Учет расходов

Приобретение товаров у незарегистрированного поставщика приводит к отказу в признании налоговых расходов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 16.07.10 № А19-17200/09

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 16.07.10 № А19-17200/09

Суть спора. Инспекторы провели выездную налоговую проверку организации по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налогов.

По результатам проверки было принято решение, которым общество, в частности, привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неполную уплату налога при применении «упрощенки» в виде штрафа. Кроме того, ему начислены пени и предложено уплатить недоимку.

Такое решение было принято налоговиками из-за того, что, по их мнению, предприятие неправомерно включило в расходы, уменьшающие доходы, затраты на приобретение товаров по недостоверным и противоречивым документам у индивидуального предпринимателя. На момент совершения операций данный предприниматель не имел государственной регистрации в этом качестве и расчетных счетов в банке, что, в свою очередь, свидетельствует о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды.

Позиция суда. Судьи признали правоту налоговой инспекции.

Объектом обложения по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, признаются доходы, уменьшенные на величину расходов (ст. 346.14 НК РФ).

Пунктом 1 статьи 346.15 НК РФ предусмотрено, что при определении объекта налогообложения учитываются доходы от реализации, которые определяются по нормам статьи 249 НК РФ. А расходы принимаются при условии их соответствия критериям, указанным в пункте 1 статьи 252 НК РФ (п. 2 ст. 346.16 НК РФ).

Как сказано в пункте 1 статьи 252 НК РФ, налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением тех, которые поименованы в статье 270 НК РФ). Таковыми признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, а в специально оговоренных случаях и убытки.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Документально подтвержденными считаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ. Причем расходы должны быть произведены для ведения деятельности, направленной на получение дохода.

Все хозяйственные операции, выполняемые организацией, подтверждаются первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет*1. Принимать к учету документы можно в том случае, если они составлены по формам, содержащимся в альбомах унифицированных форм. Документы, форма которых не определена, должны иметь установленные законом обязательные реквизиты.

*1 Пункт 1 статьи 9 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Все унифицированные формы документов по учету торговых операций*2 предусматривают отражение наименования организаций, от имени которых они составлены, а также подписание их уполномоченными должностными лицами этих организаций.

*2 Утверждены постановлениями Госкомстата России от 25.12.98 № 132, от 11.11.99 № 100.

При этом сведения счетов-фактур и данные первичных документов, составленных при совершении хозяйственных операций, должны содержать достоверные сведения об обстоятельствах, с которыми законодательство связывает реализацию права на налоговые вычеты и учет затрат при налогообложении. Со своей стороны, налоговый орган имеет право отказать компании в уменьшении налоговой базы на расходы, если они не подтверждены надлежащими документами, хозяйственные операции нереальны либо совершены с контрагентами, не исполняющими налоговых обязанностей.

В рассматриваемом случае договор поставки товара, заключенный с предпринимателем, товарная накладная, расходные кассовые ордера содержат противоречивые сведения относительно реквизитов поставщика (ИНН и номер счета в банке). Расчеты между обществом и предпринимателем велись наличными деньгами, причем получал их от организации не сам предприниматель, а другое лицо по доверенности.

Пунктом 7 статьи 84 НК РФ предусмотрено, что каждому налогоплательщику присваивается единый по всем видам налогов и сборов и на всей территории РФ идентификационный номер.

Как следует из информации, представленной инспекцией, предприниматель с указанными обществом реквизитами в налоговом органе на учете не состоит и такой ИНН не присваивался. Вместе с тем предприятие не предъявило доказательств, свидетельствующих о регистрации поставщика в качестве предпринимателя, а также о своей осмотрительности при выборе контрагента.

Согласно правовой позиции Пленума ВАС РФ, основанием для получения налоговой выгоды является представление налогоплательщиком в инспекцию всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством*3.

*3 См. пункты 1, 5 и 6 постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.06 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды».

