Источник: "Гражданский адвокат"
В настоящем материале адвокат Антон Лебедев анализирует нормы регулирующие «срок действия паспорта на квартиру». Для анализа были взяты ответы, данные на сайтах официальных органов осуществляющих инвентаризационный учет (Ростехинвентаризация), Городского управления инвентаризации и оценки недвижимости Санкт-Петербурга (ГУИОН) и регистрацию прав на недвижимое имущество (Росрегистрация).
Спорная правовая норма содержится в Постановлении Правительства РФ от 4 декабря 2000 г. N921 и выглядит следующим образом:
"8. Плановая техническая инвентаризация объектов учета проводится в целях выявления произошедших после первичной технической инвентаризации изменений и отражения этих изменений в технических паспортах и иных учетно-технических документах. Плановая техническая инвентаризация проводится не реже одного раза в пять лет."
Параллельно существует схожие нормы Постановления Правительства РФ от 13 октября 1997 г. N1301, Приказа Минстроя РФ от 04.04.1992 N 87 "Об утверждении порядка оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности" и Распоряжения Мэра Санкт-Петербурга от 18 августа 1994 г. N 857-р "Об утверждении положения о технической инвентаризации объектов недвижимости на территории Санкт-Петербурга".
Вот ответ ФГУП "Ростехинвентаризация" от 19.06.2008 (источник Официальный сайт Ростехинвентаризации) на вопрос о сроке действия паспорта:
"Технический паспорт составляется на каждый объект капитального строительства по результатам первичной технической инвентаризации в установленном порядке (п.7 Положения об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, утв. Постановлением Правительства РФ от 04.12.2000 г. №921).
Технический паспорт является документом, удостоверяющим факт наличия в натуре соответствующего объекта капитального строительства с установленными при проведении его технической инвентаризации на конкретную дату характеристиками. Технический паспорт составляется на конкретную дату проведения технической инвентаризации объекта капитального строительства, которая указывается на титульном листе технического паспорта.
Технический паспорт не может иметь ограниченного срока действия. Законодательством подобные сроки действия технических паспортов не установлены. Установление предельных сроков действия технических паспортов и иных выдаваемых организациями технической инвентаризации документов (справок, выписок из реестра, извлечений из технических паспортов, поэтажных планов, экспликаций и др.) является противозаконным и нарушает права заявителей, обращающихся в организации технической инвентаризации за соответствующими документами."
Такого мнения придерживается ФГУП «Ростехинвентаризация». Учреждения «Росрегистрации» не подконтрольны «Ростехинвентаризации», но придерживаются схожего мнения. К сожалению, ответ «Росрегистрации» размещенный на сайте не содержит даты ответа, судя по формулировке данной в ответе, ответ дан после 30.06.2006 г. На 30.06.2008 этот ответ размещен на сайте (источник: Официальный сайт Росрегистрации):
"На основании Положения от 04.12.2000г № 921 «Об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства» (далее – Положение) техническая инвентаризация подразделяется на первичную, плановую и внеплановую. Плановая техническая инвентаризация объектов учета проводится в целях выявления произошедших после первичной технической инвентаризации изменений и отражения этих изменений в технических паспортах и иных учетно-технических документах. Плановая техническая инвентаризация проводится не реже одного раза в пять лет. Внеплановая техническая инвентаризация объектов учета проводится при изменении технических или качественных характеристик объекта учета (перепланировка, реконструкция, возведение, разрушение и т.п.), а также в случае предоставления плана объекта учета для государственной регистрации прав в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон о регистрации).
Согласно статье 18 Закона о регистрации форма технического паспорта и порядок его оформления организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства. Дополнительно сообщаем, что на основании пункта 1 статьи 17 Закона о регистрации представление плана объекта недвижимого имущества не требуется, если план соответствующего объекта недвижимого имущества или иной документ, предусмотренный настоящим Федеральным законом и содержащий описание данного объекта недвижимого имущества, ранее уже представлялся и был помещен в соответствующее дело правоустанавливающих документов."
