На страницах журнала мы уже рассматривали вопросы правового регулирования договорных отношений между ресурсоснабжающими организациями (РСО) и исполнителями коммунальных услуг (управляющими организациями и ТСЖ) в части определения количества потребленного коммунального ресурса, подлежащего оплате абонентом . С тех пор прошло уже больше года. Изменилось ли за это время законодательство по интересующему нас вопросу? Остался ли прежним подход арбитров к озвученной проблеме?
В кратце напомним суть проблемы. Правила предоставления коммунальных услуг содержат четкие предписания относительно порядка расчета платы за коммунальные услуги, которую граждане, пользующиеся помещениями в многоквартирном доме, должны вносить исполнителю коммунальных услуг. В свою очередь, РСО руководствуются иными положениями, регулирующими порядок определения количества потребленных ресурсов абонентом, в частности такими документами, как:
– Правила учета отпуска тепловой энергии и теплоносителя ПР 34 70 010-85, утвержденные Минтопэнерго РФ 12.09.1995 № Вк-4936;
– Методика определения количества тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения, утвержденная Приказом Госстроя РФ от 06.05.2000 № 105;
– Методика определения потребности в топливе, электрической энергии и воде при производстве и передаче тепловой энергии и теплоносителей в системах коммунального теплоснабжения (МДК 4-05.2004), утвержденная Госстроем РФ 12.08.2003;
– Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в РФ, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 № 167.
Разница между суммами, предъявленными РСО к оплате исполнителю коммунальных услуг, и суммами, начисленными им потребителям, возникает в ситуации, когда дом не оснащен общедомовым прибором учета того или иного коммунального ресурса (если счетчик есть, сумма к оплате и сумма к получению будут тождественными). Ввиду специфики деятельности исполнителя коммунальных услуг он не имеет никаких источников покрытия данной разницы кроме платежей населения, поэтому оказывается в невыгодной ситуации. Аналогичным образом, если разница составляет положительную величину, исполнитель получает необоснованную прибыль.
Между тем в силу п. 8 Правил предоставления коммунальных услуг условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим Правилам и иным нормативным правовым актам РФ. Данное положение обусловлено тем обстоятельством, что исполнитель коммунальных услуг приобретает коммунальные ресурсы не для перепродажи, а для предоставления коммунальных услуг непосредственным потребителям– гражданам.
Позиция Президиума ВАС
Применение п. 8 Правил предоставления коммунальных услуг означает, в частности, что РСО обязаны рассчитывать количество потребленных в многоквартирном доме коммунальных ресурсов, руководствуясь Правилами предоставления коммунальных услуг. Правомерность данного вывода и необходимость его практического применения подтвердил Президиум ВАС в постановлениях от 09.06.2009 № 525/09, от 21.04.2009 № 15791/08. В частности, в указанных судебных актах сделан вывод о необходимости расчета количества потребленного коммунального ресурса, подлежащего оплате исполнителем коммунальных услуг, исходя из нормативов потребления в ситуации, когда в доме отсутствуют и индивидуальные, и общедомовые приборы учета.
Однако, если при отсутствии общедомовых приборов учета помещения в доме оснащены индивидуальными счетчиками, слепо транслировать положение п. 16 Правил предоставления коммунальных услуг на отношения между РСО и исполнителем коммунальных услуг нельзя, поскольку отношения ресурсоснабжения регулируются не только Правилами предоставления коммунальных услуг, но и общими положениями о ресурсоснабжении, предписывающими определять количество отпущенного энергоресурса на границе сетей абонента и РСО (см. п. 34 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в РФ). На это обратил внимание Президиум ВАС в Постановлении от 22.09.2009 № 5290/09: при отсутствии средств измерения, установленных на сетях на границе эксплуатационной ответственности абонента, объем отпущенного коммунального ресурса должен определяться РСО на основании нормативов потребления, которые устанавливаются для домов определенной группы независимо от наличия у их жителей индивидуальных приборов учета. Иное (применение показаний квартирных счетчиков в расчетах по договору ресурсоснабжения) означало бы необоснованный перенос границы ответственности.
