Таможенное право

Наиболее часто задаваемые вопросы, связанные с судебными спорами по корректировке таможенной стоимости товаров

В настоящей статье будет осуществлена попытка ответить на самые распространенные вопросы декларантов, связанные с необходимостью обращения в арбитражные суды с заявлениями о признании незаконными действий таможенных органов по корректировке таможенной стоимости товаров, ввезенных на таможенную территорию РФ.
В настоящей статье будет осуществлена попытка ответить на самые распространенные вопросы декларантов, связанные с необходимостью обращения в арбитражные суды с заявлениями о признании незаконными действий таможенных органов по корректировке таможенной стоимости товаров, ввезенных на таможенную территорию РФ.

1. Необходимо ли перед обращением в суд обращаться в таможенный орган с заявлением о зачете (возврате) излишне уплаченных денежных средств в соответствии со ст. 355 Таможенного кодекса РФ?

Согласно ст. 355 ТК РФ излишне уплаченной или излишне взысканной суммой таможенных пошлин, налогов является сумма фактически уплаченных или взысканных в качестве таможенных пошлин, налогов денежных средств, размер которых превышает сумму, подлежащую уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации и ТК РФ.

Вместе с тем, возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных платежей возможен исключительно в порядке, установленном ст. 355 ТК РФ, в п. 2 которой определено, что излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника).

Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, который осуществляет администрирование данных денежных средств либо которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания. К указанному заявлению должны прилагаться документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов.

Оспаривание решений и действий государственных органов в арбитражном суде осуществляется по правилам гл. 24 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Согласно ст. 201 АПК РФ (ч. 4 и 5) при удовлетворении заявлений об оспаривании решений или действий государственных органов суд (исходя из установленных обстоятельств дела) по своей инициативе, либо по инициативе активного участника спора обязан выбрать конкретный способ устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя.

Исходя из положений ст. 355 ТК РФ, нарушенное право декларанта в связи с излишней уплатой таможенных платежей может быть восстановлено таможенным органом при соблюдении декларантом положений ст. 355 ТК РФ.

На сегодняшний день арбитражные суды РФ стоят на указанной выше позиции также в связи с тем, что такое обращение является досудебным порядком разрешения таких споров (см., например, Постановление ФАС Поволжского округа от 21.09.2009 г. № А49-1224/2009; Постановление ФАС СКО от 17.05.2010 г. № А32-20742/2019-19/324; Постановление ФАС СЗО от 28.02.2007 г. № А05-9196/2006-34; Постановление ФАС СЗО от 14.01.2010 г. № А56-12380/2009).

Таким образом, перед обращением в суд декларант обязан подать в таможенный орган заявление о зачете (возврате) излишне уплаченных таможенных платежей в соответствии со ст. 355 ТК РФ.

2. Что такое условная корректировка таможенной стоимости товаров? Имеет ли право таможенный орган осуществлять такую корректировку? Возможно ли оспорить такую корректировку в суде? Стоит ли декларанту соглашаться на осуществление такой корректировки?

Согласно ч. 3 ст. 323 ТК РФ контроль таможенной стоимости товаров осуществляется таможенными органами в порядке, определяемом федеральным министерством, уполномоченным в области таможенного дела.

Такой порядок установлен приказом Государственного таможенного комитета РФ от 05.12.2003 г. № 1399 «Об утверждении положения о контроле таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации».

По смыслу п. 4 указанного Положения уровень таможенной стоимости является признаком, указывающим на то, что заявленные при декларировании товаров сведения могут являться недостоверными.

Согласно ч. 3 ст. 153 ТК РФ при обнаружении таможенным органом признаков, указывающих на то, что заявленные при декларировании товаров сведения, которые влияют на размер подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов, могут являться недостоверными, таможенный орган проводит дополнительную проверку любым способом, предусмотренным Таможенным кодексом РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 152 ТК РФ таможенные органы осуществляют выпуск товаров не позднее трех рабочих дней со дня принятия таможенной декларации, представления иных необходимых документов и сведений.

Из положений ч. 6 ст. 323 ТК РФ следует, что, если в сроки выпуска товаров процедура определения их таможенной стоимости не завершена, выпуск производится при условии обеспечения уплаты таможенных платежей, которые могут быть дополнительно начислены.

Согласно п. 5 и 8 Положения о корректировке таможенной стоимости товаров (Приложение № 2 к Приказу ГТК РФ от 26.12.2003 г. № 1546) при решении вопроса о выпуске товаров с обеспечением уплаты таможенных платежей, которые могут быть дополнительно начислены по результатам контроля таможенной стоимости, лицо, подавшее таможенную декларацию, на основе произведенного таможенным органом расчета размера обеспечения уплаты таможенных платежей составляет форму корректировки таможенной стоимости и таможенных платежей.

В случаях, когда декларантом не представленные в установленные таможенным органом сроки дополнительные документы и сведения либо таможенным органом обнаружены признаки того, что представленные декларантом сведения могут не являться достоверными и (или) достаточными, и при этом декларант отказался определить таможенную стоимость товаров на основе другого метода по предложению таможенного органа, таможенный орган самостоятельно определяет таможенную стоимость товаров, последовательно применяя методы ее определения (ч. 7 ст. 323 ТК РФ).

