств с/на расчётный счёт в иностранном банке (я имею в виду паспорт сделки), и, в целом, по контролю за ходом исполнения сделки с иностранным контрагентом (я имею в виду обязательную репатриацию валютной выручки).
При осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты, если иное не предусмотрено ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», резиденты обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами), обеспечить (ст.19 Закона):
1) получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них;
2) возврат в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за неввезенные на таможенную территорию Российской Федерации (неполученные на таможенной территории Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.
Нарушение данных положений законодательства влечет наложение административного штрафа на должностных лиц и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы денежных средств, не зачисленных (не возвращённых) на счета в уполномоченных банках (п.п.4, 5 ст.15.25 Кодекса об Административных правонарушениях). Однако при рассмотрении дел судами принимаются во внимание любые меры, предпринятые резидентом для перечисления валюты на его счёт в уполномоченном банке, в том числе, предварительную переписку с контрагентом, включая телеграммы и телефонограммы, командировки сотрудников для решения соответствующих вопросов или иные меры. Наличие фактов принятия мер для своевременной репатриации валюты позволяют судам исключить вину резидента - юридического лица, что исключает привлечение его к административной ответственности по п.п.4, 5 ст.15.25 КоАП РФ.
Возвращаясь в вопросу о том, что ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» не выделяет индивидуальных предпринимателей, как отдельных субъектов правоотношений по валютному регулированию и валютному контролю, из положений Кодекса об административных нарушениях, в частности, примечания к ст.15.25 следует, что в отношении обязательств по репатриации валютной выручки административная ответственность, применяется и к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Для них размер санкции, установлен как санкции, налагаемые на должностных лиц.
Такой инструмент валютного контроля как паспорт сделки должен быть оформлен и представлен резидентом (юридическим лицом и физическим лицом – индивидуальным предпринимателем) в уполномоченный банк до осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами в целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям в соответствии с ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». При этом необходимо следовать соответствующей Инструкции Центрального Банка Российской Федерации от 15 июня 2004 г. N 117-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учёта уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок». Также следует руководствоваться и «Положением о порядке представления резидентами уполномоченным банка подтверждающих документов и информации, связанных с проведение валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций», утверждённое Центральным Банком РФ 01.06.2004 N 258-П (в редакции от 26.09.2008.
Последствия не оформления паспорта сделки предусмотрены той же ст.12.25 Кодекса об административных правонарушениях РФ, пунктом шестым. Нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
При этом следуем иметь в виду, что срок привлечения к административной ответственности по данной статье составляет 1 год.
Начать дискуссию