Битва с «однодневками»: время перемен

К началу 2010 года налоговики добились уверенных успехов в великой борьбе с «однодневками», и уже практически праздновали победу

Источник: "Экон-Профи"

К началу 2010 года налоговики добились уверенных успехов в великой борьбе с «однодневками», и уже практически праздновали победу.

Без особых усилий с помощью созданной ими базы недобросовестных налогоплательщиков (которая включала также «отказные» протоколы допросов их учредителей и руководителей) инспекторы поточным методом «проверяли» налогоплательщиков и пополняли бюджет не менее чем на 1 млн. руб. с каждого из провинившихся (в нашей практике это редкий случай, обычно счет начинался с 10 - 15 млн. руб.). Однако все забыли (или намеренно не обращали внимания) на несколько фактов, в частности, на то что ненадлежащая подпись на спорных документах (счетах-фактурах, договорах и т.п.), оформленная от имени поставщика-»однодневки», однозначно не свидетельствует о недобросовестности покупателя. Это позволило налогоплательщикам продолжить борьбу, которая, казалось, была проиграна.

Подпись – не главное доказательство недобросовестности

Говоря о ненадлежащих подписях на документах, оформленных от имени поставщиков и не позволяющих учесть соответствующие суммы «входного» НДС и расходов при исчислении налога на прибыль, прежде всего, надо обратить внимание, что подписи проставлялись третьими лицами без участия налогоплательщиков-покупателей (при отсутствии сговора сторон). Более того, последние никак не могли повлиять на этот процесс, а также заполучить те документы, которые традиционно используются налоговыми органами в качестве доказательств фиктивности пресловутых подписей. Так, налоговики практически всегда сверяют подписи на счетах-фактурах с подписями на заявлениях о государственной регистрации организаций (это документы, которые невозможно истребовать самим налогоплательщикам), с подписями на банковских карточках поставщика (попробуйте запросить их в банках!) и т.п. Причем несовпадение подписей воспринималось судами как доказанный факт неуплаты налогов по соответствующим сделкам. Налогоплательщики возмущались: выходит, проявить осмотрительность в этом вопросе просто невозможно, раз запрошенные у контрагентов решения учредителей о назначении директоров и их приказы о вступлении в должность не брались проверяющими и судами в расчет.

В принципе, ситуация была странной: неуплату налогов контрагентами налогоплательщика суды не воспринимали как однозначный показатель его собственной недобросовестности, поскольку «никто не должен отвечать за действия третьих лиц», а вот простановка подписей неустановленными лицами от имени контрагентов воспринималась именно в качестве такого показателя.

Одновременно многие суды не хотели учитывать, что руководители и учредители «однодневок» вообще являются заинтересованными лицами, поэтому их показания имеют низкую доказательственную силу. Так, учредитель, подтвердивший, что он открывал «фирму-однодневку» рискует привлечением к уголовной ответственности за незаконное предпринимательство, а директор, утверждающий, что он руководил такой фирмой – к ответственности за неуплату налогов.
Но самое главное в том, что из поля зрения правосудия выпало одно важное обстоятельство: налоговый орган не только должен подтвердить неосмотрительность налогоплательщика в выборе контрагента, но и доказать, что он был осведомлен о его неблагонадежности.

Осведомленность о «проблемности» поставщика

Как говорилось в начале статьи «Битва за «однодневки»: на чьей стороне фортуна», Пленум ВАС РФ в п. 10 Постановления № 53 прямо указал, что для признания налоговой выгоды необоснованной при взаимодействии налогоплательщика с недобросовестными контрагентами необходимо доказать непроявление им должной осмотрительности (осторожности) и осведомленность о том, что контрагент допускает нарушения. Как видим, необходимо одновременное наличие двух условий, но долгое время и налоговым органам и судам для принятия решения хватало одного из них – непроявления осторожности. Второе условие игнорировалось.

