Интервью

«Любые стратегии, которые выбирает компания, проецируются на юридическую службу»

Создать юридическую службу компании с нуля – задача не из простых. Тем более если речь идет о таком серьезном направлении бизнеса, как продажа автомобилей. Своим опытом мы попросили поделиться Анну Паршкову, руководителя юридического департамента группы компаний Genser – крупнейшего российского автодилера марок Nissan, Infiniti, Chevrolet, Opel, Hummer и др.

Создать юридическую службу компании с нуля – задача не из простых. Тем более если речь идет о таком серьезном направлении бизнеса, как продажа автомобилей. Своим опытом мы попросили поделиться Анну Паршкову, руководителя юридического департамента группы компаний Genser – крупнейшего российского автодилера марок Nissan, Infiniti, Chevrolet, Opel, Hummer и др.

Анна Паршкова родилась в 1975 году в городе Жуковский Московской области. В 1998 году с отличием закончила Международный институт экономики и права. С 1996 года работает в группе компаний Genser, в настоящее время возглавляет ее юридический департамент. В 2009 году получила степень LLM.

– Вы работаете в сфере, которую можно назвать традиционно мужской. Не сложно ли было завоевывать доверие руководства, коллег-мужчин?

– Завоевать доверие – это, пожалуй, и просто, и сложно одновременно, причем вне зависимости, у мужчин или у женщин. Я старалась максимально добросовестно выполнять свою работу, вот и все. От единственного юриста – к целому департаменту

– Расскажите о структуре вашего юридического департамента.

– У нас шесть юристов в московском офисе и еще два – в самых крупных региональных центрах – в Калуге и Белгороде. В остальных салонах отдельные юристы пока не требуются, достаточно нашей дистанционной поддержки. У нас существует единая база данных для всех центров Genser. Она включает в себя готовые формуляры розничных договоров, ряд процедур по каждому представленному у нас брэнду автомобилей, документов, необходимых при техобслуживании, разбирательстве с претензиями клиентов. Эта унификация позволяет снять часть правовых вопросов.

– Вся эта база формировалась при вас или вы пришли уже на подготовленный плацдарм?

– Как юридическая служба группы компаний Genser, так и база правовых документов и процедур формировалась при мне. Когда я пришла в Genser 13 лет назад, штат компании насчитывал всего 49 человек (для сравнения – сейчас у нас работает около 2 тыс. человек), и я была единственным юристом. Так что весь собранный в базе материал нарабатывался и накапливался постепенно.

– Значит, вы сами выстроили структуру юрслужбы с нуля?

– Скорее она сложилась естественным образом по ходу роста компании. Когда значительно увеличился объем работы, я взяла себе в помощь одного человека. Потом пригласили еще одного специалиста и так далее. Затем настал момент, когда я поняла, что из-за увеличения объема работы и усложнения правового регулирования различных сфер деятельности сотрудники юрслужбы уже не могут заниматься всеми направлениями одновременно. Поэтому я приняла решение функционально разделить работу с учетом интересов и способностей сотрудников. Получилось три основных отдела: претензионно-исковой работы, корпоративного права и управления, а также хозяйственного права и арбитражной практики. Со временем у юристов каждого отдела появились помощники.

Организация работы. Чему юрслужба учит менеджеров

– Само содержание работы за эти годы как-то изменилось?

– Немного изменилось. В начале нашей деятельности компания самостоятельно занималась импортом автомобилей и нам приходилось заниматься таможенными вопросами. Впоследствии в России появились компании, которые взяли на себя функции импортеров и занялись координацией работы с дилерами, поэтому внешнеэкономической деятельностью юридический департамент сейчас не занимается. С опытом и ростом компании приходят и различные организационные решения. Помимо унификации документации мы разрабатываем внутренние правовые процедуры и регламенты – в частности, по работе с претензиями, договорами и т. д., занимаемся обучением сотрудников так называемого фронт-офиса. Когда компания была меньше, юристы самостоятельно и порой подолгу подбирали документы из различных отделов для анализа и решения спорных ситуаций. Но потом юридический департамент разработал и внедрил процедуру, согласно которой претензии приходят к нам уже с необходимым набором документов. Это целесообразно, потому что на начальном уровне с клиентом общаются менеджеры отделов продаж и сервис-менеджеры и именно они лучше знают причину возникновения той или иной претензии.