Городское управление инвентаризации и оцени Санкт-Петербурга (ГУИОН) на вопрос о сроках действия технического и кадастрового паспортов отвечает следующее (официальный ответ ГУИОН):
"Ответ: сроки действия указанных документов не установлены, однако постановлением Правительства Российской Федерации от 04.12.2000 № 921 техническая инвентаризация должна проводиться не реже, чем один раз в 5 лет, в связи с чем, технические и кадастровые паспорта утрачивают свою актуальность по истечении указанного срока."
Это означает то, что ГУИОН не делает различий между техническим и кадастровым паспортом и правовое регулирование этого вопроса отводится именно к Постановлению Правительства РФ от 04.12.2000 г. №921.
Как видно Росрегистрация более сдержанно трактует указанную норму, однако говорит о возможности не предоставлять паспорт вообще. В п. 1 ст. 17 Федерального законна О государственной регистрации (в редакции от 13.05.2008 г.) содержится следующая норма: «Представление кадастрового паспорта данного объекта недвижимого имущества не требуется, если кадастровый паспорт, план данного объекта недвижимого имущества или иной документ, предусмотренный настоящим Федеральным законом и содержащий описание данного объекта недвижимого имущества, либо в случае государственной регистрации прав на земельный участок — кадастровый паспорт или кадастровый план такого земельного участка ранее уже представлялся и был помещен в соответствующее дело правоустанавливающих документов.» Поэтому если говорить о необходимости предоставления плана, то есть возможность не предоставлять его в случае, когда данный план предоставлялся ранее и был помещен в дело регистрирующего органа по объекту недвижимости.
Анализ всех этих норм позволяет сделать вывод о том, что плановая техническая инвентаризация должна проводиться не реже одного раза в пять лет. Ограничения срока действия технического паспорта в данных нормах не содержится.
Анализ ответов федеральных органов власти в совокупности с ответами и требованиями региональных подразделений этих органов позволяет говорить о том, что требования устанавливаемые на местах могут отличаться от позиции федеральных органов. К примеру, одним из документов предоставляемых на государственную регистрацию в Управление ФРС указывается «Подлинник плана объекта недвижимости, удостоверенный государственным органом (организацией), осуществляющей государственный учет и техническую инвентаризацию объектов недвижимости на территории регистрационного округа.». В списке предоставляемых для регистрации документов не указывается о том, что данный документ может не предоставляться при определенном условии. Такая позиция региональных Управлений ФРС (Росрегистрации) связана с тем, что разъяснения норм п. 1 ст. 17 Федерального закона О государственной регистрации не всегда оканчивается правильным пониманием таких норм гражданами и юридическими лицами, что на практике приводит к еще большим проблемам.
Однозначно можно сказать, что выполнение возможного требования регистрирующего органа о «сроке изготовления паспорта не позднее пяти лет» позволит произвести государственную регистрацию без каких-либо осложнений. В случае невыполнения такого требования, произвольная трактовка положения Постановления Правительства РФ от 4 декабря 2000 г. N921 конкретным исполнителем может привести к приостановке государственной регистрации. Регистрирующим органом может быть выдвинуто требование о подтверждении данных "старого" паспорта новым документом из БТИ(ПИБ). От предложений проверять действие данной нормы практическим путем, жертвуя сроками регистрации, все участники рынка отказываются. Поэтому говорить о проверке практическим путем действия данного положения на территории всей Российской федерации невозможно. В случае получения отказа на этом основании, такой отказ в государственной регистрации может быть обжалован в судебном порядке.
По последним данным, предоставленным читателями сайта "Гражданский адвокат", государственная регистрация сделок на территории Санкт-Петербурга на основании документов созданных более пяти лет назад возможна. Консультанты в Управлении ФРС по Санкт-Петербургу и Ленинградской области информируют граждан о возможности использования документов изготовленных более 5 лет назад.
Комментарии
1