ЕСН

Неформальный подход к карточкам учета по ЕСН

Налоговики требуют, чтобы фирмы вели индивидуальные карточки по ЕСН установленной формы. Отклонение от принятых норм они расценивают как нарушение и за это штрафуют организации. Однако такие действия контролеров можно опротестовать в суде.

О.В. Горшенина, эксперт «Федеральной бухгалтерской газеты»

Налоговики требуют, чтобы фирмы вели индивидуальные карточки по ЕСН установленной формы. Отклонение от принятых норм они расценивают как нарушение и за это штрафуют организации. Однако такие действия контролеров можно опротестовать в суде.

 В соответствии с пунктом 4 статьи 243 Налогового кодекса организации обязаны вести учет выплат и иных вознаграждений, а также сумм начисленного ЕСН и налогового вычета по каждому сотруднику. Для ведения данного учета налоговиками были разработаны и утверждены формы индивидуальных карточек (приказ МНС от 27 февраля 2001 г. № БГ-3-07/63). В настоящее время данный документ утратил силу, поскольку в карточки были внесены многочисленные изменения. Сейчас действует приказ МНС от 27 июля 2004 г. № САЭ-3-05/443, им и руководствуются в своей работе бухгалтеры.

В обоих документах важным является один пункт. В соответствии с ним предложенные формы индивидуальных карточек носят лишь рекомендательный характер.

Руководствуясь этой оговоркой, одна из питерских фирм пренебрегла предложенными формами и для удобства в работе учет расчетов по единому социальному налогу вела в виде таблиц. Проблем не было до тех пор, пока на предприятие не пожаловали налоговые инспекторы.

 

За творческий подход налоговики наказывают

Для проведения проверки контролеры запросили индивидуальные карточки по ЕСН. И когда чиновники получили не привычные для их глаза формы, а какие-то таблицы, они расценили подобное как невыполнение официального требования. В свою очередь отказ представить необходимые для проверки документы признается налоговым правонарушением и является основанием для привлечения к ответственности, которая предусмотрена статьей 126 Налогового кодекса. Воспользовавшись буквой закона, ревизоры оштрафовали фирму в размере 50 рублей за каждый отсутствующий документ. Поскольку штат фирмы многочисленный, то сумма штрафа оказалась значительной.

Организация не признала свою вину и отказалась добровольно уплачивать штрафные санкции. Соответственно, спор перенесся в арбитражный суд.

Дело рассматривалось с переменным успехом. Суд первой инстанции всецело удовлетворил требования налоговиков и обязал фирму уплатить назначенный штраф. А вот апелляционная инстанция отменила решение, и Федеральный арбитражный суд поддержал ее в этом (постановление ФАС Северо-Западного округа от 4 ноября 2004 г. № А56-4829/04).

Свой вывод арбитры обосновали следующим образом. Согласно статье 9 Закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон) первичными являются оправдательные документы, подтверждающие хозяйственную деятельность организации. «Первичка» принимается к учету, если она составлена по образцу, содержащемуся в альбомах унифицированных форм. А если документы оформлены по непредусмотренной форме, то они должны содержать обязательные реквизиты. Карточки учета ЕСН не соответствуют принятым стандартам и не содержат реквизитов, установленных статьей 9 Закона, поэтому они не являются первичными документами. Также указанные карточки нельзя назвать и типовыми бухгалтерскими регистрами. Полный перечень регистров единой журнально-ордерной формы содержится в письме Минфина от 24 июля 1992 г. № 59.

Далее судьи взяли на вооружение приказ МНС от 27 февраля 2001 г. № БГ-3-07/63, в соответствии с которым индивидуальные карточки являются формой отчетности по единому социальному налогу, к тому же носят рекомендательный характер. Поэтому арбитры решили, что если фирма представила запрашиваемые данные не в виде индивидуальных карточек, а в таблицах, это не является основанием для привлечения предприятия к налоговой ответственности.

Благодаря объективному мнению судей данный спор разрешился в пользу организации. Однако это не гарантирует, что налоговики других регионов примут во внимание неудачу коллег и не будут впредь предъявлять подобные требования. Хотя возможно, новый приказ МНС от 27 июля 2004 г. № САЭ-3-05/443 остановит такие попытки. Ведь в приложении № 3 к названному документу чиновники дают право организациям вносить свои коррективы в предложенные формы (в виде добавления, объединения или выделения отдельных граф) исходя из практической целесообразности, либо вести учет в иной форме. Следовательно, теперь организации вправе самостоятельно определять, как должна выглядеть индивидуальная карточка по ЕСН.

Начать дискуссию