– Вы сказали, что юристы занимаются также обучением менеджеров. В чем оно заключается?

– Мы стремимся к тому, чтобы сотрудники понимали смысл документов, которые они оформляют: что будет, если не заполнить какую-то графу или заполнить неправильно. Какие последствия, например, повлечет за собой отсутствие подписи клиента в акте выполненных работ и т. д. Поэтому юридический департамент готовит материалы (наиболее важные положения нормативных актов, которые обязаны знать сотрудники фронт-офиса, анализ практических спорных ситуаций, ответы на наиболее часто встречающиеся вопросы и др.) и проводит соответствующее целевое обучение.

– Похоже, сейчас вся работа юрслужбы фактически идет по накатанной?

– Конечно, нет. На поток поставлена только документация, касающаяся наших операционных договоров, связанных с розницей. Но ведь еще есть масса хозяйственных договоров, например, которые касаются открытия новых центров, новых проектов, программ. Они требуют внимания, индивидуального подхода. Вообще любые задачи, стратегии, которые выбирает компания, проецируются на юридическую службу. Например, в течение последнего года у нас была большая работа, связанная с корпоративным правом. Содержание работы может зависеть и от экономической ситуации. В частности, осенью 2008 года увеличилось количество претензий от розничных покупателей, тогда в СМИ активно заговорили о кризисе и, видимо, это сыграло свою роль. Некоторые клиенты стали искать любые основания для отказа от договора и возврата денег. С корпоративными клиентами мы тоже пересматривали соглашения – искали основания для зачетов, другие компромиссы. Сейчас, надеюсь, в этом плане все стабилизируется.

Корпоративное направление. Когда нужны приглашенные юристы

– В чем заключалась большая работа по корпоративному направлению, о которой вы сказали?

– Мы готовили изменения в уставы нашей группы компаний. В скором времени у нас должен появиться коллегиальный орган – правление. Изменения в уставы уже продуманы и согласованы. Осталось решить некоторые технические вопросы функционирования правления. Например, кто будет созывать его заседания, как быть, если один из членов правления на день заседания заболеет или будет в отпуске и т. д.

– Разве эти вопросы не будут прописаны в уставе?

– Я считаю, что загромождать устав подробными процедурами нерационально. Если практика покажет, что какие-то моменты надо подкорректировать, то придется каждый раз вносить изменения, регистрировать их в налоговой, рассылать контрагентам. Хотелось бы устав сделать стабильным. Поэтому технические вопросы мы планируем прописать во внутренних положениях компании, а в уставе просто сослаться на них. Это более мобильная, гибкая система корпоративной документации.

– Раз уж мы заговорили о корпоративном направлении, не могу не спросить о недавней продаже доли в уставном капитале Genser инвестиционному фонду. В деловой прессе писали, что сопровождением сделки занималась консалтинговая компания. Почему не собственная юрслужба?

– Я сторонник того мнения, что внештатных специалистов стоит привлекать в двух случаях. Во-первых, для выполнения совсем простых текущих проектов, которые дешевле отдать на аутсорсинг, чем делать самим. Во-вторых, для разовых, но в чем-то эксклюзивных проектов, которые свои юристы в силу недостатка ресурсов не могут в полной мере охватить сами. Например, если сделка связана с применением права иностранного государства или выделяется очень крупной суммой и репутационными рис-ками. В данном случае именно в силу серьезности сделки мы сочли нужным привлечь сторонних специалистов. Но наш департамент при этом не оставался безучастным. Мы помогали при проведении due diligence, обязательного перед такого рода сделками, координировали работу, я изучала документы, которые готовили наши коллеги-консультанты.

Работа с клиентами и партнерами

– Человек, приходя в автосалон, может не только заключить договор о покупке автомобиля, но и оформить кредит, и сразу застраховать машину. В чем заключается работа вашего департамента в этих направлениях?

