ЕНВД

О едином налоге на вмененный доход (арбитражная практика)

Более трех лет действует Федеральный закон от 31.07.98 № 148-ФЗ “О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности”. За это время в подавляющем большинстве субъектов Российской Федерации приняты нормативные правовые акты о введении на своей территории этого налога.

А.И. Шагиев

Более трех лет действует Федеральный закон от 31.07.98 № 148-ФЗ “О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности”. За это время в подавляющем большинстве субъектов Российской Федерации приняты нормативные правовые акты о введении на своей территории этого налога.

Целью установления данного налога, в числе прочих, являлось упрощение существующей налоговой системы, в первую очередь, для субъектов малого предпринимательства, что предполагало создание простых и понятных правил взаимоотношений государства и налогоплательщиков. К сожалению, сформулировать такие правила удалось не до конца. Законность и практика применения норм Федерального закона и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов субъектов РФ неоднократно становились предметом судебных разбирательств, в том числе и в высших судебных инстанциях (см., например, Определения Конституционного Суда РФ от 09.04.01 № 82-0, 73-0, от 01.07.99 № 111-0; . Определения Верховного Суда РФ от 23.02.01 № 58-Г01-6, от 09.06.2000 № 56-ГОО-11, от 02.06.2000 № 3-ГОО-З; постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 04.09.01 № 3218/01, от 18.09.01 № 9691/00, от 06.06.2000 № 161/00).

Серьезной проблемой, возникшей в судебной практике по данному вопросу, стало соотношение норм федерального и регионального законодательств. Рассмотрим ее на примере определения субъектом РФ сфер предпринимательской деятельности, в которых устанавливается единый налог.

Не всегда в региональных правовых актах виды деятельности указывались так, как они обозначены федеральным законом. Возникающие в связи с этим вопросы выносились на рассмотрение федеральных арбитражных судов, мнения которых разделились.

СФЕРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПРЕДЕЛЕНЫ
ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ. СУБЪЕКТЫ ФЕДЕРАЦИИ
ВПРАВЕ УКАЗАТЬ ТОЛЬКО ТЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ,
КОТОРЫЕ УКАЗАНЫ В ФЕДЕРАЛЬНОМ ЗАКОНЕ

Большинство федеральных арбитражных судов округов пришли к однозначному выводу о том, что если нормативный правовой акт субъекта РФ устанавливает сферу предпринимательской деятельности, не предусмотренную федеральным законом, либо сужает сферу деятельности по сравнению с ним, то в этой части нормативный правовой акт субъекта РФ не подлежит применению.

Наиболее полно и аргументирование выразил свою правовую позицию ФАС Центрального округа в постановлении от 26.04.01 № А48-3630/00-8К: “Пунктом 1 статьи 1 Федерального закона предусмотрено, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации своими нормативными правовыми актами определяют сферы предпринимательской деятельности в пределах перечня, установленного статьей 3 этого Закона. Законодательный орган Орловской области в нарушение указанной нормы права вышел за пределы предоставленных ему полномочий и Законом Орловской области от 27.07.99 № 117-03 “О внесении изменений в Закон Орловской области от 14.05.99 № 102-03 “О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности” ограничил перечень, предусмотренный статьей 3 Федерального закона Российской Федерации от 31.07.98 № 148-ФЗ, путем иного его изложения, не предусматривающего торговлю через магазины с численностью работающих до 30 человек и устанавливающего то, что предприниматели, осуществляющие розничную торговлю через магазины, арендуемые площади в магазинах, не являются плательщиками единого налога на вмененный доход. При таких обстоятельствах суд посчитал, что Закон Орловской области в части, касающейся исключения истца из перечня налогоплательщиков единого налога на вмененный доход, противоречит Федеральному закону, в связи с чем решение должно быть принято в силу статьи 11 Арбитражного процессуального кодекса РФ в соответствии с Федеральным законом. Помимо этого суд указал, что ответчик, отдавая преимущество Закону Орловской области, не учел, что в случае коллизии законов действует закон имеющий большую юридическую силу, в данном случае Федеральный закон, а также Налоговый кодекс РФ. Пунктом 3 ст. 11 НК РФ распределены полномочия федерального и регионального законодателей по вопросам, связанным с установлением региональных налогов и сборов. Предусмотрено, что при установлении регионального налога законодательными (представительными!) органами субъектов РФ определяются только следующие элементы налогообложения: налоговые ставки в пределах, установленных настоящим Кодексом; порядок и сроки уплаты налога. Иные элементы налогообложения устанавливаются настоящим Кодексом. Из изложенного следует, что положения Федерального закона от 31.07.98 № 148-ФЗ, предоставившие органам государственной власти субъектов РФ определять сферы предпринимательской деятельности в пределах перечня, установленного ст. 3 настоящего Федерального закона, иные особенности взимания единого налога противоречат нормативным положениям п. 3 ст. 12 НК РФ, в связи с чем не могут применяться судами в правоприменительной практике”.

