Перерегистрация ООО = знак «бесконечности»?

Не так давно к нам обратилось сразу несколько клиентов с однотипной просьбой - оказать как можно быстрее услугу по содействию в государственной регистрации устава общества с ограниченной ответственностью в редакции, соответствующей действующему законодательству.

Материал предоставлен корпоративным изданием для клиентов ГК «ИРБиС» «Система успеха»

Не так давно к нам обратилось сразу несколько клиентов с однотипной  просьбой - оказать как можно быстрее  услугу по содействию в государственной  регистрации устава общества с ограниченной ответственностью  в редакции, соответствующей  действующему законодательству.

Иначе говоря, провести  так называемую «перерегистрацию» согласно закону  312-ФЗ. Как правило, мы интересуемся, что именно торопит клиента. Нужно отметить: упомянутые клиенты были  в курсе, что каких-либо сроков проведения этого мероприятия  теперь нет 1.  

Согласно  обновленному п. 2. ст. 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 года N 312-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту – закон 312-ФЗ), уставы обществ подлежат приведению в соответствие  законодательству при первом изменении уставов обществ.

Ответ клиентов, торопящихся с перерегистрацией, был похожим и сводился к следующему: «участвуем в тендерах и не хотели бы каких-либо невыгодных для нас решений в связи с тем, что мы не прошли перерегистрацию». Услуги оказаны, клиенты с пожеланиями успешного разрешения всех проблем получили на руки новые редакции уставов и свидетельства о приведении устава общества в соответствие с 312-ФЗ, и, надеюсь, не будут сомневаться, что сделали что-то лишнее.

Однако многие ООО еще так и  не определились, делать перерегистрацию или нет.

Хуже всего, если клиент продолжает оставаться в постпраздничном заблуждении, что перерегистрацию отменили, что проводить мероприятия по приведению устава в соответствии с законом уже необязательно. Сразу отмечу, частные случаи, когда предприниматели ведут деятельность, вспоминая о том, что у них есть  ООО, только когда прошел год, и нужно «покупать» новое,  остаются за пределами наших консультаций.

Мы говорим для тех, и нас слышат те, кто создавал свое дело и свою фирму не один год, дорожит ими и намерен заниматься бизнесом,  закладывая правовые  механизмы безопасности и эффективности  своего предпринимательства. В связи с этим хочется еще раз рассмотреть случаи, когда перерегистрацию нужно делать «срочно», а когда ждать наступления определенного события, связанного с внесением изменений в уставы.

Надеюсь, что сейчас фирмы окончательно успокоились по вопросу угрозы принудительной  ликвидации в связи с непрохождением перерегистрации в установленные сроки. Дело в том, что после  вступления в силу Закона 312-ФЗ некоторая часть бизнес-сообщества была напугана  подобной перспективой, попутно находя соответствующие нормы в законодательстве  (к примеру, п. 2. ст. 61 ГК РФ «ликвидация в связи с грубым нарушением закона»).   Ликвидации не будет,  об этом государственные органы заявляли неоднократно, в связи с этим примечательным является  Информационное сообщение Федеральной налоговой службы еще от 29 октября 2009 года «О Федеральном законе от 30.12.2008 N 312-ФЗ». Каких-либо иных способов воздействия на неперерегистрированные ООО (к примеру, в виде ответственности в административном порядке, см. ст. 13.25 и п. 3. ст. 14.25 КоАП РФ) органы власти  также обещают не применять, так что угроза - «а те из вас, кто не  перерегистрировался, будут завидовать ликвидировавшимся» - на текущий момент ослабла.

Рассмотрим  не менее брутальное: «однодневки и перерегистрация».

Ответ на вопрос - «была ли цель выявлять однодневки с помощью этого закона или нет?» -  находится в прямой зависимости от ответа на вопрос - «а есть ли у государства цель выявить все однодневки и извести их?».    

Давайте обратимся к первоисточнику, а именно к Пояснительной  записке к проекту 213410-4 (проект 2005 года, впоследствии, в 2008 - закон 312-ФЗ). Читаем обоснование разработчиков  о необходимости принятия этого закона: «Возможность неограниченного выхода из общества при отсутствии субсидиарной имущественной ответственности участников и обязательного требования о проведении ежегодного аудита делают общество с ограниченной ответственностью наиболее распространенной организационно-правовой формой, используемой для создания «фирм-однодневок» с целью уклонения от налогов. При этом возможность свободного выхода из общества с ограниченной ответственностью часто используется как способ уклонения от имущественных претензий за убытки, причиненные самому обществу и его кредиторам».