Нельзя сказать, что вообще никто не обращал внимания на этот факт. Так, еще в 2008 году Арбитражный суд Красноярского края, анализируя практику рассмотрения споров, связанных с признанием налоговой выгоды необоснованной (данный обзор опубликован на сайте ВАС РФ в разделе «Обобщения арбитражных судов РФ» от 29.09.2008), указал буквально следующее: «…для признания налоговой выгоды необоснованной в связи с «проблемностью» контрагента на основании … разъяснения Пленума ВАС РФ необходимо наличие двух условий, характеризующих субъективную сторону деятельности налогоплательщика: 1) непроявление налогоплательщиком должной осмотрительности и осторожности; 2) налогоплательщик должен был знать о нарушениях, допущенных контрагентом. Вывод об обязательной совокупности названных условий базируется на грамматическом толковании данного разъяснения, в частности, соединительном характере союза «и». Вместе с тем налоговые органы в большинстве случаев упрощают предмет доказывания по анализируемой категории споров и стоят на позиции объективного вменения, полагая достаточным доказать лишь «проблемность» контрагента и (или) наличие совокупности внешних (объективных) признаков необоснованности налоговой выгоды…, а субъективную сторону не учитывают».

Из сказанного можно сделать однозначный вывод: если налоговый орган не найдет каких-либо свидетельств осведомленности налогоплательщика о нарушениях, допущенных его контрагентами, то и привлечение к ответственности незаконно. Это и понятно: в конечном счете, применение к лицу мер налоговой ответственности просто по факту обнаружения нарушений у его контрагентов означает пренебрежение принципом презумпции добросовестности, а также запретом на невиновное привлечение к ответственности (п. 2 ч. 1 ст. 109 НК РФ).

Разумеется, налоговым органам весьма проблематично производить сбор доказательств осведомленности налогоплательщика о разноплановых «грехах» его контрагентов. Работа это кропотливая, да и не всегда может дать желаемый результат в отсутствии отношений взаимозависимости с «однодневкой» или, например, прямого обнаружения ее печатей в офисе проверяемого налогоплательщика. Однако, налоговиков вполне устраивало, что долгое время суды в массе своей не воспринимали обрисованную выше концепцию «двух обязательных условий».

Неожиданная помощь пришла из Европы и напомнила российским налоговым органам и судам о правовой позиции, уже высказанной Пленумом ВАС РФ.

Европа нам поможет?!

Ключевой вехой в развитии российских представлений о правилах привлечения к ответственности налогоплательщиков, обвиняемых в связях с «однодневками», стало, как это не удивительно, зарубежное судебное решение. Так, в начале 2010 г. получило известность решение Европейского суда по правам человека от 22 января 2009 г. по делу »Булвес» АД против Болгарии (жалоба № 3991/03) (далее – дело Булвеса), разбирательство по которому длилось около шести лет. Ситуация, рассмотренная в этом деле, до боли знакома российским налогоплательщикам.

Причиной для обращения в Европейский суд по правам человека стала жалоба организации на то, что, несмотря на полное соблюдение своих обязанностей по представлению налоговой отчетности по НДС, государственные органы лишили ее права на вычет «входящего» НДС, который был уплачен контрагенту за поставку товаров. Основание - поставщик не смог своевременно исполнить свои обязанности представления отчетности по НДС и уплаты налога. Чиновники использовали хорошо знакомые нам доводы: каждый налогоплательщик, вступающий с поставщиком в договорные отношения, влекущие для обеих сторон сделки известные налоговые последствия, считается согласившимся на ситуацию, при которой право на вычет «входного» НДС зависит от действий указанного поставщика. Таким образом, по их мнению, именно налогоплательщик должен был какими угодно средствами удостовериться, что его поставщик заплатит налоги со сделки, в противном случае он принимает на себя риск неблагоприятных налоговых последствий.

Однако Европейский суд по правам человека посчитал, что налогоплательщик не должен был нести неблагоприятные последствия неисполнения поставщиком его обязанностей, если отсутствуют доказательства осведомленности налогоплательщика о заведомо мошенническом характере сделки. И последовательно указал болгарским налоговикам на причины их заблуждения.

Первое. По мнению суда, налогоплательщик, осуществляющий предпринимательскую деятельность в стране, где установлена конкретная система налогового законодательства, не имеет возможности выбора, будет ли он участвовать в системе налогообложения НДС и каким образом. Поэтому неправомерно перекладывание на налогоплательщика неблагоприятных налоговых последствий от сделки с недобросовестным поставщиком.

Второе. Болгарский налогоплательщик (собственно, как и российский) не имеет абсолютно никаких полномочий отслеживать, контролировать и обеспечивать исполнение поставщиком его обязанностей составления и представления отчетности по НДС, а также обязанности уплатить НДС. Тем самым он ставится в положение, когда признание или непризнание его права на налоговый вычет зависит от выводов налоговых органов, своевременно ли выполнил поставщик свои обязанности представления отчетности по НДС и уплаты этого налога. Такое положение дел создает в общественных отношениях дисбаланс и нарушает права налогоплательщика.

