Право

Регулирование цен на лекарства: изменения

С нового года вступят в силу поправки в Положение о госрегулировании цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарства. Однако и свободно формируемые цены на прочие лекарства и медицинскую продукцию государственные контролеры тоже могут проверить.

Источник: Журнал  "Учет в аптеках"

С нового года вступят в силу поправки в Положение о госрегулировании цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарства. Однако и свободно формируемые цены на прочие лекарства и медицинскую продукцию государственные контролеры тоже могут проверить.

В статье речь пойдет о регулировании цен на лекарства и медицинские изделия в фармацевтических организациях, а также об инструментах, которые используют контролеры, чтобы держать цены на эти социально значимые товары в разумных пределах.

Основы госрегулирования цен

В силу статьи 5 Федерального закон от 22 июня 1998 г. № 86-ФЗ «О лекарственных средствах» отношения в сфере обращения медпрепаратов осуществляются в том числе и путем государственного регулирования цен на лекарства. А в постановлении Правительства РФ от 9 ноября 2001 г. № 782 уточнено, что госрегулированию подлежат цены не на все препараты, а только на жизненно необходимые и важнейшие, включенные в особый перечень. В настоящее время он утвержден распоряжением Правительства РФ от 29 марта 2007 г. № 376-р. Постановлением № 782 утверждено Положение о госрегулировании цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства. В это Положение и внесены изменения постановлением Правительства РФ от 8 августа 2009 г. № 654, которые вступят в силу с 1 января 2010 года. Так, сказано, что госрегулирование включает в себя:

– обязательную государственную регистрацию предельных отпускных цен российских и иностранных организаций-производителей на лекарственные средства;
– установление предельных оптовых и предельных розничных надбавок к ценам на эти лекарства.

Кроме того, постановлением № 654 утверждена форма протокола согласования цен поставки жизненно необходимых и важнейших лекарств. А в Положении сказано, что, только оформив данный протокол, организации оптовой торговли имеют право реализовать лекарства. Аптеки, в свою очередь, могут продавать такие лекарства только при наличии указанного протокола.
 

КАК ФОРМИРУЕТСЯ ПЕРЕЧЕНЬ ЖИЗНЕННО ВАЖНЫХ ЛЕКАРСТВ

Недавно разработано новое Положение о порядке формирования проекта перечня жизненно необходимых и важнейших лекарств, а также Положение о комиссии Минздравсоцразвития России по формированию данного проекта (утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 27 мая 2009 г. № 276н). Там говорится, что перечень жизненно важных лекарств формируется на следующий год до 15 июня текущего года. При его разработке учитываются, в частности, наиболее распространенные и социально значимые заболевания, стандарты оказания медицинской помощи.

Препараты включаются в перечень под соответствующими международными непатентованными наименованиями (в случае отсутствия таких наименований приводят заменяющие названия средств) с указанием лекарственной формы.

Подготовкой проекта распоряжения Правительства РФ об утверждении перечня занимается специальная комиссия. Она может направлять запросы органам управления здравоохранением субъектов РФ, профессиональным медицинским сообществам, а также ведущим ученым и специалистам в сфере здравоохранения.

На запрос этой комиссии нужно ответить в течение десяти календарных дней.

Ответственность за высокие цены на жизненно необходимые лекарства

Статьей 14.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение порядка ценообразования. Оно выражается в завышении регулируемых государством цен, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и т. п.), а также в завышение установленных надбавок (наценок) к ценам.

Указанное нарушение влечет наложение административного штрафа:

– на должностных лиц – 50 000 руб. или дисквалификацию на срок до трех лет;
– на юридических лиц – в двукратном размере излишне полученной выручки от реализации товара (работы, услуги) вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) за весь период, в течение которого совершалось правонарушение, но не более одного года.

Кстати, занижение регулируемых государством цен и надбавок тоже наказывается административными штрафами или дисквалификацией для руководителя (ст. 14.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Также отметим, что постановлением № 654 внесены изменения и в другие законодательные акты. В частности, в Положение о лицензировании фармацевтической деятельности. Так, для розничных продавцов медикаментов добавлено еще одно лицензионное требование. А именно: соблюдение лицензиатом установленных предельных розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства. Таким образом, нарушение в области ценообразования аптекой может повлечь за собой лишение лицензии на фармацевтическую деятельность.

ФАС России проверит цены и на другие препараты

Если лекарственные средства и медицинские изделия, реализуемые аптечными сетями, не включены в перечень жизненно необходимых и важнейших, то у контролеров тоже есть инструмент воздействия на продавцов, завышающих цены. Об этом заявила ФАС России, которая подключилась к мониторингу лекарственных средств, проводимому Росздравнадзором на основании приказа Минздравсоцразвития РФ от 27 мая 2009 г. № 277н.

Так, ФАС России будет наказывать за установление монопольно высокой цены и ценовые сговоры, возбуждая дела о нарушениях антимонопольного законодательства.

Понятие доминирующего положения одного или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке определенного товара, а также целый ряд аспектов, которые при этом учитываются, установлены статьей 5 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции». В статье 10 этого закона перечислены действия, которые признаются злоупотреблением доминирующим положением. Это, в частности:

– установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара;
– нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования и др.
Эти действия могут повлечь как административную, так и уголовную ответственность.

Уголовная ответственность за недопущение, ограничение или устранение конкуренции путем установления или поддержания монопольно высоких или монопольно низких цен, раздела рынка, ограничения доступа на рынок, устранения с него других субъектов экономической деятельности, установления или поддержания единых цен установлена статьей 178 Уголовного кодекса РФ. По этой статье привлекают должностных лиц организации. Причем суд должен установить наличие прямого умысла на совершение преступления и причинение крупного ущерба, сумма которого превышает 1 млн руб. Штрафы составляют от 100 тыс. до 1 млн. руб. В особых случаях может быть применена мера в виде лишения свободы на срок от двух до семи лет.

Если при злоупотреблении доминирующим положением отсутствуют признаки уголовно наказуемого деяния, то контролеры могут привлечь нарушителя к административной ответственности по статье 14.31 Кодекса об административных правонарушениях РФ. Она предусматривает штрафы:

– для должностных лиц – от 20 000 до 50 000 руб.;
– для юридических лиц – от 0,01 до 0,15 размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение, но не более 1/50 совокупного размера общей выручки правонарушителя.

Комментарии

1
  • saga111

    Все это регулирование уже было, но лекарств не было. И представте, как озолотятся те, кто будет согласовывать протоколы и ведь им еще и зарплату будут платить. А на Украине, говорят, правительство закупило антигрипозные дела, выбросило на рынок и цена тут же сдулась