Резюме
Действующее нормативное регулирование отношений по ресурсоснабжению в отношении жилых помещений допускает учет фактического потребления коммунального ресурса одним из двух способов: либо по показаниям приборов учета, размещенных на сетях абонента на границе эксплуатационной ответственности между РСО и абонентом, либо расчетным путем исходя из количества жителей и утвержденных нормативов потребления коммунальных услуг.
Применение подхода Президиума ВАС на практике
Как видим, правовая позиция Президиума ВАС по вопросу расчетов в отсутствие общедомовых приборов учета не устроила в полной мере ни одну, ни другую сторону договора ресурсоснабжения. РСО недовольны тем, что лишились права применять расчетные методики определения количества отпущенного ресурса и обязаны руководствоваться нормативами потребления. В свою очередь, исполнители коммунальных услуг даже при наличии индивидуальных счетчиков должны перечислять РСО суммы, исчисленные исходя из нормативов потребления. Между тем правовая позиция Президиума ВАС обязательна для арбитражных судов, рассматривающих аналогичные дела. Количество судебных разбирательств по интересующей нас проблеме не уменьшилось, и арбитрам представилось множество случаев, когда нужно было действовать
с оглядкой на выводы Президиума ВАС.
Необходимость исчислять количество отпущенных ресурсов при отсутствии каких бы то ни было приборов учета исходя из нормативов потребления соответствующих коммунальных услуг, а не по специальным методикам, применяемым обычно РСО, была подтверждена в постановлениях ФАС ВВО от 06.04.2010 № А39-1326/2009, ФАС ДВО от 31.05.2010 № Ф03-3698/2010, ФАС ЗСО от 20.07.2010 № А81-3488/2009, ФАС ПО от 11.03.2010 № А57-5276/2009, ФАС СКО от 27.02.2010 № А53-11212/2009. Следует оговориться, что данный вывод справедлив только в отношении объемов коммунальных ресурсов, использованных для предоставления коммунальных услуг гражданам. При определении количества коммунального ресурса, подаваемого в нежилые помещения, нормативы потребления, установленные для населения, применяться не должны. Здесь вполне уместно использование расчетных методик (Постановление ФАС ПО от 13.07.2010 № А57-14392/2009).
А в постановлениях ФАС ВВО от 29.07.2010 № А82-6107/2009, ФАС ВСО от 26.05.2010 № А33-1893/2009, ФАС ЗСО от 17.12.2009 № А03-14258/2008, ФАС СЗО от 07.06.2010 № А44-2306/2009, ФАС СКО от 09.07.2010 № А53-24742/2009, ФАС УО от 06.05.2010 № Ф09-2215/10-С5, ФАС ЦО от 06.05.2010 № Ф10-1631/10 арбитры отказали исполнителям коммунальных услуг в использовании в расчетах с РСО показаний индивидуальных приборов учета. Судьи ФАС СКО выдвинули дополнительный аргумент в подтверждение своей позиции (Постановление от 02.06.2010 № А63-4755/2009): использование при расчете количества отпущенной тепловой энергии показаний квартирных приборов не учитывает неизбежные потери во внутридомовых сетях, оплата которых в данном случае лежит на собственниках помещений домов опосредованно через предприятие. Поэтому у суда отсутствовали основания для определения количества тепловой энергии, поданной на обслуживаемые предприятием дома, по показаниям установленных у населения индивидуальных приборов учета. Поскольку жилые дома находятся в управлении ответчика, отношения по снабжению тепловой энергией между жителями, установившими приборы учета, и непосредственно энергоснабжающей организацией, не возникают. Эти отношения опосредованы участием исполнителя коммунальных услуг (предприятием), к правоотношениям которого с жильцами подлежит применению пункт 16 Правил № 307.
