Неопровержим тот факт, что арбитражная практика играет очень за-метную роль в судебных спорах, поэтому трудно переоценить важность изучения актов, принимаемых арбитрами. С их помощью можно не только обосновать свою позицию в суде, но и найти правильное решение интересующего вопроса до обращения к Фемиде.
Ни для кого не секрет, что, например, практика ВАС в области налоговых споров весьма обширна. Она может стать серьезным оружием, если очень тщательно подходить к каждому случаю ее применения. В этой статье мы затронули вопрос о судебной практике как источнике права и рассмотрели нюансы ее применения.
КАКИЕ СУДЕБНЫЕ АКТЫ ПРИНИМАЕТ АРБИТРАЖНЫЙ СУД
Арбитражные суды принимают судебные акты, которые могут быть оформлены в виде решений, постановлений, определений (ст. 15 АПК РФ).
Если дело рассматривается в апелляционном, кассационном и надзорном порядках, то выносится постановление соответствующего арбитражного суда.
Если дело рассматривается в первой инстанции, то судьи выносят решения либо определения.
Определения могут быть вынесены также судами апелляционной, кассационной, надзорной инстанций.
К сведению:
По результатам рассмотрения заявления о пересмотре вступивших в законную силу решения, постановления, определения по вновь открывшимся обстоятельствам арбитражный суд или принимает решение, постановление об удовлетворении заявления и отмене ранее принятого им судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам, или выносит определение об отказе в удовлетворении заявления (ч. 1 ст. 317 АПК РФ).
Согласно ст. 167 АПК РФ при разрешении спора по существу арбитражный суд первой инстанции принимает решение. Оно принимается именем Российской Федерации судьями, участвующими в судебном заседании, в условиях, обеспечивающих тайну совещания.
Если же предметом рассмотрения является не существо дела, а отдельные вопросы, возникающие в процессе его появления, движения и прекращения, то суд выносит определение.
Определение может быть вынесено в виде судебного акта в письменной форме, если закон предусматривает его отдельное от решения обжалование. Если это не предусмотрено, то определение заносится в протокол (ст. 184 АПК РФ). В апелляционной, кассационной или надзорной жалобах можно сослаться на вынесенное определение и привести свои возражения. Например, определение об отложении производства по делу может быть занесено в протокол, а определение арбитражного суда об обеспечении иска или об отказе в обеспечении иска может быть обжаловано, соответственно, оформляется отдельным судебным актом.
ПЕРЕСМОТР СУДЕБНЫХ АКТОВ
Проверка не вступивших и вступивших в законную силу решений является дополнительной гарантией защиты прав организаций и граждан.
Разделом 6 АПК РФ предусмотрены следующие самостоятельные стадии судопроизводства:
– производство в апелляционной инстанции по жалобам на не вступившие в законную силу решения и определения арбитражного суда первой инстанции;
– производство в суде кассационной инстанции по жалобам на вступившие в законную силу решения, определения, постановления;
– производство по пересмотру решений, определений и постановлений арбитражных судов в порядке судебного надзора;
– производство по пересмотру по вновь открывшимся обстоятельствам решений, определений, постановлений арбитражных судов, вступивших в законную силу.
Коротко остановимся на судебных актах, выносимых по результатам каждой стадии.
ПРОИЗВОДСТВО В АПЕЛЛЯЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ
В апелляции проверяется законность и обоснованность не вступивших в законную силу решений и определений, вынесенных судом первой инстанции, чтобы не допустить ошибочных судебных актов.
Федеральным конституционным законом № 4-ФКЗ образованы арбитражные апелляционные суды, определены их полномочия, порядок образования и деятельности. Согласно ст. 33.1 этого документа арбитражные апелляционные суды являются судами по проверке законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов субъектов РФ, принятых ими в первой инстанции. Апелляционный суд выносит постановление. Оно либо его резолютивная часть оглашается в день рассмотрения дела по существу.
Решение, вынесенное первой инстанцией, по общему правилу вступает в законную силу по истечении месячного срока, апелляционное постановление – со дня его принятия судом (п. 5 ст. 271 АПК РФ).
В соответствии со ст. 266 АПК РФ дело рассматривается по правилам рассмотрения дела судом первой инстанции с особенностями, предусмотренными гл. 34 АПК РФ. На этой стадии арбитры могут:
– оставить решение арбитражного суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения;
– отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт;
– отменить решение полностью или в части и прекратить производство по делу либо оставить исковое заявление без рассмотрения полностью или в части (ст. 269 АПК РФ).
ПРОИЗВОДСТВО В КАССАЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ
В кассационном порядке дела рассматривают федеральные арбитражные суды округов (ст. 26 Федерального конституционного закона № 4-ФКЗ и ст. 273, 274, 286 АПК РФ). Жалобу можно подать в течение двух месяцев со дня принятия постановления апелляционного суда.