Поддерживает эту точку зрения и ФАС Уральского округа. В своем постановлении от 25.09.01 № Ф09-2252/01-АК он указывает следующее: “В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 3 вышеназванной Федерального закона плательщиками единого налога являются в частности, физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (предприниматели) в сфере розничной торговли через магазины с численностью работающих до 30 человек, палатки, рынки, лотки, ларьки, торговые павильоны и другие места организаций торговли, в том числе не имеющие стационарной торговой площади. Доводы заявителя жалобы о неприменении судом ст. 3 Закона Пермской области от 31.12.98 № 351-47 “О едином налоге на вмененный доход” (в данной статье содержится запрет на перевод налогоплательщика на уплату единого налога на вмененный доход при осуществлении розничной торговли в торговой точке, расположенной в здании капитальной постройки, и с применением кассового аппарата.— Прим. авт.) кассационной инстанцией не принимаются как противоречащие ст. 76 Конституции РФ, ст. 11 АПК РФ”.

Аналогичные выводы содержатся в постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 15.05.01 № Ф08-1337/01-414А и в постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 02.10.01 № А78-2079/01-С2-Ф02-2299/01-С 1.

СУБЪЕКТЫ РФ ВПРАВЕ ИЗМЕНЯТЬ СФЕРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ,
УСТАНОВЛЕННЫЕ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ

Не все федеральные арбитражные суды разделяют указанную выше позицию. Так, например, ФАС Волго-Вятского округа считает, что в нормативном правовом акте субъекта РФ сферы деятельности могут быть определены иначе, нежели в федеральном законе. В постановлении от 22.10.01 № А39-1526/01-78/15 суд установил: “Статьей 1 названного Федерального закона определено, что нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации определяются сферы предпринимательской деятельности в пределах перечня, установленного статьей 3 указанного Федерального закона. Подпунктом 6 пункта 1 статьи 1 Закона Республики Мордовия от 30.11.98 № 49-3 (в редакции от 10.01.99 № 1-3) установлено, что плательщиками единого налога являются юридические лица и физические лица, осуществляющие розничную торговлю на рынках и в местах, отведенных под торговлю, не относящихся к стационарной сети. Учитывая изложенное, Арбитражный суд Республики Мордовия правомерно посчитал, что указанная торговая точка относилась к мелкорозничной стационарной торговой сети, поэтому предприниматель в силу подпункта 6 пункта 1 статьи 1 Закона Республики Мордовия от 30.11.98 № 49-3 “О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности” не должен был уплачивать единый налог на вмененный доход с данного торгового места”.

В данном случае суд пришел к выводу о том, что вопреки федеральному закону, который ориентирован на перевод на уплату единого налога всей розничной торговли, субъект РФ в своем законе может сузить сферу предпринимательской деятельности и признать плательщиками этого налога только часть розничных продавцов.

ОСОБОЕ МНЕНИЕ

Существует и особое мнение. ФАС Северо-Западного округа при рассмотрении одного из споров посчитал, что в том случае, когда нормативный правовой акт субъекта РФ о едином налоге противоречит федеральному законодательству, налогоплательщик должен первоначально обратиться в суд общей юрисдикции с иском о признании недействительной нормы, не соответствующей федеральному закону. В постановлении от 15.05.01 № А52/45/2001/2 суд указал: “На территории Псковской области единый налог на вмененный доход введен в действие Законом Псковской области от 31.12.98 № 20-03. Подпунктом 2 пункта 1 статьи 6 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что нормативный правовой акт о налогах и сборах признается не соответствующим Кодексу, если он отменяет или ограничивает права налогоплательщиков. Признание нормативного правового акта не соответствующим Кодексу в силу пункта 3 данной статьи осуществляется в судебном порядке, если иное не предусмотрено Кодексом. Поскольку пункт 7 статьи 3 Закона Псковской области “О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности” от 31.12.98 № 20-03 не признан в судебном порядке не соответствующим НК РФ и Федеральному закону Российской Федерации “О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности” и действует на территории Псковской области в полном объеме, а в соответствии с пунктом 1 статьи 32 НК РФ налоговые органы обязаны соблюдать законодательство о налогах и сборах, кассационная инстанция считает, что суд первой инстанции пришел к правильному выводу о правомерности действий должностного лица налогового органа, основанных на применении норм Закона Псковской области”.

