Новая волна изменений антимонопольного законодательства – не затопило бы…

В июле 2009 года были внесены существенные изменения в законодательство о конкуренции. Были приняты поправки в Федеральный закон «О защите конкуренции», Кодекс об административных правонарушениях и Уголовный кодекс, а также Постановление Правительства РФ, уточняющее случаи допустимости соглашений между хозяйствующими субъектами.
Новая волна изменений антимонопольного законодательства – не затопило бы…
На фото Леонид Романов, юрист компании Alinga Consulting Group

В июле 2009 года были внесены существенные изменения в законодательство о конкуренции. Были приняты поправки в Федеральный закон «О защите конкуренции», Кодекс об административных правонарушениях и Уголовный кодекс, а также Постановление Правительства РФ, уточняющее случаи допустимости соглашений между хозяйствующими субъектами.

Как водится на Руси, считать цыплят летних изменений антимонопольного законодательства консультанты, инвесторы и все им сочувствующие будут по осени, мы же проведем критический обзор принципиальных новелл законодательства.

Регулирование «вертикальных» соглашений

Существенной корректировке подверглись положения Федерального закона «О защите конкуренции» в части регулирования «вертикальных» соглашений, т.е. соглашений между компаниями, которые не конкурируют между собой.

Так,  для «вертикальных» соглашений отменены требования части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, что позволяет говорить о том, что сетевому бизнесу в России сделали подарок. Теперь консультантам гораздо проще будет в дистрибьюторских и иных подобных сделках учитывать интересы сторон, связанные с установлением правил реализации  товаров и услуг (нормы об объеме, территории, ассортименте). Хотя сети и крупные производители практически всегда в своих типовых соглашениях с контрагентами предусматривали положения об ограничении конкуренции, теперь эта практика будет легализована.  

Вопросы, связанные с нарушением «вертикальными» соглашениями антимонопольного законодательства не раз становились предметом рассмотрения арбитражных судов. В частности известны решения по подобным основания в отношении компании Роснефть (Постановление ФАС ЦО от 24.08.2009 по делу № А64-6977/08-19), Юнимилк (ФАС ЦО от 20.01.2009 по делу № А48-1211/08-18), Филип Моррис (ФАС ЦО от 23.06.2009 по делу № А33-2009/09) и некоторых других.

Тем не менее, законодательство сохранило случаи запрета на «вертикальные» соглашения, если такие соглашения содержат положения о цене перепродажи товара или соглашение запрещает покупателю реализовывать товар конкурентам (исключение составляют франшизные схемы сотрудничества).

Можно только приветствовать исключение из законодательства запрета на совершение соглашений коммерческой концессии и соглашений участников рынка с долей более 20%.

Кроме того, в области регулирования «вертикальных» отношений было принято Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. № 583 «О допустимости соглашений между хозяйствующими субъектами».

Данный правовой акт расширил возможности экономической деятельности крупных компаний, и в то же время четко установлены случаи, когда не могут быть признаны допустимыми те или иные условия «вертикальных» соглашений.

В целом – получилась маленькая революция… или не получилась, это покажет только практика.

Уголовная ответственность за нарушение антимонопольного законодательства

Внесены изменения в Уголовный кодекс (УК РФ), связанные с установлением ответственности за недопущение, ограничение или устранение конкуренции. Действующая ранее норма закона была изложена в новой реакции. Статья 178 УК РФ ныне предусматривает уголовную ответственность за недопущение, ограничение или устранение конкуренции путем заключения ограничивающих конкуренцию соглашений или осуществления ограничивающих конкуренцию согласованных действий, неоднократного злоупотребления доминирующим положением, выразившимся в установлении и (или) поддержании монопольно высокой или монопольно низкой цены товара, необоснованном отказе или уклонении от заключения договора, ограничении доступа на рынок, если эти деяния причинили крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо повлекли извлечение дохода в крупном размере.

Важным новшеством является внесение дополнительно специального признака, обуславливающего наступление уголовного наказания. Это извлечение дохода от противоправных действий. Таким образом, если ранее действия по ограничению конкуренции, не повлекшие за собой причинения ущерба, не криминализировались, а лица их совершившие подвергались административным штрафам, то теперь нарушения закона, повлекшие за собой прибыль в крупном и особо крупном размере (5 000 000 рублей и 25 000 000 рублей соответственно) будут наказываться лишением свободы до 6 лет.