Систематическое толкование приведенных норм позволяет сделать вывод о том, что в случае, если таможенный орган не завершил процедуру определения таможенной стоимости, выпуск товара может быть осуществлен при условии обеспечения уплаты таможенных платежей. После выпуска товара таможенных орган вправе продолжить проверку правильности определения таможенной стоимости.

Однако такая проверка не может проводиться бесконечно и должна быть завершена в определенный (разумный) срок. Произвольное толкование таможенным органом срока проведения проверочных мероприятий может привести к существенным нарушениям прав и законных интересов заявителя. Непринятие окончательного решения о таможенной стоимости товара влечет за собой необоснованное удержание денежных средств декларанта, внесенных в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей, и невозможность их использования в предпринимательской или иной экономической деятельности.

Согласно п. 25 Положения № 1399 при условном выпуске и выпуске под обеспечение уплаты таможенных платежей, которые могут быть дополнительно начислены в результате контроля таможенной стоимости при наличии признаков указывающих на то, что заявленные при декларировании товаров сведения в отношении таможенной стоимости могут являться недостоверными либо должным образом не подтверждены, должностные лица таможни осуществляют проверку правильности определения таможенной стоимости в срок, не превышающий 60 дней, за исключением случаев, когда данный срок продлевается до получения сведений из других органов и организаций, в том числе иностранных.

Следовательно, проверка правильности определения таможенной стоимости товара должна быть завершена в срок, не превышающий 60 дней. Данный срок не является предельным, однако его продление таможней должно быть обосновано. Таможенный орган должен доказать, что запрашиваемые документы имеют значение для таможенного оформления товара и могут повлиять на определение таможенной стоимости.

Необходимо также учитывать, что в силу п. 3 ст. 14 ТК РФ требования таможенных органов, предъявляемые при осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля, не могут служить препятствием для перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу и осуществления деятельности в области таможенного дела в большей степени, чем это минимально необходимо для обеспечения соблюдения актов таможенного законодательства.

Вместе с тем самостоятельное определение таможенным органом таможенной стоимости товаров не исключает проведения дополнительной проверки в порядке ст. 361 ТК РФ и не лишает таможню права в дальнейшем произвести корректировку таможенной стоимости и направить требование об уплате таможенных платежей.

Оспаривая «условную» корректировку таможенной стоимости товаров, заявитель фактически просит суд признать незаконными действия таможни, выразившиеся в несогласии с заявленной декларантом таможенной стоимостью ввозимых товаров.

Таким образом:

1. Условная корректировка таможенной стоимости товаров — это корректировка таможенной стоимости при условном выпуске товаров и выпуске товаров под обеспечение уплаты таможенных платежей.

2. Таможенный орган имеет право осуществлять такую корректировку, но в строго установленном законом порядке, в установленные сроки и на установленных законом основаниях.

3. Условная корректировка таможенной стоимости ввезенных на таможенную территорию РФ товаров осуществляется в общем порядке, установленном действующим процессуальным законодательством РФ.

4. Соглашаться на осуществление такой корректировки на мой взгляд кроме самых крайних случаев не стоит, поскольку это потеря времени и сил. В данном случае декларанту проще самому сделать корректировку и впоследствии оспорить ее в судебном порядке.

3. Таможенный брокер поставил меня в известность о том, что если я буду оспаривать корректировку таможенной стоимости товаров в судебном порядке, то в отношении меня начнут проводить постоянные проверки и иным образом осуществлять давление. Так ли это?

Согласно п. 3 ст. 14 ТК РФ требования таможенных органов, предъявляемые при осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля, не могут служить препятствием для перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу и осуществления деятельности в области таможенного дела в большей степени, чем это минимально необходимо для обеспечения соблюдения актов таможенного законодательства.

Согласно разъяснениям, данным в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2005 № 29, под несоблюдением установленного пунктом 2 статьи 323 ТК РФ условия о документальном подтверждении, количественной определенности и достоверности цены сделки с ввозимыми товарами следует понимать, в частности, наличие доказательств недостоверности представленных декларантом сведений. Под несоблюдением установленного п. 2 ст.  323 ТК РФ и п. 1 ст. 15 Закона «О таможенном тарифе» условия о документальном подтверждении, количественной определенности и достоверности цены сделки с ввозимыми товарами следует понимать отсутствие документального подтверждения заключения сделки в любой не противоречащей закону форме или отсутствие в документах, выражающих содержание сделки, ценовой информации, относящейся к количественно определенным характеристикам товара, информации об условиях его поставки и оплаты либо наличие доказательств недостоверности таких сведений.

Обязанность декларанта представить по требованию таможенного органа объяснения и дополнительные документы возникает лишь при наличии признаков недостоверности сведений о цене сделки либо о ее зависимости от условий, влияние которых не может быть учтено при определении таможенной стоимости. Таможенный орган должен доказать наличие таких признаков в соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ (пункты 2, 3, 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2005 № 29 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров»).

Таким образом, никаких иных оснований для проведения таможенным органом дополнительных проверок и контрольных мероприятий не имеется. Все полномочия могут и должны осуществляться только в строгом соответствии с нормативными правовыми актами таможенного и валютного законодательства.

Начать дискуссию