В июле 2009 года были внесены существенные изменения в законодательство о конкуренции. Были приняты поправки в Федеральный закон «О защите конкуренции», Кодекс об административных правонарушениях и Уголовный кодекс, а также Постановление Правительства РФ, уточняющее случаи допустимости соглашений между хозяйствующими субъектами.
Как водится на Руси, считать цыплят летних изменений антимонопольного законодательства консультанты, инвесторы и все им сочувствующие будут по осени, мы же проведем критический обзор принципиальных новелл законодательства.
Регулирование «вертикальных» соглашений
Существенной корректировке подверглись положения Федерального закона «О защите конкуренции» в части регулирования «вертикальных» соглашений, т.е. соглашений между компаниями, которые не конкурируют между собой.
Так, для «вертикальных» соглашений отменены требования части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, что позволяет говорить о том, что сетевому бизнесу в России сделали подарок. Теперь консультантам гораздо проще будет в дистрибьюторских и иных подобных сделках учитывать интересы сторон, связанные с установлением правил реализации товаров и услуг (нормы об объеме, территории, ассортименте). Хотя сети и крупные производители практически всегда в своих типовых соглашениях с контрагентами предусматривали положения об ограничении конкуренции, теперь эта практика будет легализована.
Вопросы, связанные с нарушением «вертикальными» соглашениями антимонопольного законодательства не раз становились предметом рассмотрения арбитражных судов. В частности известны решения по подобным основания в отношении компании Роснефть (Постановление ФАС ЦО от 24.08.2009 по делу № А64-6977/08-19), Юнимилк (ФАС ЦО от 20.01.2009 по делу № А48-1211/08-18), Филип Моррис (ФАС ЦО от 23.06.2009 по делу № А33-2009/09) и некоторых других.
Тем не менее, законодательство сохранило случаи запрета на «вертикальные» соглашения, если такие соглашения содержат положения о цене перепродажи товара или соглашение запрещает покупателю реализовывать товар конкурентам (исключение составляют франшизные схемы сотрудничества).
Можно только приветствовать исключение из законодательства запрета на совершение соглашений коммерческой концессии и соглашений участников рынка с долей более 20%.
Кроме того, в области регулирования «вертикальных» отношений было принято Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. № 583 «О допустимости соглашений между хозяйствующими субъектами».
Данный правовой акт расширил возможности экономической деятельности крупных компаний, и в то же время четко установлены случаи, когда не могут быть признаны допустимыми те или иные условия «вертикальных» соглашений.
В целом – получилась маленькая революция… или не получилась, это покажет только практика.
Уголовная ответственность за нарушение антимонопольного законодательства
Внесены изменения в Уголовный кодекс (УК РФ), связанные с установлением ответственности за недопущение, ограничение или устранение конкуренции. Действующая ранее норма закона была изложена в новой реакции. Статья 178 УК РФ ныне предусматривает уголовную ответственность за недопущение, ограничение или устранение конкуренции путем заключения ограничивающих конкуренцию соглашений или осуществления ограничивающих конкуренцию согласованных действий, неоднократного злоупотребления доминирующим положением, выразившимся в установлении и (или) поддержании монопольно высокой или монопольно низкой цены товара, необоснованном отказе или уклонении от заключения договора, ограничении доступа на рынок, если эти деяния причинили крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо повлекли извлечение дохода в крупном размере.
Важным новшеством является внесение дополнительно специального признака, обуславливающего наступление уголовного наказания. Это извлечение дохода от противоправных действий. Таким образом, если ранее действия по ограничению конкуренции, не повлекшие за собой причинения ущерба, не криминализировались, а лица их совершившие подвергались административным штрафам, то теперь нарушения закона, повлекшие за собой прибыль в крупном и особо крупном размере (5 000 000 рублей и 25 000 000 рублей соответственно) будут наказываться лишением свободы до 6 лет.
Очевидно, что уточнение существовавших и введение дополнительных оснований уголовной ответственности позволит довольно эффективно воздействовать на топ-менеджмент крупных компаний, ведь по меткому выражению самого г-на Артемьева И.Ю. ни один топ-менеджер не захочет «сидеть», тем более в российской тюрьме. С данным утверждением спорить сложно.
30 октября 2009 г. на сайте ФАС появилось сообщение о том, что во все территориальные органы разосланы инструкции о применении ст. 178 УК РФ. Из содержания данной инструкции следует, что для возбуждения уголовного дела требуется наличие нескольких фактов: решение органа ФАС о признании нарушений антимонопольного законодательства, подтверждение решения судом, передача материалов дела в суд территориальным подразделением ФАС.
Не рассматривая каждый из предложенных этапов подробно, можно отметить, что с действующим законодательством данная инструкция имеет мало общего, как минимум потому, что процедура возбуждения уголовного дела закреплена в Уголовно-процессуальном кодексе, а это федеральный закон, имеющий большую юридическую силу, нежели инструкции федеральных органов государственной власти.
Тем не менее, следует положительно оценить норму ст.178 УК о том, что лицо, сообщившее о своем преступлении, способствовавшее его раскрытию, возместившее ущерб или перечислившее доход в федеральный бюджет освобождается от ответственности.
Коротко прочие изменения антимонопольного законодательства:
1. Уточнена сфера распространения Закона о защите конкуренции. Так, под действие закона попадают не только соглашения, но и действия физических либо юридических лиц. Также под действие закона попадают соглашения и действия российских или иностранных лиц, относящиеся к российским активам или влияющие на конкуренцию в России. К сожалению, что такое «влияние на конкуренцию в России», способы и объемы данного влияния законодателем не предусмотрены, что оставляет неприятный простор для толкования.
2. Расширен объем понятия «группа лиц», уточнены понятия «монопольно низкая цена» и «монопольно высокая цена».
3. Закон расширил возможности ФАС по признанию положения хозяйствующего субъекта доминирующим на рынке, даже если компания занимает менее 35% доли на рынке.
4. На Правительство возложена обязанность по разработке правил недискриминационного доступа на товарные рынки.
5. Пересмотрены правила совершения «вертикальных» соглашений.
6. Увеличены пороговые значения сумм активов и прибыли, в соответствии с которыми определялась необходимость получения разрешения органов ФАС на совершение сделок по экономической концентрации (купля-продажа акций, долей, создание и реорганизация компаний).
7. Установлен срок давности возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства - 3 года.
8. Установлены понятия государственных и муниципальных преференций.
9. Расширен перечень оснований передачи государственного или муниципального имущества без проведения торгов.
В качестве заключения…
В целом оценивать изменения антимонопольного законодательства рано, учитывая пока малый срок применения нового законодательства. Также нельзя не учитывать тот факт, что следующая волна изменений, по заявлениям представителей ФАС, накроет нас уже весной 2010 года, а посему стабильности и однообразия применения норм антимонопольного законодательства в ближайшей перспективе ожидать не следует.
Начать дискуссию