НК РФ

2010: возмещение НДС без камеральной проверки и другие налоговые послабления

В преддверии Нового года Государственной думой были предприняты решительные шаги и в области администрирования налога на добавленную стоимость. Имеется в виду Федеральный закон Российской Федерации от 17 декабря 2009 г. N 318-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с введением заявительного порядка возмещения налога на добавленную стоимость", опубликованный в Российской газете 22 декабря 2009 г.

Кому надо знать: юристу, бухгалтеру.

1. В преддверии Нового года Государственной думой были предприняты решительные шаги и в области администрирования налога на добавленную стоимость. Имеется в виду Федеральный закон Российской Федерации от 17 декабря 2009 г. N 318-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с введением заявительного порядка возмещения налога на добавленную стоимость", опубликованный в Российской газете 22 декабря 2009 г.

Впервые Налоговым кодексом Российской Федерации установлен заявительный порядок возмещения налога на добавленную стоимость.

Суть данной процедуры, применение которой будет распространяться на налоговые декларации, представленные за первый квартал 2010 г. и более поздние налоговые периоды, заключается в том, что налогоплательщик, отвечающий определенным критериям, получит право на зачет или возврат суммы, заявленной в декларации к возмещению, не дожидаясь завершения камеральной налоговой проверки указанной декларации.

Основания для отнесения налогоплательщика к тем, кто получит право воспользоваться заявительным порядком, следующие:

1) количественные и временные показатели деятельности налогоплательщика:

1.1. размер совокупной суммы налога, уплаченной за три года, предшествующих году
подачи заявления о применении рассматриваемого порядка возмещения налога;

Налог на добавленную стоимость, акцизы, на налог на прибыль организаций и налог на добычу полезных ископаемых должны составить не менее 10 миллиардов рублей.

1.2. длительность существования на момент представления налоговой декларации.

Три года с момента создания организации законодатель счел достаточным для того, чтобы не считать налогоплательщика фирмой – «однодневкой».

2) предоставление вместе с декларацией банковской гарантии, которая предусматривает обязательство банка на основании требования налогового органа уплатить в бюджет за налогоплательщика суммы налога, излишне полученные им (зачтенные ему) в результате возмещения налога в заявительном порядке.

Указанные основания являются альтернативными, и их выбор зависит исключительно от волеизъявления налогоплательщика.

Требования к банку-гаранту и самой банковской гарантии установлены пунктами 4 и 6 статьи 176 (1) Налогового кодекса РФ.

В отличие от камеральной налоговой проверки, проводимой в течение 3 месяцев, решение по вопросу о возмещении суммы НДС, заявленной к возмещению, в заявительном порядке, принимается налоговым органом в пятидневный срок с момента поступления к нему заявления о применении заявительного порядка возмещения налога. Причем, это может решение как о возмещении суммы НДС, заявленной к возмещению, в заявительном порядке, так и решение об отказе в возмещении суммы НДС, заявленной к возмещению, в заявительном порядке. Вынесение последнего решения означает, что налогоплательщику отказано в возмещении налога в специальном порядке, но при этом сохраняется право на зачет (возврат) налога в общем порядке, установленном ст.176 Налогового кодекса РФ.

Решение о возмещении суммы НДС, заявленной к возмещению, в заявительном порядке, сопровождается вынесением решения о зачете и (или) возврате суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке.

Согласно закону суммы налога, подлежащие возврату налогоплательщику, должны поступить к последнему не позднее шести рабочих дней с момента принятия налоговым органом соответствующего решения о возврате налога, а нарушение сроков возврата налога необходимо компенсировать выплатой налогоплательщику процентов, исчисленных исходя из ставки рефинансирования Центрального банка РФ.

В случае если по завершении камеральной проверка налоговый орган установит отсутствие оснований для полного или частичного возмещения налога, то ранее возмещенные суммы подлежат возврату в бюджет на основании решения об отмене решения о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке и требования о возврате в бюджет излишне полученных (зачтенных) в заявительном порядке сумм.

Требование о возврате в бюджет излишне полученных (зачтенных) в заявительном порядке сумм надлежит исполнить налогоплательщику не позднее пяти дней со дня его получения. Причем, наряду с самой суммой налога налогоплательщик обязан уплатить проценты в размере двойной ставки рефинансирования, действовавшей за период пользования средствами бюджета.

2. Анализируемый закон также содержит важные изменения положения пункта 2 ст.169 Налогового кодекса РФ, направленные на сокращение свободы усмотрения налоговых органов в решении вопроса об обоснованности применения налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость.

Начиная, с первого квартала 2010 г. только такие ошибки в счетах-фактурах, которые не позволяют налоговому органу установить продавца или покупателя товаров (работ, услуг), наименование товаров (работ, услуг), их стоимость, а также налоговую ставку и сумму налога, предъявленную покупателю, приведут к отказу в принятии налога к вычету. При этом общая норма о том, что невыполнение требований к счету-фактуре, установленных пунктами 5 и 6 ст.169 Налогового кодекса РФ, - основание для отказа в принятии к вычету, оставлена без изменения.

Начать дискуссию