Обжалованию на этой стадии подлежат как вступившее в законную силу решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции одновременно, так и один из этих судебных актов, принятых по одному конкретному делу, – такое разъяснение дал Пленум ВАС в п. 2 Постановления от 24.09.1999 № 13.
Суд уже не рассматривает дело заново. Это главное отличие кассации от апелляции и первой инстанции. Арбитры только проверяют, не нарушил ли нижестоящий суд нормы закона. Теперь уже новые доказательства предъявить нельзя (ч. 2 ст. 286 АПК РФ).
В результате рассмотрения дела в кассационном порядке суд может оставить жалобу без удовлетворения и обжалуемый судебный акт без изменения.
Если кассация обнаружит процессуальные нарушения в обжалуемом судебном акте, которые не могут привести к принятию неправильного судебного акта, то выносится постановление об отказе в удовлетворении жалобы. Решение остается в силе, но в мотивировочной части постановления указывается на допущенные нарушения.
Дело не может быть передано на новое рассмотрение, если судом верно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного применения закона, но неправильно применена или истолкована норма права. В таком случае выносится новое решение, основанное на данных обстоятельствах.
Кассационное постановление может отменить обжалуемое решение и (или) постановление и направить дело на новое рассмотрение.
ПЕРЕСМОТР СУДЕБНЫХ АКТОВ В ПОРЯДКЕ НАДЗОРА
Если в кассационной инстанции с вашим мнением не согласились, остается обратиться в ВАС. Этот орган в силу ст. 127 Конституции РФ правомочен осуществлять судебный надзор за деятельностью арбитражных судов в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах.
Надзорное производство осуществляется в три этапа.
Первым является рассмотрение заявления или представления единолично судьей ВАС в соответствии с порядком, установленным ст. 295 АПК РФ; выносится определение о принятии или непринятии заявления к производству.
Поскольку в законе установлен предварительный судебный отбор дел для рассмотрения в Президиуме ВАС, то на втором этапе заявление рассматривает судебная коллегия надзорной инстанции и определяет, имеются ли основания для пересмотра оспариваемого судебного акта, исходя из доводов, содержащихся в заявлении или представлении, а также из содержания оспариваемого судебного акта (ч. 3 ст. 299 АПК РФ).
Если усматривается хоть одно из оснований для отмены или изменения в порядке надзора судебных актов, вступивших в законную силу (предусмотренное ст. 304 АПК РФ), то дело передается в Президиум ВАС.
К сведению:
Согласно ст. 304 АПК РФ такими основаниями являются:
– нарушение единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права;
– нарушение прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам РФ;
– нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц или иных публичных интересов.
При их отсутствии суд, рассматривающий обращение, после возбуждения судьей надзорного производства отказывает в направлении дела в Президиум ВАС. По этому поводу выносится определение, где должны быть указаны мотивы принятого решения, что составляет основное содержание данного судебного акта.
Обратите внимание:
Все доводы, изложенные в заявлении, будут проанализированы коллегией судей с той точки зрения, которая содержится в вышеуказанной статье. И не стоит безоглядно ссылаться в целях правовой аргументации своей позиции на мнение коллегии судей ВАС, изложенное в определении, поскольку в каком-то конкретном деле арбитры просто могут не найти оснований для передачи его на рассмотрение в Президиум ВАС и это вовсе не означает, что они поддержали ту или иную позицию и «поставили точку».
Нужно иметь в виду, что определение ВАС – это окончательный судебный акт лишь при отсутствии оснований для передачи его в Президиум ВАС. Оно также может быть промежуточным судебным актом – тогда необходимо обратиться к конечному документу, вынесенному на третьем этапе надзорного производства, – постановлению. Ведь третьей, заключительной стадией надзорного производства является рассмотрение Президиумом ВАС дела, переданного ему коллегией судей.
Вы, наверное, заметили, что для передачи дела в Президиум ВАС и для отмены судебного акта в порядке надзора основания одни и те же, да к тому же весьма размытые. Это, по нашему мнению, дает право арбитрам трактовать их по-своему, а заявителю отсутствие четких критериев осложняет процесс доказывания.
ОСОБЕННОСТИ РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛ ПО ВНОВЬ ОТКРЫВШИМСЯ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАМ
Предметом пересмотра по вновь открывшимся обстоятельствам могут быть решения арбитражного суда первой инстанции, постановления арбитражных судов апелляционной и кассационной инстанций, а также постановления Президиума ВАС после вступления их в законную силу (ст. 309 АПК РФ). Вообще эта стадия имеет немало общего с пересмотром судебных актов в порядке надзора. Останавливаться на основаниях пересмотра, подсудности дел, сроках и порядке рассмотрения мы не будем.
Однако вопросов, возникающих в судебной практике при пересмотре судебных актов в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, немало. Для их устранения Пленум ВАС Постановлением от 14.02.2008 № 14 дополнил текст Постановления Пленума ВАС РФ № 17.
