Постановление ФАС Московского округа от 02.03.10 № КА-А41/355-10
Суть спора. Инспекция провела выездную налоговую проверку общества. По ее результатам было вынесено решение о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения. Основанием для этого послужил вывод налоговиков о том, что организация неправомерно исключила из объекта налогообложения по ЕНВД рекламные площади, занятые собственной рекламой.
В соответствии со статьей 104 НК РФ на основании принятого решения было выставлено требование об уплате доначисленного налога, пеней за его несвоевременную уплату и штрафа.
Позиция суда. Суд признал, что обществом правомерно не исчислен ЕНВД с рекламных площадей, занятых собственной информацией. Оно не получало доход от размещения этой информации на рекламных конструкциях.
В соответствии со статьей 346.26 НК РФ организация в проверяемом периоде являлась плательщиком ЕНВД в отношении деятельности по распространению и размещению наружной рекламы.
Таковой считается деятельность организаций или предпринимателей по доведению до потребителей рекламной информации, предназначенной для неопределенного круга лиц и рассчитанной на визуальное восприятие путем предоставления или использования щитов, стендов, плакатов, световых и электронных табло и иных стационарных технических средств.
Налог по данному виду деятельности исчисляется с использованием физического показателя базовой доходности «площадь информационного поля наружной рекламы с любым способом нанесения изображения, кроме наружной рекламы с автоматической сменой изображения» (ст. 346.29 НК РФ).
Налоговой базой для ЕНВД признается величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности и величины физического показателя.
При исчислении суммы налога при распространении наружной рекламы с использованием рекламных конструкций физическим показателем является площадь информационного поля (в квадратных метрах). Следовательно, физический показатель, по которому определяется базовая доходность, на основании которой определяется налог, зависит от площади нанесенного изображения. При этом Налоговый кодекс не устанавливает обязанность отражать площади конструкций, не имеющие нанесенного изображения.
В связи с данными нормами организация в налоговых декларациях не отражала рекламные площади без изображений, на них не рассчитывался и не уплачивался ЕНВД. Кроме того, площади информационных полей, которые фактически не использовались налогоплательщиком по назначению в течение всего налогового периода (календарного месяца), не учитываются при исчислении налоговой базы по единому налогу за указанный период.
Основным видом деятельности предприятия является рекламная деятельность. Именно от осуществления деятельности по размещению и распространению наружной рекламы третьих лиц на собственных площадях налогоплательщик в данном случае получает доход.
А вот деятельность по размещению собственной рекламы организациями, оказывающими услуги по распространению рекламы и занимающимися рекламной деятельностью, не является предпринимательской и не подпадает под действие ЕНВД.
Размещая собственную рекламу, организация получает некоторую неэкономическую выгоду. Но она не может считаться доходом в том правовом значении, которое установлено статьями 2 ГК РФ и 41 НК РФ.
Примечание «ДК». Самореклама, в том числе размещение информации о своей организации, производимых ею товарах или оказываемых услугах на рекламных конструкциях, не только не является деятельностью, облагаемой ЕНВД, но и вообще не может быть отнесена к предпринимательской деятельности. Ведь целью последней является получение дохода.
Александра Ильина, юрист компании «Арбитражные споры», также считает, что компания, безусловно, получает от размещения собственной рекламы определенную выгоду, однако эта выгода не является экономической и не может быть признана доходом:
Эту точку зрения на размещение саморекламы разделяет и финансовое ведомство (письма Минфина России от 27.12.04 № 03-06-05-04/97, от 16.12.04 № 03-06-05-05/39).
При этом его позиция меняется на противоположную, если наряду с рекламой собственных товаров, работ или услуг компания осуществляет и деятельность по размещению рекламы иных организаций, используя одну часть площади рекламных конструкций для собственных нужд, а другую - в предпринимательской деятельности. В этом случае, по мнению Минфина России, исчислять ЕНВД нужно исходя из общей площади информационного поля рекламной конструкции (письмо Минфина России от 23.11.09 № 03-11-06/3/272).
Налоговики, столкнувшись с ситуацией, когда компания, осуществляющая деятельность по размещению рекламы третьих лиц и уплачивающая ЕНВД, использует часть принадлежащих конструкций для размещения собственной информации, также исчислили налог исходя из их общей площади.
Обращение в суд позволило организации избежать необоснованных доначислений: при расчете ЕНВД используется лишь та площадь конструкций, на которой размещена рекламная информация о третьих лицах. Следует отметить, что в рассматриваемом случае в пользу компании сыграло, помимо прочего, то обстоятельство, что размер занятых собственной рекламой площадей оставался неизменным в течение всего налогового периода.
Вместе с тем возможна ситуация, когда налогоплательщик периодически перераспределяет площади конструкций между саморекламой и рекламой третьих лиц. Каким образом определять ЕНВД в этом случае, на сегодняшний день неясно.
Минфин России предлагает начислять налог с их общей площади, ссылаясь на то, что корректировка значений физических показателей при исчислении ЕНВД в зависимости от фактического периода времени осуществления предпринимательской деятельности не предусмотрена (письмо Минфина России от 02.04.10 № 03-11-06/3/49). Скорее всего именно так и будут поступать при проверке «вмененщиков» налоговики. Судьями подобные дела еще не рассматривались, так что компаниям стоит воздержаться от такого подхода к размещению саморекламы.