– Обычно банки и страховые компании предлагают свои варианты документов, разработанные для таких программ, а мы их анализируем на предмет правовых рисков, удобства в использовании как для нас, так и для наших клиентов. Если Genser берет на себя какую-то часть работы, связанную со страхованием (когда мы сами можем оформить клиенту полис), то со страховой компанией заключается договор агентирования. Что касается кредитования, то наши менеджеры консультируют клиентов относительно существующих у разных банков программ, рассказывают, какие документы понадобятся для получения кредита, помогают заполнить анкету, заявку и т.д.

– В этом случае ваша компания тоже действует как агент банка?

– Нет, она действует в своих собственных интересах. Мы стараемся обеспечить наших клиентов всей необходимой информацией, касающейся покупки машины, даже если эта информация относится не к нашему, а банковскому продукту. Банки часто настаивают на заключении с ними письменных соглашений о сотрудничестве. Но я не вижу в этом юридического смысла: мы не оказываем банкам агентские услуги. На мой взгляд, договор в данном случае не требуется.

– Сейчас все крупные автосалоны предлагают варианты продажи автомобилей на условиях «buy-back» или «trade-in». Эти варианты пришли к нам с запада, где они давно успешно применяются. Не было ли правовых сложностей при их переносе в российские условия?

– Никаких особых сложностей не было. Терминология в данном случае используется англоязычная, но, по сути, и в российском законодательстве есть аналогичные правовые инструменты. Что такое «trade-in»? Это фактически продажа автосалону подержанного автомобиля с зачетом его стоимости в счет покупной цены нового автомобиля. А «buy-back» означает, что клиент, приобретая автомобиль в автосалоне, знает, что по прошествии времени он может продать эту машину обратно автосалону.

Возможно, что у разных автодилеров юристы оформляют эти сделки по-разному. Кто-то делает договор мены при выкупе подержанного автомобиля («trade-in»), кто-то оформляет предварительные соглашения о будущем выкупе («buy-back»). Я считаю, что в данном случае наиболее оптимальный вариант – заключать два отдельных договора: один о продаже нового автомобиля клиенту, другой – о покупке у него подержанного авто. А потом провести зачет встречных требований. Заранее мы не прописываем в договоре свое обязательство выкупить проданный автомобиль, ведь по прошествии времени самому клиенту это может быть неинтересно.

Плюс еще три вопроса

Вы принимаете участие в переговорах?

- Когда это необходимо, да. Но обычно цель переговоров на уровне руководства – достигнуть основных договоренностей по сделке. А детали, технику воплощения можно обсудить уже с юристами контрагентов.

Вы всегда лично проводите собеседования с новыми сотрудниками?

- На первом этапе не всегда. В каждом из трех отделов юридического департамента есть свой руководитель – старший юрист. Я исхожу из того, что он сам должен найти человека, который подходит именно ему, чтобы они могли быть мини-командой.

Как удается совмещать работу на ответственной должности и семью?

- Конечно, не совсем просто, ведь у меня двое детей, которые требуют и внимания, и времени. Чтобы успевать по максимуму, надо постоянно организовывать себя и сохранять позитивный настрой.

Начать дискуссию

QIWI станет страусом

QIWI объявляет о проведении ежегодного общего собрания акционеров в 2024 году

ВТБ отчитался об успехах и сложностях импортозамещения иностранного ПО

Выбрали главное из интервью, которое Вадим Кулик дал «Ведомостям»

Упрощенцам, даже свободным от уплаты НДС в 2025 году, придется формировать счета-фактуры. «Ночной бухгалтер» № 1725

Появляется все больше сопутствующих поправкам по налоговой реформе 2025 проблем. Упрощенцев с доходами до 60 млн рублей освободили от НДС автоматически, но при этом не убрали обязанность выставлять счета-фактуры. Бухгалтеры уже всерьез начинают называть УСН усложненной системе налогообложения.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Бесплатно с Отчетность

Ответственность бухгалтера после увольнения

Ответственность главного бухгалтера за неправильное ведение бухгалтерского учета не оканчивается вместе с расторжением трудового договора. В зависимости от тяжести нарушений и причиненного работодателю ущерба, уволенный главбух может ответить и рублем и ограничением свободы.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
1
Бухгалтерский учет

Бухучет для начинающих: рассказываем о дебетах, кредитах и первичке простым языком

Как устроена профессия бухгалтера, с какими задачами он работает и что означают все эти странные сокращения (НДС, ПСН, ЕНС и др.) — разбираемся в основах бухгалтерии.