Очевидно, что уточнение существовавших и введение дополнительных оснований уголовной ответственности позволит довольно эффективно воздействовать на топ-менеджмент крупных компаний, ведь по меткому выражению самого г-на Артемьева И.Ю. ни один топ-менеджер не захочет «сидеть», тем более в российской тюрьме. С данным утверждением спорить сложно.

30 октября 2009 г. на сайте ФАС появилось сообщение о том, что во все территориальные органы разосланы инструкции о применении ст. 178 УК РФ. Из содержания данной инструкции следует, что для возбуждения уголовного дела требуется наличие нескольких фактов: решение органа ФАС о признании нарушений антимонопольного законодательства, подтверждение решения судом, передача материалов дела в суд территориальным подразделением ФАС.

Не рассматривая каждый из предложенных этапов подробно, можно отметить, что с действующим законодательством данная инструкция имеет мало общего, как минимум потому, что процедура возбуждения уголовного дела закреплена в Уголовно-процессуальном кодексе, а это федеральный закон, имеющий большую юридическую силу, нежели инструкции федеральных органов государственной власти.

Тем не менее, следует положительно оценить норму ст.178 УК о том, что лицо, сообщившее о своем преступлении, способствовавшее его раскрытию, возместившее ущерб или перечислившее доход в федеральный бюджет освобождается от ответственности.

Коротко прочие изменения антимонопольного законодательства:

1.    Уточнена сфера распространения Закона о защите конкуренции. Так,  под действие закона попадают не только соглашения, но и действия физических либо юридических лиц. Также под действие закона попадают соглашения и действия российских или иностранных лиц, относящиеся к российским активам или влияющие на конкуренцию в России. К сожалению, что такое «влияние на конкуренцию в России», способы и объемы данного влияния законодателем не предусмотрены, что оставляет неприятный простор для толкования.

2.    Расширен объем понятия «группа лиц», уточнены понятия «монопольно низкая цена» и «монопольно высокая цена».

3.    Закон расширил возможности ФАС по признанию положения хозяйствующего субъекта доминирующим на рынке, даже если компания занимает менее 35% доли на рынке.

4.    На Правительство возложена обязанность по разработке правил недискриминационного доступа на товарные рынки.

5.    Пересмотрены правила совершения «вертикальных» соглашений.

6.    Увеличены пороговые значения сумм активов и прибыли, в соответствии с которыми определялась необходимость получения разрешения органов ФАС на совершение сделок по экономической концентрации (купля-продажа акций, долей, создание и реорганизация компаний).

7.    Установлен срок давности возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства - 3 года.

8.    Установлены понятия государственных и муниципальных преференций.

9.    Расширен перечень оснований передачи государственного или муниципального имущества без проведения торгов.

В качестве заключения…

В целом оценивать изменения антимонопольного законодательства рано, учитывая пока малый срок применения нового законодательства. Также нельзя не учитывать тот факт, что следующая волна изменений, по заявлениям представителей ФАС, накроет нас уже весной 2010 года, а посему стабильности и однообразия применения норм антимонопольного законодательства в ближайшей перспективе ожидать не следует.

Начать дискуссию

Упрощенцам, даже свободным от уплаты НДС в 2025 году, придется формировать счета-фактуры. «Ночной бухгалтер» № 1725

Появляется все больше сопутствующих поправкам по налоговой реформе 2025 проблем. Упрощенцев с доходами до 60 млн рублей освободили от НДС автоматически, но при этом не убрали обязанность выставлять счета-фактуры. Бухгалтеры уже всерьез начинают называть УСН усложненной системе налогообложения.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру
Бесплатно с Отчетность

Ответственность бухгалтера после увольнения

Ответственность главного бухгалтера за неправильное ведение бухгалтерского учета не оканчивается вместе с расторжением трудового договора. В зависимости от тяжести нарушений и причиненного работодателю ущерба, уволенный главбух может ответить и рублем и ограничением свободы.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
1
Бухгалтерский учет

Бухучет для начинающих: рассказываем о дебетах, кредитах и первичке простым языком

Как устроена профессия бухгалтера, с какими задачами он работает и что означают все эти странные сокращения (НДС, ПСН, ЕНС и др.) — разбираемся в основах бухгалтерии.

