Ведение бизнеса

Риски корпоративного мошенничества: оценки менеджеров

Российские топ-менеджеры недооценивают риски внутреннего мошенничества, — считают сотрудники компаний. Исследование, проведенное компанией Ernst & Young, показывает: около двух третей респондентов из России ждут увеличения случаев корпоративного мошенничества и только 14% считают, что их руководство всегда работает честно.

Российские топ-менеджеры недооценивают риски внутреннего мошенничества, — считают сотрудники компаний. Исследование, проведенное компанией Ernst & Young, показывает: около двух третей респондентов из России ждут увеличения случаев корпоративного мошенничества и только 14% считают, что их руководство всегда работает честно.

Первый и определяющий вопрос исследования был о том, ожидают ли в течение нескольких следующих лет сотрудники рост уровня мошенничества в своих компаниях. В Европе 55% респондентов считают, что в той или иной мере риски мошенничества в их организациях возрастут. В России взгляды менеджмента более пессимистичны: 64% опрошенных ожидают усиления мошенничества и лишь 6% полагают, что таких случаев станет значительно меньше.

Основные причины злоупотреблений

Основными причинами увеличения случаев корпоративного мошенничества в период кризиса российский менеджмент считает недостаточное внимание руководства к противодействию мошенничеству (37% респондентов) и появление новых бизнес-рисков (34%).

29% респондентов связывают риск мошенничества, с существующим в компаниях недоверием сотрудников к руководству. В Европе этой точки зрения придерживаются ровно столько же респондентов. Треть опрошенных респондентов из России полагают, что в кризисный период будет возрастать желание сотрудников извлекать личную выгоду из деятельности компании. Это, соответственно, также спровоцирует увеличение случаев мошенничества в компаниях.

От кого исходит угроза мошенничества

Чуть более половины (58%) российских менеджеров считают, что их руководство обладает профессиональной честностью. Причем абсолютно уверены в профессиональной порядочности управленцев только 14% респондентов. Для сравнения, в Словакии топ-менеджерам доверяют 95% респондентов, а во Франции и Италии — только 12%.

Руководитель международной практики по расследованию мошенничества и содействию в спорных ситуациях Ernst & Young Global Дэвид Сталб считает, что тревога менеджеров по поводу честности руководства оправданна. «Работники высшего звена (из числа опрошенных) больше склонны мириться со взяточничеством и искажением финансовой отчетности, нежели работники низшего звена, что вызывает беспокойство», — отмечает он.

Сотрудники российских компаний (54% респондентов) полагают, что наибольший риск злоупотреблений исходит со стороны топ-менеджмента, и только 7% участников видят потенциальную угрозу для компании в действиях рядовых сотрудников.

В вопросе о том, кто должен нести персональную ответственность за злоупотребления, российские респонденты были практически единодушны: 80% считают, что именно директора должны взять на себя ответственность за случаи вскрывшегося в компании мошенничества.

Эффективные меры предупреждения

Один из блоков исследования Ernst & Young посвящен вопросу противодействия внутрикорпоративным злоупотреблениям. В России, как и в Европе, 44% менеджеров заявили, что в их компаниях эти меры усилились.
Между тем оценка роли высокой корпоративной культуры в борьбе с мошенничеством у европейских и российских респондентов значительно отличается. В России только 15% менеджеров отводят этому фактору значительную роль, в то время как в Европе профессиональную честность и порядочность считают залогом успешного функционирования компаний 40% респондентов.

«Российские участники исследования больше сфокусированы на процедурных факторах. 58% опрошенных считают эффективные процедуры контроля главным фактором успешной борьбы с мошенничеством. Это связано с тем, что российский топ-менеджмент больше сконцентрирован на механизмах выявления и расследования уже свершившихся фактов злоупотреблений. Мы уверены, и всегда стараемся убеждать своих клиентов в том, что намного более эффективным является противодействие мошенничеству еще до того, как сотрудник его замыслил», — отмечает Иван Рютов.

Тем не менее, внимание российского бизнеса к превентивным мерам возрастает. Так, 41% менеджеров отметили, что в их компаниях проходят тренинги по противодействию мошенничеству.

Полный текст статьи опубликован в журнале «Экономические преступления» № 6/2009

Начать дискуссию