Право

Орган экологического контроля оштрафовал компанию за выбросы, на которые она не имела разрешения. Правомерно ли это?

После проведения проверки по решению органа экологического контроля было произведено безакцептное списание с банковского счета организации денежных средств в качестве платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ, при учете того, что у организации отсутствовало разрешение на такие выбросы. Правомерны ли данные действия органа экологического контроля?

Материал подготовлен специалистами Центра методологии бухгалтерского учета и налогообложения

После проведения проверки по решению органа экологического контроля было произведено безакцептное списание с банковского счета организации денежных средств в качестве платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ, при учете того, что у организации отсутствовало разрешение на такие выбросы. Правомерны ли данные действия органа экологического контроля?

Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее – Закон № 7-ФЗ) негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.

Абзацем 2 части 2 статьи 16 Закона № 7-ФЗ предусматривается, что к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ.
Частью 4 статьи 23 Закона № 7-ФЗ устанавливается, что выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

В соответствии со статьей 64 Закона № 7-ФЗ контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) проводится в целях обеспечения органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами исполнения законодательства в области охраны окружающей среды, соблюдения требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, а также обеспечения экологической безопасности. В Российской Федерации осуществляется государственный, производственный и общественный контроль в области охраны окружающей среды.

Частью 1 статьи 65 Закона № 7-ФЗ устанавливается, что государственный контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль) осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно части 3 статьи 66 Закона № 7-ФЗ решения государственных инспекторов в области охраны окружающей среды могут быть обжалованы в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 17 статьи 5 Закона № 7-ФЗ К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относится предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.

В соответствии со статьей 46 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках. Данные положения применяются также при взыскании сбора и штрафов в случаях, предусмотренных НК РФ.В соответствии с пунктом 6 статьи 12 НК РФ не могут устанавливаться федеральные, региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные НК РФ.

Согласно статье 7 Федерального закона от 31.07.1998 N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (далее – Закон № 147-ФЗ) федеральные законы и иные нормативные правовые акты, действующие на территории Российской Федерации и не вошедшие в перечень актов, утративших силу, определенный статьей 2 Закона № 147-ФЗ  закона, действуют в части, не противоречащей части первой НК РФ, и подлежат приведению в соответствие с частью первой НК РФ.

Изданные до введения в действие части первой НК РФ нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по вопросам, которые согласно части первой НК РФ могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих федеральных законов.
В соответствии с пунктом 7 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 N 632, платежи за превышение предельно допустимых выбросов осуществляются за счет прибыли, остающейся в распоряжении природопользователя. При этом в соответствии с пунктом 6 данного Порядка в случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная. (Данное постановление было признано недействующим по Решение Верховного Суда РФ от 28.03.2002 N ГКПИ2002-178, и признано сохранившим силу и подлежащим применению Определением Конституционного Суда РФ от 10.12.2002 N 284-О).

Решением Верховного Суда РФ от 12.02.2003 N ГКПИ03-49 п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 г. N 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" и п. 9 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 г. N 632, в части взыскания сумм платежей с природопользователей в безакцептном порядке, признаны недействующими.
Однако, Определением Конституционного Суда РФ от 10.12.2002 N 284-О платежи за негативное воздействие на окружающую среду были отнесены к категории фискальных сборов, имеющих неналоговый характер.

Согласно пункту 1 Информационного Письма ВАС РФ от 23.02.1993 N С-13/ОП-77 "Об отдельных рекомендациях, принятых на совещаниях по судебно-арбитражной практике" предприятия (организации, учреждения) обязаны добровольно перечислять установленную плату за выбросы вредных веществ. При невыполнении этой обязанности порядок взимания указанной платы не установлен. Поэтому, если орган экологического контроля списал данную плату в бесспорном порядке, а предприятие считает такое списание неправильным и предъявляет иск об обратном взыскании суммы, арбитражному суду следует рассматривать спор по существу, не решая вопроса о том, было ли у этого органа право на бесспорное списание.

При предъявлении органами экологического контроля исков о взыскании с предприятий, учреждений, организаций платы за выбросы вредных веществ такие иски подлежат рассмотрению по существу.
Таким образом, безакцептное списание с банковского счета организации денежных средств в качестве платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ, при учете того, что у организации отсутствовало разрешение на такие выбросы, органами экологического контроля правомерно. Иную позицию предстоит доказывать в суде.

Начать дискуссию