Право

Права Федеральной службы по надзору в сфере природопользования

В районе якорной стоянки морское судно потерпело кораблекрушение и затонуло. Результатом кораблекрушения судна явился аварийный сброс мазута.

Материал подготовлен специалистами Центра методологии бухгалтерского учета и налогообложения

В районе якорной стоянки морское судно потерпело кораблекрушение и затонуло. Результатом кораблекрушения судна явился аварийный сброс мазута. Вправе ли административный орган (Федеральная служба по надзору в сфере природопользования) требовать от организации - собственника судна понять затонувшее судно и удалить его, если капитан морского порта требования по подъему затонувшего судна организации не предъявлял?

В соответствии с пунктом 6.6 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования Федеральная служба по надзору в сфере природопользования с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий, вызванных нарушением юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, с целью пресечения фактов нарушения законодательства Российской Федерации. Согласно пункту 1 статьи 107 КТМ РФ правила, установленные главой VII КТМ РФ, применяются к подъему, удалению и уничтожению имущества, затонувшего в пределах внутренних морских вод или территориального моря Российской Федерации.

К затонувшему имуществу относятся потерпевшие крушение суда, их обломки, оборудование, грузы и другие предметы независимо от того, находятся они на плаву или под водой, опустились на дно либо выброшены на мелководье или берег (пункт 2 статьи 107 КТМ РФ). В соответствии с пунктом 1 статьи 109 КТМ РФ в случаях, если затонувшее имущество создает угрозу безопасности мореплавания или причинения ущерба морской среде загрязнением либо препятствует осуществлению рыболовства, деятельности порта и проводимым в нем работам (гидротехническим и другим), собственник затонувшего имущества обязан по требованию капитана морского порта в установленный им срок поднять затонувшее имущество и при необходимости удалить или уничтожить его.

На основании пункта 1 статьи 111 КТМ РФ портовые власти имеют право поднять затонувшее имущество и при необходимости удалить или уничтожить его в случаях, если:
- собственник затонувшего имущества обязан поднять затонувшее имущество и при необходимости удалить или уничтожить его в соответствии с пунктом 1 статьи 109 КТМ РФ, но собственник затонувшего имущества не установлен или он не поднял затонувшее имущество и при необходимости не удалил или не уничтожил его в установленный срок;
- затонувшее имущество создает серьезную и непосредственную угрозу безопасности мореплавания или непосредственную угрозу причинения значительного ущерба морской среде загрязнением либо значительно препятствует осуществлению рыболовства, деятельности в порту и проводимым в нем работам (гидротехническим и другим);
- при наличии достаточных оснований собственнику затонувшего имущества не разрешено поднимать, удалять или уничтожать его своими средствами либо средствами избранной им судоподъемной организации.

Из приведенных норм КТМ РФ следует, что собственник затонувшего имущества обязан поднять его и при необходимости удалить или уничтожить по требованию капитана морского порта. В указанной ситуации капитан морского порта требования по подъему затонувшего судна организации не предъявлял, следовательно, административный орган (Федеральная служба по надзору в сфере природопользования) не вправе требовать от организации - собственника судна понять затонувшее судно и удалить его.

Правомерность подобных выводов подтверждается и судебной практикой (см., например, Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 24.11.2008 N Ф08-6811/2008). Таким образом, административный орган в указанной ситуации не вправе требовать от организации - собственника судна понять затонувшее судно и удалить его.

Начать дискуссию