В данном случае первичные документы выданы лицами, не зарегистрированными в качестве субъектов предпринимательской деятельности, правоспособность которых не подтверждена. Поэтому они не могут служить основанием для отнесения уплаченных сумм к расходам. Представленные документы не подтверждают достоверность сведений, отраженных в счетах-фактурах, факты наличия хозяйственных отношений с контрагентом по сделке, а также фактическую передачу товара от продавца к покупателю.

При таких обстоятельствах судьи пришли к выводу, что затраты на приобретение товаров, которые сформировали налоговые расходы, в действительности не осуществлялись. Это свидетельствует о получении компанией необоснованной налоговой выгоды в виде уменьшения исчисленного единого налога, уплачиваемого при УСН.

Примечание «ДК». Отсутствие регистрации контрагента в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя лишает налогоплательщика возможности претендовать на получение налоговых вычетов по НДС, уплаченному такому контрагенту. В этом судебная практика едина. А вот лишает ли такое обстоятельство организацию права учесть понесенные расходы по сделкам с «отсутствующим» контрагентом для целей исчисления налога на прибыль или единого налога по УСН?

Ксения Никитина, юрист группы предприятий «Корпорация Центр», полагает, что в вопросе учета расходов судебная практика неоднозначна:

Существуют примеры судебных решений как в пользу компаний, так и в пользу налоговых органов. При этом противоречивые решения выносятся судами одного и того же округа. Поэтому определить тенденцию крайне сложно, хотя в последнее время решений не в пользу налогоплательщиков стало значительно больше, и это не внушает оптимизма.

Отказываясь поддержать компании, арбитражные суды заявляют о невозможности принятия для целей налогообложения в качестве расходов подобных затрат. При этом не имеет значения даже последующая регистрация контрагента. Примеры таких судебных решений мы свели в таблицу.

В то же время есть примеры решений, в которых судьи заняли противоположную позицию. В этих случаях суд указывает на необходимость изучения реальности расходов налогоплательщика*4.

*4 См. постановления ФАС Центрального от 22.01.09 № А54-2716/2007-С22, Северо-Кавказского от 25.08.08 № Ф08-4979/2008, Волго-Вятского от 10.09.09 № А79-6542/2008 (оставлено в силе постановлением Президиума ВАС РФ от 09.03.10 № 15574/09), Уральского от 28.08.08 № Ф09-6085/08-С3 (определением ВАС РФ от 24.10.08 № 13660/08 отказано в передаче в Президиум ВАС РФ) округов.

Что можно посоветовать налогоплательщику для избежания подобного? Прежде всего необходимо предупреждать возникновение таких ситуаций. На самом деле это очень просто: достаточно запросить у контрагента свидетельство о его регистрации и по возможности проверить предоставленную информацию с помощью интернета или непосредственно в налоговых органах по месту постановки контрагента на учет.

 

СУД
РЕКВИЗИТЫ решений
ВАС РФ
определение от 25.06.10 № ВАС-7710/10
ФАС Московского округа
постановление от 11.06.10 № КА-А40/5815-10
ФАС Восточно-Сибирского округа
постановление от 05.05.10 № А78-3975/2009
ФАС Западно-Сибирского округа
постановление от 15.04.10 № А03-1926/2009
ФАС Волго-Вятского
округа
постановление от 24.02.10 № А43-17754/2009
ФАС Уральского округа
постановление от 21.01.10 № Ф09-11156/09-С2
ФАС Центрального
округа
постановление от 12.01.10 № А23-1815/
09А-14-30
ФАС Дальневосточного округа
постановление от 17.12.09 № Ф03-5476/2009
ФАС Поволжского
округа
постановление от 18.10.06 № А65-8441/
06-СА2-34
ФАС Северо-Западного округа
постановление от 19.11.09 № А05-3996/2009
 

Статья напечатана в журнале "Документы и комментарии" №19, октябрь 2010 г.

Начать дискуссию