Судя по всему, авторы надеялись, что этот  закон станет  барьером  на пути создания фирм-однодневок либо последующей их деятельности. Однако в таком случае непонятно, какие именно «однодневки» они имели в виду, так как общеизвестно, что под  «фирмами-однодневками» большинство понимает ООО, которые регистрируются на утерянные (или принадлежащие асоциальным личностям) паспорта и используются в незаконных налоговых схемах. Кто и зачем собирался из таких фирм выходить – непонятно. Текст пояснительной записки больше не содержит упоминаний однодневок, однако, приведенное мною определение многое проясняет – фирме-однодневке затруднительно заняться  перерегистрацией.

Таким образом, становится очевидным, что к определенному моменту ЕГРЮЛ может содержать информацию об ООО, номинальные собственники которых неспособны позаботиться об уставах организаций.  Но, как оказалось, такие глобальные эксперименты по фильтрации  реестра не нужны.   Зато  локально подозревать в неблагонадежности можно теперь любое «неперерегистрированное»  ООО.

Нужно ли это налогоплательщикам? А нужно ли было налогоплательщикам и до этого всячески убеждаться в добросовестности контрагентов? Минфин, налоговики, а теперь и суды стоят на одном - «да, всеми мыслимыми и немыслимыми способами».  Вот и появляется в отношениях хозяйствующих субъектов еще один напряженный момент, а именно - «предоставление копии устава в обновленной согласно 312-ФЗ  редакции».       

Еще один интересный документ: «Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона» (к закону 312-ФЗ) содержит в себе следующее: «введение в действие закона повлечет дополнительные расходы обществ с ограниченной ответственностью и обществ с дополнительной ответственностью на уплату государственной пошлины за регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы, а также дополнительные доходы федерального бюджета в размере государственной пошлины».

На какие доходы бюджета рассчитывали разработчики, читаем расчеты далее:
«На 1 января 2005 года Федеральной налоговой службой зарегистрировано 1315913 обществ с ограниченной ответственностью и обществ с дополнительной ответственностью. Таким образом, размер дополнительных расходов обществ с ограниченной ответственностью и обществ с дополнительной ответственностью и размер дополнительных доходов федерального бюджета при условии, что все зарегистрированные общества зарегистрируют изменения, вносимые в учредительные документы, составит 400 х 1 315 913 = 526 365 200 рублей».

Примечательно, что разработчики  реально рассчитывали получить доход от всех ООО, зарегистрированных в реестре, что еще более усложняет ответ на вопрос - «что же такое однодневки с точки зрения авторов 312-ФЗ?».   
Что касается госпошлины, то относительную выгоду уже прошедшие перерегистрацию фирмы получили:  с 29 января сего года размер госпошлины увеличен до 800 руб.2 (ранее он равнялся 400 руб.).  В целом, расходы на совершение перерегистрации для большинства фирм составляют вполне посильные траты, к примеру, в нашем Центре перерегистрация ООО проводится практически бесплатно для всех клиентов, заключающих договор на абонентское обслуживание.    

Итак, по порядку, при каких условиях ООО в первую очередь стоит привести  устав в соответствие закону 312-ФЗ и зарегистрировать эти изменения:
- если наличие обновленного устава является условием для успешного участия в различных проектах;  
- если организация заботится о создании актуальных механизмов по переходу доли в уставном капитале общества;
- если организация обеспокоена сохранностью имущества и намерена создать  правовые механизмы защиты от рейдерских атак;
- если уставный капитал общества менее 10 000 рублей;
- если меняются полное и сокращенное фирменное наименование общества;
- если меняются сведения о месте нахождения общества;
- если изменились сведения об участниках;
- кроме этого, возможны иные  случаи, связанные с внесением изменений в устав общества.

Сам закон 312-ФЗ стал знаковым для обществ с ограниченной ответственностью, споры по поводу эффективности введенных  им изменений будут продолжаться, но хотелось бы привести в качестве примера ответа на вопрос, нужны были эти изменения или нет, фразу одного из наших клиентов – учредителей ООО: «Теперь я точно знаю, что и как написано в нашем уставе, и для чего это нужно».  

1  в связи с вступлением в силу в конце декабря Федерального закона от 17 декабря 2009 года N 310-ФЗ «О внесении изменения в статью 5 Федерального закона «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

2 Федеральный закон Российской Федерации от 27 декабря 2009 г. N 374-ФЗ «О внесении изменений в статью 45 части первой и в главу 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившим силу Федерального закона “О сборах за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции».

Комментарии

1
  • Молодой
    реклама юридических услуг!