В нем появился п. 5.1, в соответствии с которым, если на момент рассмотрения коллегиальным составом судей ВАС заявления о пересмотре судебных актов в порядке надзора будет установлено, что практика применения положений законодательства, на которых основан оспариваемый заявителем в порядке надзора судебный акт, определена в постановлении Пленума ВАС или в постановлении Президиума ВАС по конкретному делу, коллегиальный состав судей ВАС выносит определение об отказе в передаче дела в Президиум ВАС с указанием на возможность пересмотра оспариваемого судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам.
Таким образом, дело как бы спускается в нижестоящие суды (апелляцию или кассацию). В определении судей ВАС будет указана позиция, которой следует придерживаться арбитрам.
Обратите внимание:
Если срок для обжалования судебного акта в порядке надзора истек, а позиция ВАС, позволяющая пересмотреть дело в вашу пользу, сформировалась позже, то добиться пересмотра дела по вновь открывшимся обстоятельствам нет никаких шансов.
Часто бывает, что судьи оставляют оспариваемый судебный акт в силе, ссылаясь лишь на отсутствие права на обжалование состоявшихся судебных актов, вступивших в законную силу в порядке надзора. Стало быть, наличие или отсутствие оснований для пересмотра здесь уже не будет играть роли. Для подателя заявления это, конечно, горькое разочарование, но для тех, кто изучает судебную практику, должно означать, что обжалуемый судебный акт, скорее всего, остался в силе по формальным причинам. Так стоит ли на него опираться в своих доводах?
СУДЕБНЫЕ АКТЫ ВАС РФ
В соответствии со ст. 11 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» (далее – Закон об арбитражных судах) Высший арбитражный суд РФ действует в составе:
– Пленума ВАС РФ;
– Президиума ВАС РФ;
– судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений;
– судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.
Как сказано в ст. 12 вышеуказанного закона, Пленум ВАС решает важнейшие вопросы деятельности арбитражных судов в РФ. Далее, в п. 2 ст. 13, отмечена обязательность постановлений этого органа для арбитражных судов РФ.
Таким образом, лишь Пленум ВАС наделен правом давать разъяснения по вопросам судебной практики, и они обязательны для всех арбитражных судов без каких-либо изменений и дополнений процессуального законодательства.
Согласно ст. 127 Конституции РФ ВАС – высший судебный орган, который, помимо рассмотрения дел и надзора за деятельностью арбитражных судов, дает разъяснения по вопросам судебной практики.
Постановление Пленума ВАС РФ № 14 в п. 5.1 наделило акты Президиума ВАС силой судебного прецедента, превратило их в источники права, указав, что суд апелляционной или кассационной инстанции должен учитывать правовую позицию ВАС, оценивая, существуют ли основания для изменения или отмены обжалуемого судебного акта. Это касается решений, принятых на основании законодательства, практика применения которого определена ВАС уже после принятия решения по делу.
Чтобы аргументировать свое мнение в апелляции или в кассации, используя позицию, изложенную в постановлениях Президиума ВАС, нужно правильно определить пределы допустимости ее применения. То есть необходимо настороженно относиться к выводам, основанным на фактических обстоятельствах дела, тщательно анализировать и сопоставлять ситуации, а суждения, касающиеся общих норм, можно смело использовать.
Еще один вид судебных актов ВАС – информационные письма Пре-зидиума ВАС. Они содержат разъяснения по тому или иному вопросу, обзоры арбитражной практики. Опираться на них в своих суждениях можно и даже нужно, поскольку они имеют такую же обязательную силу для судов, как и постановления Пленума ВАС.
А вот основанием для пересмотра дела данные судебные акты являться не будут. Такой вывод основан на п. 5.1 Постановления Пленума ВАС РФ № 17.
Согласно ст. 16 Закона об арбитражных судах Президиум ВАС рассматривает отдельные вопросы судебной практики и о результатах информирует арбитражные суды в РФ.
Конституционный суд в Определении от 18.12.2007 № 849-О-О также подчеркнул, что информационные письма ВАС не могут являться основаниями для пересмотра дела.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Как практикующий юрист, не могу не отметить, что наличие арбитражной практики во многом определяет позицию судьи, рассматривающего дело, несмотря на то что в нашей стране отсутствует прецедентное право. И зачастую мы прибегаем к помощи актов арбитражного суда, находя в них больше практических аспектов, чем в нормах закона.
Так, например, постановления Президиума ВАС следует принимать во внимание и налогоплательщику, и налоговому органу, ведь суд примет решение в конечном счете в соответствии с позицией ВАС.
Кстати, налоговики прямо рекомендуют своим территориальным подразделениям учитывать мнение ВАС при принятии решений по результатам налоговых проверок (Письмо ФНС России от 30.05.2006 № ШС-6-14/550@). Если вы не будете пренебрегать анализом практики арбитражного суда, а также избирательно к ней отнесетесь, то процент решения дел в вашу пользу увеличится.
Начать дискуссию