Право

«Приходится постоянно находиться между двумя правовыми системами»

Ситуация, когда иностранный юрист работает в российской компании, кажется невероятной. Мы расспросили Кая Рейхарта, директора юридической службы компании ООО «МАН Автомобили Россия» о том, как ему удалось адаптироваться в нашем правовом пространстве и как он оценивает наше законодательство по сравнению с европейским.

Ситуация, когда иностранный юрист работает в российской компании, кажется невероятной. Мы расспросили Кая Рейхарта, директора юридической службы компании ООО «МАН Автомобили Россия» о том, как ему удалось адаптироваться в нашем правовом пространстве и как он оценивает наше законодательство по сравнению с европейским.

Кай Рейхерт, первый заместитель генерального директора ООО «МАН Автомобили Россия», директор юридической службы компании по странам СНГ
Родился в 1973 году в Гамбурге.

В 2000 году окончил Гамбургский университет по специальности «юриспруденция».

С 2004 до 2007 года работал в юридических компаниях – CMS Hasche Sigle GmbH, затем в московском офисе Lovells CIS. С момента создания юридической службы ООО «МАН Автомобили Россия» в 2007 году перешел туда на должность директора по юридическим и административным вопросам.

С марта 2008 года является директором юридической службы компании по странам СНГ и первым заместителем генерального директора.

– Как получилось, что у компании, работающей в российском правовом поле, немецкий юрист?

– Я не могу назвать себя только немецким юристом. Конечно, сначала я получил юридическое образование в Германии и работал там, но позднее я закончил юридический факультет и в России. Я работал в московском офисе английской юридической компании, и российское представительство МАН было одним из моих клиентов. Потом меня пригласили организовать юридическую службу непосредственно в открывшейся компании «МАН Автомобили Россия». Вообще для иностранной компании, которая работает в России, важно иметь юриста, который разбирается не только в российском праве, но и в праве той страны, в которой находится головной офис этой компании. Он лучше может объяснить некоторые нюансы российского законодательства своим иностранным коллегам, чем юрист, который незнаком, например, с германским правом. Приходится постоянно находиться между двумя правовыми системами.

Особенности организации юридической службы в немецких компаниях

– Сколько юристов работает в юридической службе ООО «МАН Автомобили Россия»? – Нас всего двое плюс еще есть помощник. Надо сказать, что в немецких компаниях редко бывает много своих штатных юристов. Иногда их не бывает вообще. В Германии больше принято привлекать специализированные юридические компании. За границей МАN Nutzfahrzeuge Group в основном тоже старается пользоваться услугами сторонних юристов. Свои постоянные юридические службы есть только в турецкой и российской дочерних компаниях. И то в Турции, потому что там расположено производство.

– В России у вас производства нет. Что же вызвало необходимость создать здесь собственную юридическую службу?

– С одной стороны, это была дань традиции – здесь принято иметь собственную юридическую службу, это особенность корпоративной работы в России. С другой стороны, это действительно важно: у нас много работы с госструктурами и контрагентами. Если здесь не иметь своей постоянной юридической службы, то это чревато большими рисками. Но мы все равно привлекаем и сторонних юристов. В частности, для налоговых споров. Нам просто не хватает времени самим заниматься этим направлением.

– По каким вопросам вы контактируете с юристами МАN Nutzfahrzeuge Group?

– Есть внутренние положения группы компаний МАН, которые распространяются и на иностранные подразделения, то есть все компании со стопроцентным участием МАН. Юристы в иностранных подразделениях стараются адаптировать эти положения не только к местному законодательству, но и к обычаям делового оборота. В то же время есть и совместные проекты. В частности, в скором времени планируется открытие завода в Узбекистане. Этот проект будет вести наша российская юридическая служба, и мы будем адаптировать стандартный договор под условия работы в Узбекистане. Естественно, для этого мы привлечем еще и узбекских юристов.

Основные блоки работы: продажи и работа с должниками

– Какие основные задачи стоят перед вашей юридической службой?

– У нас достаточно много проектной работы, связанной со строительством сервисных станций, согласованием этих проектов с госорганами. Мы сопровождаем крупные сделки по прямым поставкам из Германии, которые осуществляются не через дилеров. Как раз в этих случаях очень важно знание и российского, и германского права, особенно в части обеспечения сделки, страхования товара. Разумеется, арбитражные споры по взысканию просроченной задолженности мы тоже ведем сами, без привлечения сторонних юристов. – Вы стараетесь каким-то образом предотвратить проблему неплатежей в нынешних сложных экономических условиях?

– Чтобы поддержать продажи, пришлось в некоторых случаях оформить рассрочку платежей, не забывая при этом про различные риски, которые с этим связаны. Мы сейчас стараемся обеспечивать обязательства залогом, чтобы использовать новую возможность внесудебного взыскания за счет обращения взыскания на предмет залога без торгов. Проще говоря, проданный автомобиль до полной оплаты остается у нас в залоге. Еще одно очень эффективное средство – личное поручительство собственника бизнеса должника как физического лица. Но пока немногие должники на это идут.   О компании

ООО «МАН Автомобили Россия» – дочернее общество MAN Nutzfahrzeuge Group со стопроцентным участием. Создано в 1999 году. MAN Nutzfahrzeuge – один из мировых производителей грузовых автомобилей и тяжелых транспортных средств специального назначения (автопоездов, автобусов марки MAN и Neoplan). Головной офис компании находится в Мюнхене. ООО «МАН Автомобили Россия» занимается импортом, продажей и обслуживанием продукции MAN Nutzfahrzeuge Group на территории России. Партнерская сеть компании насчитывает 37 сервисных станций, включая 31 дилерский центр.

