КоАП РФ

Розничная торговля алкоголем

В принадлежащем организации магазине осуществляется реализация алкогольной продукции. Алкогольная продукция в отделе спиртных напитков выставлена на полках следующим образом: виски, водка, коньяк, вино. При этом в отделе соков отдельно располагается стенд, на котором находятся предназначенные для продажи ароматизированные вина в бутылках «Вермут». Является ли такая реализация ароматизированных вин нарушением правил розничной продажи алкогольной продукции?

Материал подготовлен специалистами Центра методологии бухгалтерского учета и налогообложения

В принадлежащем организации магазине осуществляется реализация алкогольной продукции. Алкогольная продукция в отделе спиртных напитков выставлена на полках следующим образом: виски, водка, коньяк, вино. При этом в отделе соков отдельно располагается стенд, на котором находятся предназначенные для продажи ароматизированные вина в бутылках «Вермут». Является ли такая реализация ароматизированных вин нарушением правил розничной продажи алкогольной продукции?

Согласно пункту 3 статьи 492 ГК РФ к отношениям по договору розничной купли-продажи с участием покупателя-гражданина, не урегулированным данным Кодексом, применяются законы о защите прав потребителей и иные правовые акты, принятые в соответствии с ними.

Согласно пункту 1 статьи 26 Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается в том числе нарушение установленных законом правил розничной продажи алкогольной продукции.

В пункте 140 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55, указано, что алкогольная продукция размещается в торговом зале по видам (водка, вино, шампанское, коньяк и др.).

Таким образом, можно сделать вывод, что организация осуществляет реализацию ароматизированных вин с нарушением установленных правил розничной продажи алкогольной продукции, так как она должна расположить данный стенд с предназначенными для продажи ароматизированными винами таким образом, чтобы он стоял в отделе спиртных напитков сразу после/до полки с алкогольной продукцией, при этом ближайшими к данному стенду должны находиться именно вина. В противном случае в действиях организации будет содержаться состав административного правонарушения, ответственность за которое содержится в части 3 статьи 14.16 и статье 14.15 КоАП РФ.

Правомерность такого вывода подтверждается арбитражной практикой (см., например, постановления ФАС Поволжского округа от 27.08.2008 N А65-9924/08, от 29.01.2009 N А65-12103/2008, от 24.02.2009 N А65-19780/2008, от 21.05.2009 N А65-24766/2008, постановление ФАС Северо-Западного округа от 14.09.2007 N А56-324/2007).

В соответствии с п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 N 18 организацию следует привлечь к ответственности по части 3 статьи 14.16 КоАП РФ, но зачастую суды склоняются к малозначительности правонарушения.

Нарушением п. 137 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55, такая реализация вин являться не будет.

Начать дискуссию