Иллюстрация: Вера Ревина /Клерк.ру

Блогер Ивлеева должна налоговой больше 20 млн рублей

Сумма долга Анастасии Ивлеевой выросла до 20,9 млн рублей. Блогер не может выплатить задолженность уже три месяца.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Бесплатно с НДФЛ

Новые налоговые базы и ставки НДФЛ с 2025 года: таблица

С 2025 года вводят новую прогрессивную шкалу НДФЛ.

Новые налоговые базы и ставки НДФЛ с 2025 года: таблица
Кадры

👍 Теперь в бизнес-аккаунте на «Клерке» можно продвигать свои вакансии

Продуктовая команда «Клерка» запустила новый функционал бизнес-аккаунтов: работодатели могут бесплатно размещать вакансии и, по желанию, платно их продвигать.

Верховный суд: валютный долг не должен индексироваться за просрочку

ВС РФ вынес решение, что валютный долг, в отличие от рублевой задолженности, нельзя проиндексировать за длительную просрочку.

Счета-фактуры

👎 Освобожденных от НДС упрощенцев не освободили от счетов-фактур. Прогноз налогового инженера

Если доход за предыдущий год не превышает 60 млн рублей, в текущем году при УСН будет освобождение от НДС по статье 145 НК.

На сотрудников из стран ЕАЭС тоже надо подавать уведомление в миграционную службу

При приеме на работу иностранцев из стран ЕАЭС надо уведомлять Управление по вопросам миграции МВД о заключении с ними трудовых или гражданско-правовых договоров.

Минэкономразвития отмечает уверенный рост организаций в «русских офшорах»

Сейчас в специальных административных районах зарегистрировано 428 международных холдинговых компаний. Резиденты САР могут пользоваться налоговыми льготами, а также применять корпоративное право той страны, из которой организация решила переехать в РФ.

Законопроекты

РСПП поддержал законопроект о платформенной занятости в РФ

Президент РСПП Александр Шохин концептуально поддержал законопроект «О платформенной занятости в Российской Федерации».

Прогрессивная шкала налогов всё же будет введена

Информация о том, что рассматривается законопроект о введении прогрессивной налоговой шкалы, согласно которой ставка будет зависеть от размеров дохода, уже какое-то время будоражит общественность. К сожалению, такое нововведение с большой вероятностью будет реализовано.

В базе «Клерка» уже больше 1 000 актуальных резюме!

Больше тысячи бухгалтеров, кадровиков, юристов, руководителей, финансистов и специалистов по 1С ищут работодателей с сервисом Клерк.Работа.

Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: с второклассницы хотят взыскать 700 тысяч рублей, мошенники обманывают пользователей Ozon, а у Xiaomi сбой в работе умных устройств

Подготовили обзор главных событий дня — 16 июля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Интернет и IT

Минцифры ужесточит правила оплаты мобильной связи

У абонентов при пополнении баланса наличными будут требовать паспорт.

Кадры

👷 Каждый третий наниматель сталкивается с неквалифицированными кандидатами. Почему, объясняет организатор опроса

Главной сложностью при подборе персонала опрошенные называют недостаточную компетенцию кандидатов на открытую вакансию — об этом говорят 54% респондентов.

Банки

Китайские партнеры перестали получать платежи через «ВТБ Шанхай»

Импортеры не могут отправить деньги китайским поставщикам через шанхайский филиал ВТБ.

Интересные материалы

Банки

ЦБ будет оперативно рассматривать сообщения об ошибочном включении в реестр мошенников

Те, кто по ошибке попал в список Центробанка, смогут оспорить это решение и разблокировать возможность проводить денежные переводы.