Специфика дилерских договоров и лизинга

– В основном продажи «МАН Автомобили Россия» строятся через дилерскую сеть. У вас не случалось проблем с антимонопольной службой из-за запрещенных законом «О защите конкуренции» различных условий, которые как раз присущи дилерским договорам, – о цене товара, зоне продаж и т. д.?

– Нет, проблем с антимонопольной службой у нас не было. Мы разрешаем нашим дилерам вести бизнес безо всяких ограничений. Это связано со сложными экономическими условиями: сейчас не стоит ограничивать продажи, надо, наоборот, дать дилерам как можно больше возможностей работать. Еще одна причина – в несовершенстве закона «О защите конкуренции», даже несмотря на недавние поправки. Не сов-сем понятно, как с точки зрения этого закона должны рассматриваться дилерские договоры. Они подпадают под понятие «вертикальных» соглашений. Но при этом такие соглашения, согласно частям 1.2 и 2 статьи 11 закона «О защите конкуренции», не должны приводить к установлению цены перепродажи товара и к любому другому ограничению конкуренции. Однако есть исключения. В частности, «вертикальное» соглашение допускается, если оно заключено между хозяйствующими субъектами, доля каждого из которых на любом товарном рынке не превышает 20 процентов. Непонятно, какой рынок имеется в виду в данном случае: только европейских производителей автомобилей или в том числе российских? По России в целом или в конкретном регионе? Все довольно неопределенно. – А как вопрос с дилерскими договорами решается в Германии? Там есть аналогичные ограничения в законодательстве о защите конкуренции?

– Во всем Евросоюзе действует общий запрет на любое ограничение конкуренции, в том числе в «вертикальных» соглашениях. Но в то же время Еврокомиссия может устанавливать исключения из общего запрета. Они регулируются постановлениями, принятыми конкретно для отдельных сфер бизнеса – например, для автомобильной промышленности. Если коротко, то конкретно для автопрома предусмотрены следующие правила. Можно обязать дилера, действующего в одном регионе, не продавать товары в другом регионе. Это означает, что он не вправе открывать там продажные и сервисные центры, вести активную рекламу. Но если к нему обратится покупатель из другого региона, то дилер не откажет в сделке. Навязывание цен дилерам тоже запрещено. Но можно их рекомендовать. Конечно, разница между навязыванием и рекомендацией – очень тонкий воп-рос как в Европе, так и в России. Но тут все зависит от того, как сформулировать договор. Например, можно установить, что дилер самостоятельно устанавливает цены, но при этом он не может нарушать общеэкономические правила, принятые в автоконцерне. Я думаю, в России тоже было бы проще установить специальные подробные правила для разных сфер бизнеса подзаконными актами. Первый шаг уже сделан – 16 июля 2009 года Правительство РФ издало постановление № 583 «Общие исключения в отношении соглашений между покупателями и продавцами». – «МАН Автомобили Россия» предлагает в том числе приобретение автомобилей в лизинг. Скажите, в части правового урегулирования лизинга есть разница между российским и немецким законодательством?

– Самое главное отличие заключается в том, что в Германии лизинг особым образом вообще не урегулирован, в Гражданском уложении даже нет его определения. Но оно есть в налоговом законодательстве, которым установлены налоговые последствия лизинга. В Германии вообще шире представлена свобода договора, меньше ограничений относительно договорных условий. Например, нет никаких препятствий для так называемого «обратного лизинга», а в России это до сих пор спорный вопрос.

Российская правовая система: взгляд со стороны

– Есть какая-то существенная разница работы юриста в российском правовом поле и в Европе, в частности, в Германии?

– Разница есть. В России законодательная база меняется намного быстрее, чем в Европе. Конечно, для этого есть объективные причины: в Европе к существующим законодательным нормам шли постепенно, а в России с переходом на рыночную экономику пришлось фактически с нуля быстро создавать для этого законодательную базу. Для сравнения: в Германии Гражданское уложение существует уже больше 100 лет и за это время оно претерпело не очень много изменений. В России же много поправок вносится даже в сравнительно недавно принятые законы. С одной стороны, хорошо, что законодательство быстро реагирует на изменение фактической ситуации в бизнесе. Но с другой стороны, в самом законе нереально отразить готовые решения для всех возможных ситуаций, как бы быстро ни готовились поправки. Решение может найти только суд с помощью толкования закона. В России это пока, к сожалению, не развито. В Германии суды не только применяют, но и активно толкуют закон и тем самым развивают право. В этом заключается одна из основных функций судебной ветви власти. Но зато в российском законодательстве, на мой взгляд, более четко разделена компетенция в законотворчестве на уровне Федерации и ее субъектов. В Германии бывает сложно найти компромисс между нормами законодательства федерального уровня и уровня субъектов Федерации.

Плюс еще четыре вопроса

Где вы так хорошо выучили русский язык?

Я учил его еще в школе в Гамбурге, приезжал в Россию по школьному обмену. Потом с 1994 года я полтора года проходил альтернативную службу в России.

А почему потом вернулись в Россию работать?

Во-первых, по личным причинам. Во‑вторых, мне в профессиональном плане интереснее работать в другом государстве с другой культурой.

Ваша должность называется «первый заместитель генерального директора». Вы занимаетесь не только правовыми вопросами?

Моя должность предполагает в том числе руководство бизнес-процессами, включая финансовые. Мне хотелось бы в этом разбираться тоже профессионально, поэтому сейчас я учусь на MBA.

Я знаю, что вы серьезно увлекались музыкой. Почему же в результате пошли в юриспруденцию?

Да, я играл на скрипке. И сейчас еще изредка играю. Но я всегда рассматривал это скорее как хобби, переводить на профессиональный уровень не собирался.

Начать дискуссию