Справедливости ради следует отметить, что в другом постановлении от 18.07.01 № А26-1488/01-02-02/101 этот суд присоединился к мнению большинства окружных арбитражных судов: “Из сопоставления указанных норм права видно, что Закон Республики Карелия по сравнению с Федеральным законом ограничивает субъектный состав лиц, которые могут быть переведены на уплату единого налога на вмененный доход, тогда как такое ограничение в компетенцию законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации не входит. Такое ограничение нельзя отнести ни к определению сферы предпринимательской деятельности, ни к иным особенностям взимания налога, предусмотренным статьей 1 Федерального закона. В данном случае следует исходить из принципа верховенства Федерального закона и применять нормы Закона Российской Федерации “О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности”.

ВЫВОДЫ

К сожалению, на сегодняшний день Высший Арбитражный Суд РФ не высказал свою позицию по рассматриваемой проблеме.

На мой взгляд, на стороне большинства арбитражных судов Конституционный Суд РФ, который в Определении от 09.04.01 № 82-0 указывает следующее: “В части же, противоречащей Федеральному закону, Закон Пермской области, согласно статье 76 (часть 5) Конституции Российской Федерации, не подлежит применению и должен быть приведен в соответствие с ним”.

Верховный Суд РФ придерживается аналогичного мнения. В Определении от 23.02.01 № 58-ГО 1-6 суд установил: “Законами Хабаровского края от 23.02.99 № 98, от 26.01.2000 № 181, от 05.04.2000 № 197 “О внесении изменений и дополнений в Закон Хабаровского края “О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности” в Закон Хабаровского края были внесены дополнения, выходящие за рамки установленного Федеральным законом перечня вопросов, отнесенных к ведению субъекта Российской Федерации. Ограничение круга плательщиков единого налога не может относиться к иным особенностям взимания единого налога, так как иные особенности субъект Российской Федерации вправе устанавливать только в соответствии с законодательством Российской Федерации, а не произвольно. Пунктом 3 статьи 12 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что, устанавливая региональный налог, представительные органы власти субъектов Российской Федерации могут определять только следующие элементы налогообложения: налоговые льготы, налоговую ставку, порядок и сроки уплаты налога, а также форму отчетности по данному налогу. Это исчерпывающий перечень особенностей взимания регионального налога, которые вправе самостоятельно устанавливать представительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, в котором не предусмотрено право субъекта Российской Федерации произвольно, без ссылок на соответствующие нормы федерального законодательства, определять круг плательщиков налога”.

Но для налогоплательщиков, конечно же, наиболее важно, что большинство окружных арбитражных судов склоняются к выводу о приоритетном применении норм федерального законодательства даже в том случае, когда нормативный правовой акт субъекта РФ не признан недействительным в судебном порядке.

Следует признать, что упрощение налоговой системы на деле обернулось многочисленными судебными разбирательствами. Тревожит тот факт, что субъекты малого предпринимательства, которые в силу объективных причин зачастую не могут квалифицированно отстаивать свои интересы в арбитражных судах, вынуждены порой идти на поводу у налоговых органов, выдвигающих не всегда законные требования.

Copyright © «Арбитражная налоговая практика», 2002, № 3.
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Индексы 81213 и 80214 по каталогу «Газеты, журналы» (Роспечать).
Подписка в любом почтовом отделении.
Подписка в Интернете: www.nalogi.com.ru/Russia.html
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

Начать дискуссию

Мошенники добрались до домовых чатов: новые схемы обмана

МВД сообщило, что мошенники активно осваивают новые площадки. И одна из них — чаты жильцов многоквартирных домов.

Бесплатно с 6-НДФЛ

Как в 1С заполнить 6-НДФЛ за 1 полугодие 2024 года: пошаговая инструкция

В 2024 году форма и порядок заполнения расчета 6-НДФЛ в очередной раз претерпели изменения. Рассказываем, как заполнить в 1С 6-НДФЛ за первое полугодие по правилам 2024 года, на что обратить внимание.

Как в 1С заполнить 6-НДФЛ за 1 полугодие 2024 года: пошаговая инструкция
Маркетинг

Как не копирайтеру придумать идеальный заголовок для публикации, будь это IT-статья или рекламный пост

Обычно над заголовком долго не думают: мол, кому надо, тот в любом случае прочитает. Очень зря, ведь если не получится заполучить внимание пользователя в первые пару секунд, ценность остального материала не будет иметь никакого значения.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Как работодателю учесть выплаты по договорам ГПХ

Договоры ГПХ часто оказываются под пристальным вниманием контролирующих органов. Чтобы не давать им повода для штрафов и доначислений, проверьте, все ли у вас правильно. Рассказываем про особенности бухгалтерского учета и налогообложения при расчетах по договорам ГПХ.

