Постановление ФАС Центрального округа от 08.04.09 № А09-7267/208-22
Суть спора. Организация заявила, что налоговики нарушили процедуру принятия решения по проверке, и потому просила суд отменить решение о привлечении к ответственности.
Налогоплательщик мотивировал свои претензии тем, что указанный документ датирован более поздним числом, чем день, на который было назначено рассмотрение материалов по ревизии. Областной суд не поддержал компанию. А судьи апелляционной инстанции согласились с тем, что инспекция существенно нарушила процедуру вынесения решения, и признала его недействительным*.
* Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов проверки является основанием для отмены вынесенного решения вышестоящим налоговым органом или судом. К таким условиям относится обеспечение возможности налогоплательщика участвовать в рассмотрении материалов проверки (п. 14 ст. 101 НК РФ).
Позиция суда. Вывод апелляционного суда ошибочный. Правила принятия решения по итогам проверки прописаны в статье 101 НК РФ. В частности, в ней сказано: акт и другие материалы проверки, в ходе которой обнаружены нарушения, а также письменные возражения плательщика по этому акту рассматривает руководитель инспекции (его заместитель) и по ним принимает решение. Проверяемую организацию необходимо известить о времени и месте рассмотрения указанных материалов. Налогоплательщик может участвовать в этом мероприятии (сам или через представителя). На рассмотрение материалов проверки налоговикам отводится 10 дней. Их отсчет ведется после того, как истечет 15-дневный срок с момента получения плательщиком акта проверки (в течение этого времени компания может готовить свои возражения). Указанный 10-дневный срок можно продлить, но не более чем на один месяц. Однако из описанной нормы НК РФ не следует, что решение по итогам проверки должно быть вынесено в день, когда состоялось рассмотрение материалов по ней.
Примечание «ДК». Конечно, решение о привлечении к ответственности, которое иногда занимает несколько десятков листов, не всегда возможно изготовить в тот же день, когда рассматривались документы по проверке и возражения плательщика. Тем не менее есть определенная логика и в том, чтобы указанные даты совпадали (то есть чтобы решение было датировано днем фактического вынесения, а не днем изготовления). Ведь в противном случае получается, что срок принятия решения продлевается, а об этом налогоплательщик должен быть извещен**. Если это не сделано, значит, существенно нарушена процедура рассмотрения материалов проверки со всеми вытекающими отсюда последствиями.
** См. форму решения о продлении срока рассмотрения материалов проверки (утв. приказом ФНС России от 07.05.07 № ММ-3-06/281).
В арбитражной практике есть постановления, подтверждающие справедливость данного подхода (примеры решений см. в таблице). Судьи указывают: если даты принятия решения и рассмотрения материалов проверки не совпадают, но нет доказательств того, что рассмотрение отложено, значит, налогоплательщик не был должным образом извещен о времени и месте рассмотрения материалов.
Однако нередко судьи придерживаются формального подхода, как и в комментируемом споре. И приходят к выводу: расхождения в датах не свидетельствуют о том, что в день принятия решения еще раз состоялось рассмотрение материалов проверки, требующее извещения плательщика.
Несколько месяцев назад свое мнение по описанной проблеме высказал Президиум ВАС РФ. Судьи высшей арбитражной инстанции не увидели нарушения статьи 101 НК РФ в том, что решение о привлечении компании к ответственности инспекция вынесла через неделю после рассмотрения документов по проверке (постановление от 17.03.09 № 14645/08).
ОКРУГ | РЕКВИЗИТЫ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО АРБИТРАЖНОГО СУДА | КТО ВЫИГРАЛ СПОР |
Западно-Сибирский | от 18.08.08 № Ф04-5036/2008(10001-А46-25) | Налоговики |
от 13.04.09 № Ф04-2129/2009(4293-А67-42) | Налогоплательщик | |
Московский | от 20.05.08 № КА-А40/3734-08 | Налогоплательщик |
Уральский | от 21.04.09 № Ф09-2240/09-С2 | Налоговики |
Центральный | от 18.01.08 № А48-2222/07-8 | Налогоплательщик |
от 28.10.08 № А48-810/08-14 | Налогоплательщик |
Начать дискуссию