Третье. Права налогоплательщика нарушаются также в случае, если налоговые доначисления производятся ему по мотиву недобросовестных действий его контрагента, выражающихся в неуплате налога и непредставлении отчетности. Дело в том, что при получении информации о подобных недобросовестных действиях, государственные органы могут предпринимать соответствующие меры по предотвращению, прекращению или наказанию таких злоупотреблений, однако не делают этого, нарушая справедливый баланс интересов.

Четвертое. С позиций Европейского суда по правам человека, право на налоговый вычет по НДС (при условии соблюдения требований его получения) по своей сути является собственностью налогоплательщика. Поэтому организация, полностью и своевременно исполнившая свои обязанности по соблюдению установленных норм в отношении НДС, не имеющая способов для обеспечения исполнения налоговых обязанностей поставщиком и не знающая о неисполнении последним своих обязанностей, вправе ожидать выгоды от признания своего права на вычет по НДС.

Что ж, европейцам с их развитой судебной системой в очередной раз остается только позавидовать: рассматриваемое решение суда базируется на высокопрофессиональном подходе к анализу институтов налогового законодательства. Но насколько применимо данное решение к российским налогоплательщикам?

Новый этап противостояния

Сразу оговоримся: польза от Европы пришла и в Россию. То ли аргументы, высказанные Европейским судом по правам человека, показались убедительными для ВАС РФ, то ли государство испугалось поголовного обращения российских налогоплательщиков за помощью в Европу, но ситуация в битве за «однодневки» в 2010 году резко изменилась. Ознаменовалось это событие принятием широко известного Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ № ВАС-18162/09 от 20.04.2010 г. по делу № А11-1066/2009, больше известного как «дело Муромского стрелочного завода». Налогоплательщик, удостоверившийся в правоспособности своих контрагентов и в полномочиях их руководителей (имеющий на руках копии учредительных документов, свидетельств о госрегистрации и постановке контрагентов на налоговый учет, а также приказов о назначении директора), все же был обвинен в получении необоснованной налоговой выгоды. Налоговики пошли по накатанному пути: нашли настоящих директоров, взяли с них показания о том, что в действительности они этими фирмами не руководили, и провели почерковедческую экспертизу, подтвердившую, что спорные документы и счета-фактуры они не подписывали. Не проверив реальность сделок с поставщиками, налоговики сразу сделали вывод: необоснованная налоговая выгода получена. И суды всех трех инстанций данный вывод поддержали.

Но Президиум ВАС РФ, сославшись, в том числе, на дело Булвеса, сделал поистине революционный вывод: налогоплательщика нельзя лишать вычетов из-за недобросовестного поставщика, даже если его руководитель открестился от руководства, при условии проявления налогоплательщиком осмотрительности и недоказанности его осведомленности об участии в налоговой схеме. Иными словами, необходимым условием ответственности в данном случае следует признать установленный умысел «подозреваемого» лица, выразившийся в том, что оно знало или должно было знать о противоправности последствий совершаемой им сделки. Следовательно, проявленная осмотрительность имеет свои пределы, и нельзя безапелляционно говорить о виновности налогоплательщика только если руководитель контрагента дал показания о том, что организацией не руководил и документы от ее имени не подписывал.

В заключение добавим: несмотря на правильность выводов, сделанных Европейским судом по правам человека в деле Булвеса и Президиумом ВАС РФ в деле Муромского стрелочного завода, несмотря на обязательность их применения российскими судами, далеко не все суды принимают их во внимание. Такова уж российская действительность. Тем не менее, налогоплательщики получили в свои руки новое оружие, которым можно воспользоваться. Поэтому, в конечном счете, возможность отстоять правоту налогоплательщика в суде сводится даже не к наличию или отсутствию авторитетных разъяснений на этот счет, а к уровню профессионализма представителя, который будет защищать его интересы в суде.

Комментарии

1
Бесплатно с Отчетность

Ответственность бухгалтера после увольнения

Ответственность главного бухгалтера за неправильное ведение бухгалтерского учета не оканчивается вместе с расторжением трудового договора. В зависимости от тяжести нарушений и причиненного работодателю ущерба, уволенный главбух может ответить и рублем и ограничением свободы.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
1
Бухгалтерский учет

Бухучет для начинающих: рассказываем о дебетах, кредитах и первичке простым языком

Как устроена профессия бухгалтера, с какими задачами он работает и что означают все эти странные сокращения (НДС, ПСН, ЕНС и др.) — разбираемся в основах бухгалтерии.