Как работодателю учесть выплаты по договорам ГПХ
Зарплата

После смены работы доход россиян увеличился на 20%

Те, кто решились поменять место работы в 2023 году, сейчас зарабатывают на 20% больше.

⚡️ Итоги дня: мигрантам ограничат места работы, в США создали автоматизированную домашнюю пивоварню, а хакеры украли криптовалюту на 235 млн долларов

Подготовили обзор главных событий дня — 18 июля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
РСВ

После увольнения всех работников ИП сдает зарплатные отчеты до конца года

РСВ, ЕФС-1 и персонифицированные сведения о физлицах ИП сдают, только если они являются работодателями.

Вышла новая версия Методических рекомендаций по созданию первичной профсоюзной организации

Федерация независимых профсоюзов России (ФНПР) обновила методичку по созданию профсоюзной ячейки в организации.

Разбираемся в 1С: основные аспекты и подбор конфигурации для вашего бизнеса

Чтобы выбрать программное обеспечение, которое эффективно справится с поставленными целями — важно понимать особенности решений 1С и какие процессы в бизнесе требуют автоматизации.

Разбираемся в 1С: основные аспекты и подбор конфигурации для вашего бизнеса

Мошенники не могут украсть недвижимость на Госуслугах

Решения по сделкам с недвижимостью принимает Росреестр. Даже если к мошенникам попадет смартфон жертвы, они не смогут перерегистрировать право собственности.

Профсоюзы рекомендуют в жару уходить с работы домой

При плохом самочувствии из-за жары нужно сообщить об этом работодателю, остановить работу и покинуть рабочее место.

Миграционный учет

Как белорусу получить ВНЖ и гражданство РФ в 2024 году

Получение вида на жительство (ВНЖ) и гражданства Российской Федерации — важный вопрос для белорусов. В 2024 году процесс стал проще благодаря межгосударственным соглашениям, предоставляющим льготные условия.

Проверки

Минфин утвердил 8 индикаторов риска для контроля за рынком табака

С 20 июля 2024 года индикаторы риска закреплены приказом Министерства финансов от 11.06.2024 № 87н.

Автоматизация учета

Распознавание корпоративных документов: как не утонуть в море бумаг

Мы подсчитали, что ручной ввод данных из типовых форм занимает у сотрудников 6–7 часов в день. Автономная система Smart Document Engine на смартфоне справляется с подобной задачей буквально за минуты. В этой статье мы расскажем о самых эффективных бизнес-кейсах применения нашей мобильной OCR.

Распознавание корпоративных документов: как не утонуть в море бумаг

Росфинмониторинг начнет контролировать крупные операции с драгметаллами

Участникам нелегального оборота драгоценных камней и металлов установят запрет на списание денежных средств с банковских счетов.

В ГПК может появиться глава о Службе финансового уполномоченного

Служба финансового уполномоченного (омбудсмена) подготовила концепцию внесения изменений в Закон о финуполномоченном и Гражданский процессуальный кодекс (ГПК).

Аутстаффинг

Аутстаффинг иностранного персонала: мифы и реальность 

В условиях потребности в квалифицированных кадрах и оперативном решении задач возрастает популярность аутстаффинга. Однако вокруг этой услуги витает много мифов, которые порождают недоверие и страх. Развеем распространенные заблуждения об аутстаффинге иностранных работников, разберемся в правовой стороне вопроса и осветим реальные преимущества.

Аутстаффинг иностранного персонала: мифы и реальность 
Самозанятые

Почему опасно работать с самозанятыми? Как правильно оформить сотрудника

«Не работайте с самозанятыми!» — об этом кричат из каждого «утюга». Компании начали бояться платить самозанятым, даже в случаях, когда заключение договора с самозанятым обосновано. Хотя на самом деле, главное — не злоупотреблять.

Почему опасно работать с самозанятыми? Как правильно оформить сотрудника
Отчетность в СФР

Как заполнить форму ЕФС-1 по травматизму за полугодие 2024 

До 25 июля 2024 года компании и ИП с сотрудниками должны отчитаться по взносам на «травматизм». Разбираемся, как заполнить отчётную форму.

Как заполнить форму ЕФС-1 по травматизму за полугодие 2024 

Интересные материалы

Учет основных средств на УСН: гайд для бухгалтера

Применяя УСН «доходы минус расходы», можно уменьшить налоговую базу на стоимость основных средств, приобретенных или созданных своими силами, включая затраты по реконструкции и модернизации (пп. 1 п. 1 ст. 346.16 НК). Разберемся, какие действия помогут бухгалтеру правильно учесть основные средства для расчета налога.

Учет основных средств на УСН: гайд для бухгалтера