В работе международной компании, занимающейся перевозками, много необычного для юриста. Об этом нам рассказал Павел Громов, начальник юридического отдела ООО «ТНТ Экспресс Уорлдуайд (СНГ)» – российского отделения международной компании «TNT Express».
Павел Громов, начальник юридического отдела ООО «ТНТ Экспресс Уорлдуайд (СНГ)»
Павел Громов родился в 1981 году в Москве. В 2003 году с отличием закончил юридический факультет Российской таможенной академии. После этого год работал таможенным инспектором правового отдела Центральной акцизной таможни, затем – юристом и руководителем юридического отдела в холдинге, занимающемся перевозками. В мае 2007 года пришел на должность руководителя юридического отдела ООО «ТНТ Экспресс Уорлдуайд (СНГ)».Имеет степень кандидата юридических наук, член Палаты налоговых консультантов.
– Какое место российское отделение TNT Express занимает в международной сети компаний TNT?
– TNT Express в России – самостоятельное юридическое лицо со 100-процентным голландским участием, одна из ячеек глобальной сети компаний TNT Express, которая работает более чем в 200 странах мира. Отдельные ячейки объединяются в группы на региональном уровне. Наша компания входит в региональную группу Восточной и Южной Европы. Основной вид деятельности TNT Express – экспресс‑доставка отправлений и корпоративных грузов.
Организационная работа. Зачем нужны консультации с юристами в Голландии?
– Ваша юридическая служба полностью самостоятельна в работе или центральный офис сети компаний TNT Express может давать вам обязательные указания?
– В вопросах, касающихся российского права, мы полностью самостоятельны. Но когда речь идет о крупных проектах (корпоративных изменениях, внедрении во всей сети новой программы работы с клиентами и т. д.), мы контактируем по методическим вопросам реализации этих проектов с юридической службой главного офиса сети компаний в Амстердаме или юридической службой нашей региональной группы. Например, сеть повсеместно внедряет новые условия работы с клиентами. В связи с этим необходимо проанализировать, какие существуют локальные законодательные требования к реализации этих условий, насколько эти нововведения будут соответствовать глобальному корпоративному подходу. Исходя из этого, корректируется генеральная линия изменений.
– Как устроена ваша юридическая служба?
– Наша служба обеспечивает правовое сопровождение деятельности всех подразделений компании в России: не только головного офиса, но и 13 региональных филиалов; оказывает правовую поддержку компаниям обширной агентской сети. Функционально юридическая служба разделена на два отдела – собственно юридический и отдел, который занимается претензионной работой, а также взаимодействием со страховыми компаниями в процессе страхования грузов. Оба отдела подконтрольны мне.
– Какие основные направления деятельности у юристов отдела?
– Пожалуй, такие же, как и у юридической службы любой другой компании: договорная работа, представительство интересов компании в судах, анализ различных проектов на предмет юридических рисков, представление интересов компании в госорганах, профессиональных ассоциациях (в частности, в Ассоциации экспресс-перевозчиков и Ассоциации европейского бизнеса). Хотя последнее – это скорее лично моя функция, чем всего отдела.
– У компании собственный обширный автопарк. Постановкой автомобилей на учет, разбирательством с ГИБДД в случае аварий занимается юридическая служба?
– Нет, у нас есть общий отдел, который занимается в том числе и этими вопросами. Только если ситуация доходит до суда (допустим, страховая компания отказывает в страховой выплате после аварии), привлекаются юристы. Но подобных дел у нас единичные случаи.
Претензионная работа. Как юристы повышают качество сервиса
– Почему претензионный отдел обособлен?
– Специалисты этого отдела занимаются достаточно стандартными вопросами, которые уже отработаны на практике. Для них существуют унифицированные процедуры, поэтому в этом отделе могут работать начинающие юристы. Специалисты юридического отдела привлекаются к претензионным вопросам только в сложных ситуациях, которые требуют особого внимания, или когда ясно, что не обойтись без судебного разбирательства. Кстати, претензионный отдел рассматривает не только претензии материального характера, но и вообще любые письменные жалобы недовольных клиентов, даже если они не выдвигают материальных требований. Кроме подготовки мотивированных ответов наши специалисты занимаются также анализом причин, которые привели к появлению этих претензий, их систематизацией в базе данных и разработкой проектов решений для их устранения в работе компании. Основная цель этой работы – еще больше повысить качество нашего сервиса.
– Это скорее организационная работа. Чем обусловлена ее передача юридической службе?
– Функционально проще, если вся работа, касающаяся претензий, скоординирована в одном центре, а не распыляется между разными подразделениями. Кроме того, клиентам удобнее иметь одно контактное лицо. Для работы с крупной компанией это важно.
– Претензии часто перерастают в судебные разбирательства?