Иллюстрация: Вера Ревина /Клерк.ру

Блогер Ивлеева должна налоговой больше 20 млн рублей

Сумма долга Анастасии Ивлеевой выросла до 20,9 млн рублей. Блогер не может выплатить задолженность уже три месяца.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Бесплатно с НДФЛ

Новые налоговые базы и ставки НДФЛ с 2025 года: таблица

С 2025 года вводят новую прогрессивную шкалу НДФЛ.

Новые налоговые базы и ставки НДФЛ с 2025 года: таблица
Кадры

👍 Теперь в бизнес-аккаунте на «Клерке» можно продвигать свои вакансии

Продуктовая команда «Клерка» запустила новый функционал бизнес-аккаунтов: работодатели могут бесплатно размещать вакансии и, по желанию, платно их продвигать.

Верховный суд: валютный долг не должен индексироваться за просрочку

ВС РФ вынес решение, что валютный долг, в отличие от рублевой задолженности, нельзя проиндексировать за длительную просрочку.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

👎 Освобожденных от НДС упрощенцев не освободили от счетов-фактур. Прогноз налогового инженера

Если доход за предыдущий год не превышает 60 млн рублей, в текущем году при УСН будет освобождение от НДС по статье 145 НК.

На сотрудников из стран ЕАЭС тоже надо подавать уведомление в миграционную службу

При приеме на работу иностранцев из стран ЕАЭС надо уведомлять Управление по вопросам миграции МВД о заключении с ними трудовых или гражданско-правовых договоров.

Минэкономразвития отмечает уверенный рост организаций в «русских офшорах»

Сейчас в специальных административных районах зарегистрировано 428 международных холдинговых компаний. Резиденты САР могут пользоваться налоговыми льготами, а также применять корпоративное право той страны, из которой организация решила переехать в РФ.

РСПП поддержал законопроект о платформенной занятости в РФ

Президент РСПП Александр Шохин концептуально поддержал законопроект «О платформенной занятости в Российской Федерации».

Прогрессивная шкала налогов всё же будет введена

Информация о том, что рассматривается законопроект о введении прогрессивной налоговой шкалы, согласно которой ставка будет зависеть от размеров дохода, уже какое-то время будоражит общественность. К сожалению, такое нововведение с большой вероятностью будет реализовано.

В базе «Клерка» уже больше 1 000 актуальных резюме!

Больше тысячи бухгалтеров, кадровиков, юристов, руководителей, финансистов и специалистов по 1С ищут работодателей с сервисом Клерк.Работа.

⚡️ Итоги дня: с второклассницы хотят взыскать 700 тысяч рублей, мошенники обманывают пользователей Ozon, а у Xiaomi сбой в работе умных устройств

Подготовили обзор главных событий дня — 16 июля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Минцифры ужесточит правила оплаты мобильной связи

У абонентов при пополнении баланса наличными будут требовать паспорт.

Кадры

👷 Каждый третий наниматель сталкивается с неквалифицированными кандидатами. Почему, объясняет организатор опроса

Главной сложностью при подборе персонала опрошенные называют недостаточную компетенцию кандидатов на открытую вакансию — об этом говорят 54% респондентов.

Налоговый учет

Виды доходов, подлежащие налогообложению по ставке 18% в 2024 году

В 2024 году налоговая политика подвергнется некоторым изменениям, которые коснутся различных видов доходов граждан. Понимание того, какие именно доходы будут облагаться налогом по ставке 18%, поможет лучше планировать свои финансовые обязательства и избегать неприятных сюрпризов при уплате налогов.

Банки

Китайские партнеры перестали получать платежи через «ВТБ Шанхай»

Импортеры не могут отправить деньги китайским поставщикам через шанхайский филиал ВТБ.

Банки

ЦБ будет оперативно рассматривать сообщения об ошибочном включении в реестр мошенников

Те, кто по ошибке попал в список Центробанка, смогут оспорить это решение и разблокировать возможность проводить денежные переводы.

Как оспорить решение трудовой инспекции: разъяснения Роструда

На портале Госуслуги можно запустить процедуру досудебного обжалования решений Роструда.

Интересные материалы

Высокий кредитный рейтинг — не обязательное условие одобрения кредита

С высоким персональным кредитным рейтингом (ПКР) не всегда одобрят кредит.