Суть спора. Инспекция провела выездную налоговую проверку общества. По ее результатам было вынесено решение о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения. Основанием для этого послужил вывод налоговиков о том, что организация неправомерно исключила из объекта налогообложения по ЕНВД рекламные площади, занятые собственной рекламой.
В соответствии со статьей 104 НК РФ на основании принятого решения было выставлено требование об уплате доначисленного налога, пеней за его несвоевременную уплату и штрафа.
Позиция суда. Суд признал, что обществом правомерно не исчислен ЕНВД с рекламных площадей, занятых собственной информацией. Оно не получало доход от размещения этой информации на рекламных конструкциях.
В соответствии со статьей 346.26 НК РФ организация в проверяемом периоде являлась плательщиком ЕНВД в отношении деятельности по распространению и размещению наружной рекламы.
Таковой считается деятельность организаций или предпринимателей по доведению до потребителей рекламной информации, предназначенной для неопределенного круга лиц и рассчитанной на визуальное восприятие путем предоставления или использования щитов, стендов, плакатов, световых и электронных табло и иных стационарных технических средств.
Налог по данному виду деятельности исчисляется с использованием физического показателя базовой доходности «площадь информационного поля наружной рекламы с любым способом нанесения изображения, кроме наружной рекламы с автоматической сменой изображения» (ст. 346.29 НК РФ).
Налоговой базой для ЕНВД признается величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности и величины физического показателя.
При исчислении суммы налога при распространении наружной рекламы с использованием рекламных конструкций физическим показателем является площадь информационного поля (в квадратных метрах). Следовательно, физический показатель, по которому определяется базовая доходность, на основании которой определяется налог, зависит от площади нанесенного изображения. При этом Налоговый кодекс не устанавливает обязанность отражать площади конструкций, не имеющие нанесенного изображения.
В связи с данными нормами организация в налоговых декларациях не отражала рекламные площади без изображений, на них не рассчитывался и не уплачивался ЕНВД. Кроме того, площади информационных полей, которые фактически не использовались налогоплательщиком по назначению в течение всего налогового периода (календарного месяца), не учитываются при исчислении налоговой базы по единому налогу за указанный период.
Основным видом деятельности предприятия является рекламная деятельность. Именно от осуществления деятельности по размещению и распространению наружной рекламы третьих лиц на собственных площадях налогоплательщик в данном случае получает доход.
А вот деятельность по размещению собственной рекламы организациями, оказывающими услуги по распространению рекламы и занимающимися рекламной деятельностью, не является предпринимательской и не подпадает под действие ЕНВД.
Размещая собственную рекламу, организация получает некоторую неэкономическую выгоду. Но она не может считаться доходом в том правовом значении, которое установлено статьями 2 ГК РФ и 41 НК РФ.
Примечание «ДК». Самореклама, в том числе размещение информации о своей организации, производимых ею товарах или оказываемых услугах на рекламных конструкциях, не только не является деятельностью, облагаемой ЕНВД, но и вообще не может быть отнесена к предпринимательской деятельности. Ведь целью последней является получение дохода.
Александра Ильина, юрист компании «Арбитражные споры», также считает, что компания, безусловно, получает от размещения собственной рекламы определенную выгоду, однако эта выгода не является экономической и не может быть признана доходом:
Эту точку зрения на размещение саморекламы разделяет и финансовое ведомство (письма Минфина России от 27.12.04 № 03-06-05-04/97, от 16.12.04 № 03-06-05-05/39).
При этом его позиция меняется на противоположную, если наряду с рекламой собственных товаров, работ или услуг компания осуществляет и деятельность по размещению рекламы иных организаций, используя одну часть площади рекламных конструкций для собственных нужд, а другую - в предпринимательской деятельности. В этом случае, по мнению Минфина России, исчислять ЕНВД нужно исходя из общей площади информационного поля рекламной конструкции (письмо Минфина России от 23.11.09 № 03-11-06/3/272).
Налоговики, столкнувшись с ситуацией, когда компания, осуществляющая деятельность по размещению рекламы третьих лиц и уплачивающая ЕНВД, использует часть принадлежащих конструкций для размещения собственной информации, также исчислили налог исходя из их общей площади.
Обращение в суд позволило организации избежать необоснованных доначислений: при расчете ЕНВД используется лишь та площадь конструкций, на которой размещена рекламная информация о третьих лицах. Следует отметить, что в рассматриваемом случае в пользу компании сыграло, помимо прочего, то обстоятельство, что размер занятых собственной рекламой площадей оставался неизменным в течение всего налогового периода.
Вместе с тем возможна ситуация, когда налогоплательщик периодически перераспределяет площади конструкций между саморекламой и рекламой третьих лиц. Каким образом определять ЕНВД в этом случае, на сегодняшний день неясно.
Минфин России предлагает начислять налог с их общей площади, ссылаясь на то, что корректировка значений физических показателей при исчислении ЕНВД в зависимости от фактического периода времени осуществления предпринимательской деятельности не предусмотрена (письмо Минфина России от 02.04.10 № 03-11-06/3/49). Скорее всего именно так и будут поступать при проверке «вмененщиков» налоговики. Судьями подобные дела еще не рассматривались, так что компаниям стоит воздержаться от такого подхода к размещению саморекламы.
Статья напечатана в журнале "Документы и комментарии" №10, май 2010 г.
Начать дискуссию