Иллюстрация: Вера Ревина /Клерк.ру

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Блогер Ивлеева должна налоговой больше 20 млн рублей

Сумма долга Анастасии Ивлеевой выросла до 20,9 млн рублей. Блогер не может выплатить задолженность уже три месяца.

Бесплатно с НДФЛ

Новые налоговые базы и ставки НДФЛ с 2025 года: таблица

С 2025 года вводят новую прогрессивную шкалу НДФЛ.

Новые налоговые базы и ставки НДФЛ с 2025 года: таблица
Кадры

👍 Теперь в бизнес-аккаунте на «Клерке» можно продвигать свои вакансии

Продуктовая команда «Клерка» запустила новый функционал бизнес-аккаунтов: работодатели могут бесплатно размещать вакансии и, по желанию, платно их продвигать.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Верховный суд: валютный долг не должен индексироваться за просрочку

ВС РФ вынес решение, что валютный долг, в отличие от рублевой задолженности, нельзя проиндексировать за длительную просрочку.

👎 Освобожденных от НДС упрощенцев не освободили от счетов-фактур. Прогноз налогового инженера

Если доход за предыдущий год не превышает 60 млн рублей, в текущем году при УСН будет освобождение от НДС по статье 145 НК.

На сотрудников из стран ЕАЭС тоже надо подавать уведомление в миграционную службу

При приеме на работу иностранцев из стран ЕАЭС надо уведомлять Управление по вопросам миграции МВД о заключении с ними трудовых или гражданско-правовых договоров.

Минэкономразвития отмечает уверенный рост организаций в «русских офшорах»

Сейчас в специальных административных районах зарегистрировано 428 международных холдинговых компаний. Резиденты САР могут пользоваться налоговыми льготами, а также применять корпоративное право той страны, из которой организация решила переехать в РФ.

РСПП поддержал законопроект о платформенной занятости в РФ

Президент РСПП Александр Шохин концептуально поддержал законопроект «О платформенной занятости в Российской Федерации».

Прогрессивная шкала налогов всё же будет введена

Информация о том, что рассматривается законопроект о введении прогрессивной налоговой шкалы, согласно которой ставка будет зависеть от размеров дохода, уже какое-то время будоражит общественность. К сожалению, такое нововведение с большой вероятностью будет реализовано.

В базе «Клерка» уже больше 1 000 актуальных резюме!

Больше тысячи бухгалтеров, кадровиков, юристов, руководителей, финансистов и специалистов по 1С ищут работодателей с сервисом Клерк.Работа.

⚡️ Итоги дня: с второклассницы хотят взыскать 700 тысяч рублей, мошенники обманывают пользователей Ozon, а у Xiaomi сбой в работе умных устройств

Подготовили обзор главных событий дня — 16 июля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Интернет и IT

Минцифры ужесточит правила оплаты мобильной связи

У абонентов при пополнении баланса наличными будут требовать паспорт.

Кадры

👷 Каждый третий наниматель сталкивается с неквалифицированными кандидатами. Почему, объясняет организатор опроса

Главной сложностью при подборе персонала опрошенные называют недостаточную компетенцию кандидатов на открытую вакансию — об этом говорят 54% респондентов.

Банки

Китайские партнеры перестали получать платежи через «ВТБ Шанхай»

Импортеры не могут отправить деньги китайским поставщикам через шанхайский филиал ВТБ.

Банки

ЦБ будет оперативно рассматривать сообщения об ошибочном включении в реестр мошенников

Те, кто по ошибке попал в список Центробанка, смогут оспорить это решение и разблокировать возможность проводить денежные переводы.

Как оспорить решение трудовой инспекции: разъяснения Роструда

На портале Госуслуги можно запустить процедуру досудебного обжалования решений Роструда.

Интересные материалы

Высокий кредитный рейтинг — не обязательное условие одобрения кредита

С высоким персональным кредитным рейтингом (ПКР) не всегда одобрят кредит.