Налоговые проверки

Проведение выездной налоговой проверки

В связи с невозможностью завершения выездной налоговой проверки организации в течение установленного двухмесячного срока из-за проведения встречных проверок налоговой инспекцией вынесены решения о приостановлении выездной налоговой проверки с 2 февраля по 5 апреля, с 5 апреля по 11 мая, с 1 июня по 25 июня и с 25 июня по 2 августа 2004 года. Правомерны ли действия налоговой инспекции?

«Налоговед» Журнал для профессионалов в налогообложении

В связи с невозможностью завершения выездной налоговой проверки организации в течение установленного двухмесячного срока из-за проведения встречных проверок налоговой инспекцией вынесены решения о приостановлении выездной налоговой проверки с 2 февраля по 5 апреля, с 5 апреля по 11 мая, с 1 июня по 25 июня и с 25 июня по 2 августа 2004 года. Правомерны ли действия налоговой инспекции?

Срок проведения выездной налоговой проверки является суммой периодов, в течение которых проверяющие находятся на территории проверяемого налогоплательщика. В случае необходимости проведения встречных проверок и (или) направления запросов в организации и учреждения, располагающие информацией о налогоплательщике (плательщике сбора, налоговом агенте), выездная налоговая проверка может быть приостановлена. При этом время проведения встречных проверок не должно засчитываться в срок проведения выездной налоговой проверки, если только проверяющие в этот же период не продолжают находиться на территории налогоплательщика.

Согласно статье 89 НК РФ выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) может проводиться по одному или нескольким налогам и не может продолжаться более двух месяцев, если иное не установлено данной статьей. В исключительных случаях вышестоящий налоговый орган вправе увеличить продолжительность выездной налоговой проверки до трех месяцев. Срок проведения проверки включает в себя время фактического нахождения проверяющих на территории проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента. При проведении выездной проверки организаций, имеющих филиалы и представительства, ее срок увеличивается на один месяц для проверки каждого филиала и представительства. Во все указанные сроки не засчитываются периоды между вручением налогоплательщику (налоговому агенту) требования о представлении документов в соответствии со статьей 93 Кодекса и непосредственно их представлением.

Таким образом, периоды времени, в течение которых должностные лица налоговых органов, проводящие налоговую проверку, фактически отсутствовали на территории или в помещении проверяемого налогоплательщика, не включаются в срок проведения выездной налоговой проверки.

Указанные факты должны отражаться в справке о проведении выездной налоговой проверки, а также в акте выездной налоговой проверки, вручаемом налогоплательщику.

Пунктом 1.10 инструкции МНС России от 10.04.2000 № 60 «О порядке составления акта выездной налоговой проверки и производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах», утвержденной приказом МНС России от 10.04.2000 № АП-3-16/138, установлено, что если по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа выездная налоговая проверка была приостановлена, то в акте проверки приводятся дата и номер названного решения, а также период, на который проверка была приостановлена.

Таким образом, при необходимости проведения встречных проверок и (или) направления запросов в другие организации и учреждения, располагающие информацией о налогоплательщике (плательщике сбора, налоговом агенте), выездная налоговая проверка может быть приостановлена.

Поэтому действия должностных лиц налоговой инспекции по приостановлению данной выездной налоговой проверки в связи с необходимостью проведения встречных проверок являются правомерными.

Конституционный Суд РФ в постановлении от 16.07.2004 № 14-П указал, что срок проведения выездной налоговой проверки составляет время фактического нахождения проверяющих на территории проверяемого налогоплательщика, при этом в него также не засчитываются периоды между вручением налогоплательщику требования о представлении документов в соответствии со статьей 93 НК РФ и представлением им запрашиваемых при проведении проверки документов. Это означает, что в установленный частью второй статьи 89 НК РФ двухмесячный (в исключительных случаях — трехмесячный) срок включаются — с тем, чтобы не допустить излишнего обременения налогоплательщика в связи с необходимостью предоставления проверяющим условий для работы, — только те периоды, которые напрямую связаны с нахождением проверяющих на территории налогоплательщика. А именно: время проведения инвентаризации, осмотра (обследования) территорий и помещений, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, выемки документов и предметов, а также изучения проверяющими документов налогоплательщика непосредственно на его территории.

Что касается встречных проверок, а также экспертиз, то время их проведения не должно засчитываться в срок проведения выездной налоговой проверки, если только проверяющие в этот же период не продолжают находиться на территории налогоплательщика. Не засчитывается в него и время, необходимое для оформления результатов проверки (ст. 100 НК РФ).

Следовательно, срок проведения выездной налоговой проверки является суммой периодов, в течение которых проверяющие находятся на территории проверяемого налогоплательщика. Порядок календарного исчисления сроков, установленный статьей 6.1 НК РФ, в этих случаях не применяется.

Разъяснения подготовлены советником налоговой службы II ранга А.В. Холодом на основании официального письма УМНС России по г. Москве исх. № 11-11н/65937 от 13.10.2004, подписанного руководителем Управления МНС России по г. Москве советником налоговой службы РФ I ранга Н.В. Синиковой.

Начать дискуссию