Налоговые споры

Нельзя штрафовать компанию только за то, что она воспользовалась налоговой выгодой, на которую не имела права

По результатам проверки налоговики исключили из состава вычетов НДС, заявленных компанией, суммы, заплаченные подозрительному контрагенту.

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 10.06.09 № Ф04-3425/2009(8501-А27-34)

Суть спора. По результатам проверки налоговики исключили из состава вычетов НДС, заявленных компанией, суммы, заплаченные подозрительному контрагенту*1Более того, ревизоры начислили санкции по статье 122 НК РФ за неполное перечисление данного налога. Компания обратилась в арбитражный суд с просьбой признать указанное решение недействительным. Суд поддержал проверяющих в части уменьшения размера вычетов, однако штраф отменил, сославшись на то, что налоговики не доказали вину компании в совершении нарушения*2. Апелляционный суд согласился с этим выводом.

*1 Организация не подтвердила реальность отношений с контрагентом. Документы от его имени, представленные компанией, содержали недостоверные сведения и были подписаны неуполномоченным лицом. Кроме того, у контрагента не было ресурсов (имущества, персонала и пр.), чтобы выполнить ремонтные работы, заказанные и оплаченные компанией.
*2 Плательщика нельзя привлекать к ответственности, если в совершении налогового правонарушения нет его вины (ст. 109 НК РФ).


Инспекция подала кассационную жалобу в ФАС на постановления судов первых двух инстанций. По ее мнению, вина в форме неосторожности*3 доказана.

*3 Лицо, допустившее нарушение по неосторожности, признается виновным. Имеются в виду случаи, когда плательщик не понимал, что действует (бездействует) противоправно, хотя должен был и мог это осознавать (ст. 110 НК РФ).

Позиция суда. Налоговики необоснованно начислили штраф по статье 122 НК РФ. Вина компании не установлена. Инспекторы не доказали, что она не доплатила налог (в сумме неправомерно заявленных вычетов) в результате собственных противоправных действий или, наоборот, бездействия. А отказ в вычете из-за проступков контрагента не является основанием для примененных санкций.

Привлекая налогоплательщика к ответственности, налоговые органы должны доказать как факт совершения нарушения, так и вину плательщика (п. 6 ст. 108 НК РФ, п. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ).

Примечание «ДК». Как правило, за недостаточную осмотрительность в выборе партнера налоговые органы наказывают компании санкциями. В данном случае инспекторы усматривают вину в форме неосторожности. Они считают, что плательщик мог навести справки о потенциальном контрагенте еще на стадии заключения сделки или проверить сведения, указанные в первичных документах, прежде чем принять их к учету. Однако не сделал этого, что и привело к негативным налоговым последствиям. Иногда суды поддерживают такую точку зрения (см., например, постановления ФАС Московского от 07.10.08 № КА-А40/9299-08*4, Поволжского от 05.09.06 № А65- 3060/2006 округов). Так, ФАС Московского округа признал, что компанию, которая заявила вычет НДС по счету-фактуре, подписанному от имени поставщика неуполномоченным лицом, налоговики обоснованно привлекли к ответственности по статье 122 НК РФ.

*4 Определением ВАС РФ от 30.01.09 № ВАС-28/09 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ.

Однако в практике есть примеры решений, аналогичные прокомментированному постановлению ФАС Западно-Сибирского округа (см., например, постановления ФАС Московского от 20.04.09 № КА-А41/2916-09, Западно-Сибирского от 21.08.07 № Ф04-5632/2007(37346-А67-42) округов). Учитывая противоречивую практику, Ксения Никитина, юрист группы предприятий «Корпорация Центр», советует компаниям, которые хотят оспорить решение налогового органа в схожей ситуации, указывать как на обстоятельства, подтверждающие добросовестность компании, так и на то, что ее вина не установлена:

Если не удастся отстоять право на получение налоговой выгоды, есть шанс отсудить штраф.

Говорить о вине компании можно лишь при наличии веских доказательств того, что она была осведомлена о нарушениях контрагента, что она была вовлечена в незаконные операции, что у нее изначально было явное намерение уйти от налогов.

Причем именно налоговые органы должны собирать и представлять суду доводы, подтверждающие причастность компании к совершению нарушения или хотя бы то, что ей были известны какие-либо факты, позволяющие усомниться в благонадежности партнера.

Начать дискуссию