– Нет, очень редко. В основном споры с контрагентами и клиентами удается решить путем переговоров. Кроме того, в компании существует специальный порядок принятия коммерческих решений, касающийся споров. Например, бывает, что мы выплачиваем клиенту компенсацию, которую он просит, хотя видим, что с правовой точки зрения для этого нет оснований (компания не виновата). Но мы исходим из коммерческой заинтересованности в этом клиенте. Точно так же мы можем посчитать нецелесообразным предъявлять иск нашему контрагенту – транспортной организации, с которой у нас заключено агентское соглашение. Даже если с ее стороны были какие-то нарушения, причинившие нам ущерб. Аналогично решается вопрос в конфликтах с нашими арендодателями – владельцами складов. Для нас важнее всего обеспечить бесперебойную текущую деятельность компании. Если не складываются отношения с арендодателем, то вопрос о возможном судебном разбирательстве надо решать исходя из того, есть ли у нас на данный момент «запасной аэродром», чтобы безболезненно перевести склад туда. Вообще любые судебные споры могут быть эффективны, только когда они не мешают хозяйственной деятельности. Поэтому решение о целесообразности судебного разбирательства мы принимаем по согласованию с операционным отделом и финансовой службой компании. Для нас лучший способ решить конфликт с контрагентом – это заблаговременно исключить саму возможность его развития еще на стадии заключения договора, правильно сформулировав условия.
– Наверняка для международных доставок компания пользуется услугами подразделений TNT Express в других государствах. Как решается вопрос с ответственностью за повреждение или утрату груза между двумя компаниями одной сети?
– Действительно, бывают ситуации, когда одно из подразделений сети TNT Express считает, что в сложившейся ситуации виновато другое подразделение. На этот счет существует специальный внутрикорпоративный порядок, устанавливающий критерии, при которых можно предъявлять претензии. Общее правило такое: право на предъявление претензии есть только у того, в чей адрес поступил груз. То есть если мы в России получаем груз с повреждением от TNT Express, например, Польши, то мы можем заявить им соответствующие требования.
Сложности с таможней. Зачем юристу компании участвовать в законотворчестве
– Судя по вашим словам, у компании практически нет арбитражных споров. Или все-таки есть?
– Есть, и немало. Но значительная часть из них не с контрагентами, а с таможенными органами. Суть любой экспресс-перевозки – в быстрой доставке отправления «от двери до двери» (мы забираем груз или другое отправление у клиента и сдаем получателю в конечном пункте назначения). При наличии соответствующего поручения клиента при международной доставке мы занимаемся таможенным оформлением. Учитывая неоднозначность некоторых норм таможенного законодательства, которые оставляют широкое поле для разных трактовок, а также принимая во внимание наши объемы перевозок (TNT Express оформляет сотни тысяч таможенных деклараций в год), физически невозможно, чтобы у компании не было никаких нарушений в части таможенного оформления. В частности, из-за расхождений с таможенными органами во взглядах на те или иные вопросы чаще других выносятся постановления о штрафах на основании статьи 16.2 Кодекса об административных нарушениях. В основном речь идет о ситуациях, когда они считают, что мы представили недостоверные сведения о грузе. Мы оспариваем такие постановления в суде.
– Успешно?
– В основном да. Вообще оспаривание постановлений о привлечении к ответственности за нарушения таможенных правил – для нас необходимость. У компании есть свидетельства о включении в реестр таможенных брокеров, таможенных перевозчиков и владельцев складов временного хранения. Разумеется, эти документы для нее жизненно важны. Но если компания – таможенный брокер в течение года больше одного раза привлекается к административной ответственности за совершение правонарушений в области таможенного дела, то ее могут исключить из реестров. Это предусмотрено статьей 98 Таможенного кодекса. Данная норма не только осложняет нашу работу, она вообще вносит нестабильность в общую ситуацию на рынке услуг таможенных брокеров и сферу ВЭД. В выгодном положении оказываются так называемые «серые брокеры» – компании, которые оказывают соответствующие услуги, вообще не рискуя своим свидетельством, поскольку декларирование осуществляется клиентами, соответственно все риски ошибок возлагаются на них же.
– Получается, из этой ситуации нет выхода?
– Выход есть, и мы работаем в этом направлении. В рамках участия в Ассоциации экспресс-перевозчиков юридические службы разных экспресс-перевозчиков при нашем активном участии подготовили проект федерального закона о внесении изменений в Таможенный кодекс. Мы хотим, чтобы основанием для исключения компании из соответствующего реестра был не просто факт неоднократного нарушения в течение года, а факт неоднократного неисполнения постановления о привлечении к ответственности. Проще говоря, если компания в течение года больше одного раза не заплатила наложенный на нее штраф и тем самым не компенсировала негативные последствия нарушения. На наш взгляд, это более справедливый подход. Сейчас идет обсуждение этого законопроекта в Экспертном совете по таможенному регулированию Комитета по бюджету и налогам Государственной думы.
Плюс еще три вопроса
Ваша работа связана со стрессом?
Определенные стрессовые ситуации, конечно, есть. Они связаны с необходимостью быстро переключаться с одной задачи на другую. А в течение дня задачи могут поступать совершенно разноплановые. Но я в этом смысле уже «закален в боях».
У вас степень кандидата наук, Кембриджский сертификат САЕ, статус консультанта по налогам и сборам. Вы так любите учиться?
Дело не столько в любви к учебе, сколько в осознании того, что для дальнейшего развития мне необходимы дополнительные знания либо «перестройка мозгов» и приобретение нового инструментария для роста (так было в случае с аспирантурой Института государства и права РАН).
Как получилось, что вы пришли в такую крупную компанию, как TNT Express, сразу на руководящую должность в 25 лет?
Думаю, сыграло роль то, что на тот момент я обладал квалификацией именно в сфере, необходимой компании. Я уже руководил юридическим отделом в холдинге, занимающемся в том числе перевозками, и плюс к этому был хорошо знаком с таможенным законодательством.
Начать дискуссию