Трудовое право

Квотирование в Москве. Вперед, молодежь!

Итак, господа работодатели, дождались! Москва в очередной раз озадачила всех новым Положением о квотировании рабочих мест, утв. Постановлением Правительства Москвы от 4 августа 2009 года N 742-ПП (далее – Положение).

Материал предоставлен корпоративным изданием для клиентов ГК «ИРБиС» «Система успеха»

Итак, господа работодатели, дождались! Москва в очередной раз озадачила всех новым Положением о квотировании рабочих мест, утв. Постановлением Правительства Москвы от 4 августа 2009 года N 742-ПП (далее – Положение).

Немногим ранее, Законом г. Москвы от 8 апреля 2009 года N 4, был изменен документ выше рангом -  Закон города Москвы от 22 декабря 2004 года N 90 «О квотировании рабочих мест» (далее – Закон). Оба акта уже вступили в силу: изменения – с 9 мая 2009 года, Положение – с 29 августа 2009 года.

Возможно, кто-то еще помнит нашумевшее Определение Верховного Суда РФ N 5-Г05-45 от 10.08.2005 года, фактически запретившее взимание платы за невыполнение норм по обеспечению работой инвалидов.

Основанием для такого запрета стала ст. 21 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», которая, как более приоритетная, не предусматривает замену трудоустройства материальным возмещением. Надо сказать, что изначально такое положение в указанном законе было и только с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ оно было отменено.

Так вот, то ли в связи с кризисом и нехваткой денег в бюджете, то ли руководствуясь благими намерениями трудоустроить всех пострадавших от сложной экономической ситуации в стране и мире, Правительство Москвы вновь подкорректировало практику квотирования рабочих мест, добавив лиц, на которых распространяется квотирование.

Сразу оговоримся, что организациям и индивидуальным предпринимателям с численностью работников менее 100 человек бояться нечего – на них ни Закон, ни Положение не распространяются. Хотя предыдущий Закон города Москвы от 12 ноября 1997 года N 47 «О квотировании рабочих мест в городе Москве» и Положение о квотировании рабочих мест в городе Москве, утв. Постановлением Правительства Москвы от 4 марта 2003 года N 125-ПП требовали квотирование в отношении инвалидов при численности работников от 30 человек.

У всех превысивших такое «ограничение» работодателей г. Москвы теперь следующие обязательства перед городом (п. 1, п. 2 ст. 2 Закона):
1) принять на работу рассчитанное в соответствии с Положением и Законом количество инвалидов (помним про Определение Верховного суда РФ - возможно только непосредственное трудоустройство);
2) принять на работу определенное количество лиц, отнесенных Законом к молодежи или заплатить за этих лиц компенсацию в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения за одного такого непринятого работника. Размер прожиточного минимума за II квартал 2009 года установлен Постановлением Правительства Москвы от 18.08.2009 N 798-ПП и составляет 8 500 рублей.

При этом, согласно пп. 2 п. 3 ст. 2 Закона и п. 2.8 Положения,  оплата должна производиться ежемесячно с 1 до 15 числа месяца, следующего за месяцем, в котором трудоустройства не произошло, и так весь год...

Ниже представлен полный список вышеупомянутой «молодежи», то есть тех, кого московским организациям необходимо будет принять на работу или заплатить за них компенсацию:
1) несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет;
2) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет;
3) выпускники учреждений начального и среднего профессионального образования в возрасте от 18 до 24 лет, высшего профессионального образования в возрасте от 21 года до 26 лет, ищущие работу впервые.

Для признания квоты выполненной необходимо, чтобы эти граждане проработали на основе трудового договора не менее 15 дней в текущем месяце (п. 3 ст. 2 Закона).
Сразу предупредим, основания для заключения договора на 16 дней в Трудовом кодексе РФ найти весьма проблематично, мало того – опасно. Трудовая инспекция не замедлит появиться на предприятии, как в сказке – «по щучьему веленью…».

