Новогодние подарки – это всегда здорово! Новогодние подарки законодателя – как показывает практика, частенько подобного восторга не вызывают. Сегодня хочу сказать несколько слов о том нормативном подарке, с которым нам жить в новом 2010 году.
Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (вступает в силу с 1 февраля 2010 г.).
Сколько копий было сломано при обсуждении данного закона, уже никто не сосчитает. По меткому выражению г-на Артемьева, руководителя ФАС России, обсуждение и принятие данного закона уже относилось к трансцендентной сфере. Тем не менее, давайте попробуем сделать несколько земных выводов из данного документа:
1. Расширение «серых» бонусных схем.
По опыту работы с ритэйлом видно, что рынок не готов отказаться от такого метода регулирования, как предоставление бонусов, оплаты «входных билетов в магазин» и прочее. Принятый закон прямо запрещает любые выплаты поставщиком по договору поставки, за исключением поощрительной выплаты за объем, размер которой не превышает 10% от стоимости закупленного товара.
Очевидно, что стороны продолжат «серые» финансовые отношения в связи с купле-продажей товаров. И поскольку стороны не смогут привязать размеры бонусов к самим отношениям поставки, то им придется создавать альтернативные способы поощрения. К сожалению, в большинстве случаев использования альтернативных схем гарантировать соблюдение прав сторон отношений не представляется возможным.
2. Усиление антимонопольного регулирования торговли.
Законом вводится довольно жесткое антимонопольное регулирование на развитие торговых сетей (ограничение на приобретение, аренду новых торговых площадей) и ряд условий по взаимоотношению торговой сети и поставщиков продукции. К сожалению, в настоящий момент разъяснений норм закона со стороны ФАС не представлено, однако по нашей информации такая работа ведется.
Тем не менее, результаты можно будет оценивать не ранее, чем появятся решения судов первой инстанции по делам о применении ФАС положений данного закона. Представители ФАС не скрывают своего удовлетворения от того, что все пожелания власти исполнительной были учтены законодателем.
3. Законотворчество субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
В Москве с 1998 года действует Закон города Москвы № 29 «О торговой деятельности в городе Москве». Подобные законы действуют также на территории большинства субъектов Российской Федерации.
По результатам предварительно сравнения норм нового закона с текстом законов субъектов Российской Федерации выявлена необходимость корректировки последних. Очевидно, что это первостепенная задача. Однако при выполнении данной работы хочется предостеречь регионального законодателя от преждевременного законотворчества, поскольку еще не устоявшиеся нормы федерального законодательства никогда не служили прочным фундаментом построения законодательства регионального.
Федеральный закон «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Основное изменение, внесенное в Уголовный кодекс, касается содержания под стражей лица, совершившего налоговое преступление. Теперь лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное статьей 198 «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица» Уголовного кодекса РФ, освобождается от уголовной ответственности, если оно полностью уплатило суммы недоимки и соответствующих пеней, а также сумму штрафа в размере, определяемом в соответствии с Налоговым кодексом.
Напомню, что немалая доля обвинений в неуплате налогов к недавним руководителям крупной нефтяной компании составляли обвинения в неуплате налогов с физических лиц.
Также рассматриваемым законом внесены изменения в части запрета применения содержания под стражей как меры пресечения на время следствия к руководителям компаний, которые подозреваются в неуплате налогов.
Федеральные законы «Об обществах с ограниченной ответственностью» и «Об акционерных обществах».
Пожалуй, главным изменением корпоративного законодательства в преддверии 2010 года стала частичная отмена запрета на реструктуризацию задолженности компании в уставный капитал/дополнительные акции.
Так, в соответствии с новой редакцией п.4 статьи 19 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью», участники общества, либо третьи лица имеют право зачесть денежные требования к обществу в счет внесения дополнительных вкладов. Такое решение должно быть принято всеми участниками общества единогласно.
Аналогичная норма внесена в Федеральный закон «Об акционерных обществах», а именно п.2 статьи 34 дополнен положением о том, что оплата дополнительных акций возможна путем зачета денежных требований к обществу в том случае, если акции размещаются по закрытой подписке.
Очевидно, что общемировая практика реструктуризации задолженности компаний в уставные капиталы требовала послаблений строгого запрета российского законодательства в данной части. Тем более, данные нормы позволят компаниям более гибко работать с собственной задолженностью, что немаловажно в условиях финансового кризиса.
Также введены дополнительные нормативные требования в случаях уменьшения стоимости чистых активов акционерных обществ, которые приводят к уменьшению уставного капитала либо ликвидации компании. В частности, до принятия решения о ликвидации компании, либо об уменьшении акционерного капитала, совет директоров общества обязан включить в годовой отчет, который утверждается общим собранием акционеров, информацию о СЧА и меры по финансовому оздоровлению.
Кроме того, внесены положения о необходимости публикации информации о снижении стоимости чистых активов (более подробно – ФЗ от 27/12/2009 № 352-ФЗ).
В целом, изменения законодательства видятся вполне логичным продолжением экономической политики государства в условиях финансового кризиса. Первые результаты применения рассмотренных изменений стоит ожидать, пожалуй, не ранее весны 2010 года. Тогда уже можно будет судить о характере их применения участниками хозяйственного оборота и государственными органами.
P.S. Федеральный закон от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» заслуживает отдельного анализа, однако следует также обратить на него внимание как на подарок законодателя.
Начать дискуссию