Количество трудоустроенных в соответствии с Законом лиц должно быть не менее 4% от общей численности персонала. При этом на инвалидов должно отводиться 2% (п. 1 ст. 3 Закона). В случае если инвалидов на предприятии несколько больше указанного процента, количество работников из числа молодежи можно пропорционально уменьшить. Но вот сделать наоборот и уменьшить количество инвалидов нельзя – их должно быть никак не меньше 2 % (п. 3 ст. 3 Закона).

Право решать, кого именно брать на работу, а также непосредственный расчет 4% от общей численности сотрудников, оставили за работодателями. Вероятно, скоро можно ожидать появление на рынке труда таких дополнительных «требований» к работникам, как наличие статуса инвалида, возраст до 18 лет, отсутствие опыта работы и т.д.

Если же «вакантный процент» не будет заполнен работодателем самостоятельно, то придется учитывать мнение целого ряда органов и организаций: Центров занятости и соцзащиты, общественных организаций инвалидов и молодежи, Городской и Территориальной комиссиями по квотированию рабочих мест в городе Москве.
Кстати, Положения об этих комиссиях утверждены тем же Постановлением Правительства Москвы от 4 августа 2009 года N 742-ПП. К их функциям, в частности, отнесен и контроль соблюдения работодателями Закона и Положения.

Избежать общения с этими структурами вряд ли удастся, даже если, в противовес требованиям Положения, организация не встанет на учет в Государственном учреждении города Москвы «Центр квотирования рабочих мест» в течение месяца со дня своей государственной регистрации (для вновь созданных организаций).
Дело в том, что отсутствие постановки на учет не освобождает от обязанностей, предусмотренных Законом и Положением. Тем не менее, ответственности за непостановку на учет ни тот ни другой акт не предусматривают. А вот за отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты административный штраф предусмотрен на федеральном уровне - ст. 5.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года N 195-ФЗ. Он  налагается на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей. Протокол о данном административном нарушении составляют должностные лица трудовой инспекции – той, что, как вы помните, не замедлит появиться (ст. 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

К сведению: кроме первоначального учета Положение предусматривает перерегистрацию (в случае смены налоговой) и снятие с учета. Во всех случаях необходимо представить, как минимум, три документа, касающиеся деятельности организации или ИП. Сама процедура  постановки/перерегистрации/снятия бесплатна.

Далее, на основании п. 2.9 Положения, в Центр квотирования необходимо ежеквартально до 30 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представлять сведения о выполнении установленной квоты по форме N 1-квотирование. На сегодняшний день эта форма утверждена Комитетом общественных связей г. Москвы от 22 февраля 2006 года N КОС-759/06.
Что интересно: при заполнении формы необходимо указывать регистрационный номер работодателя в Центре квотирования. Это к вопросу о необязательности постановки на учет в данном центре. Получается, без учета отчитаться по форме 1-квотирование будет проблематично.

Тем не менее, нельзя не признать, что, как таковое, квотирование, действительно, могло бы (и надеемся, еще будет) способствовать снижению безработицы при совпадении интересов всех участвующих сторон. Пока же интересы работодателей не особо поддерживаются, хотя пп. 1 п. 1 ст. 239 Налогового кодекса РФ предусмотрено освобождение от единого социального налога «с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих в течение налогового периода 100 000 рублей на каждое физическое лицо, являющегося инвалидом I, II или III группы».

А вот за отказ от «помощи» (то есть невыполнение обязанности по созданию и выделению мест)  специальным актом – Кодексом города Москвы об административных правонарушениях (ст. 2.2), утв. Законом г. Москвы от 21 ноября 2007 года N 45, предусмотрен штраф, налагаемый:
- на должностных лиц в размере 3000 - 5000 рублей;
- на юридических лиц -  30000 - 50000 рублей

Таким образом, пока существуют Закон и Положение о квотировании, оснований для отмены которых на сегодня не предвидится, работодателям г. Москвы стоит быть осмотрительными и решить для себя, стоит ли уже заняться (или продолжать заниматься) расчетом и выполнением квоты или же просто, подготовив сумму компенсации и штрафов, затаиться…

Начать дискуссию