Впрочем, в одном случае ФАС ПО пришел к противоположному выводу и поддержал ТСЖ в том, что количество потребленного коммунального ресурса (воды) в период неисправности общедомового прибора учета должно определяться исходя из показаний индивидуальных счетчиков, установленных во всех без исключения квартирах дома, находящегося в управлении ТСЖ. Склоняясь к необходимости применения к правоотношениям между ТСЖ и РСО положений п. 16 Правил предоставления коммунальных услуг, арбитры указали: РСО не опровергла доводы товарищества, что расходов воды на общедомовые нужды в спорном периоде не было (Постановление ФАС ПО от 27.01.2010 № А65-16271/2009).
Полагаем, что руководствоваться данным выводом арбитров нецелесообразно. С учетом правовой позиции Президиума ВАС рассчитывать общий объем коммунального ресурса, потребленного в доме, в отсутствие общедомового прибора учета следует исходя из нормативов потребления (Постановление ФАС ЦО от 07.06.2010 № Ф10-1354/10).
Особого внимания заслуживает порядок расчетов между энергоснабжающей компанией и исполнителем коммунальных услуг, если они договорились о применении положений п. 90 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики,
утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 № 530. В этом случае собственники помещений вносят плату за потребленную электроэнергию непосредственно гарантирующему поставщику (энергосбытовой организации). При этом чаще всего на практике собственники помещений рассчитываются с энергоснабжающей компанией исходя из показаний индивидуальных приборов учета. В этой ситуации объем электроэнергии, потребленной на общедомовые нужды, должен оплачивать исполнитель коммунальных услуг (постановления ФАС СЗО от 23.08.2010 № А44-5979/2009, от 03.06.2009 № А05-13406/2008). В Постановлении от 02.06.2010 № А63-301/2008 арбитры ФАС СКО посчитали возможным определить данный объем расчетным методом исходя из количества и мощности энергопотребляющих устройств.
Смысл использования нормативов потребления коммунальных услуг в расчетах между РСО и исполнителем коммунальных услуг в случае отсутствия общедомового прибора учета заключается в необходимости принять во внимание потребление коммунального ресурса не только в пределах квартиры, но также и на общедомовые нужды плюс потери во внутридомовых сетях. Действительно, в силу п. 25 и 26 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 306, при определении нормативов потребления коммунальных услуг учитываются нормативные технологические потери коммунальных ресурсов и коммунальные услуги, предназначенные для содержания общего имущества в многоквартирном доме. Однако на практике известны случаи, когда органы местного самоуправления устанавливали нормативы потребления исключительно исходя из объемов внутриквартирного потребления. В этом случае РСО вправе рассчитывать на суммы большие, чем определенные исходя из таких «усеченных» нормативов потреб-ления. В частности, ФАС ВСО в Постановлении от 19.05.2010 № А33-17027/2008 подтвердил, что управляющая организация обязана перечислить энергоснабжающей организации стоимость электроэнергии, потребленной в помещениях общего пользования многоквартирных домов, которая определяется расчетным путем, согласованным в договоре, исходя из мощности и режима работы установленных в этих помещениях потребляющих устройств (п. 20 Правил предоставления коммунальных услуг).
Новые вопросы
Следует признать, что перечисленные выше постановления Прези-диума ВАС (от 22.09.2009 № 5290/09, от 09.06.2009 № 525/09, от 21.04.2009 № 15791/08) не решили всех разногласий, возникающих на практике при определении количества коммунальных ресурсов, подлежащих оплате исполнителем коммунальных услуг.
Если расчетная методика прописана в договоре
В частности, РСО по-прежнему настаивали на применении расчетных методик, а не нормативов потребления коммунальных услуг в случае, когда использование таких методик было закреплено в договоре ресурсоснабжения. Ранее арбитры поддерживали РСО (см. постановления ФАС ВВО от 09.07.2009 № А43-22403/2008-28-470, ФАС СЗО от 16.03.2009 № А05-7549/2008, ФАС СКО от 10.06.2009 № А53-11244/2008-С2-18), но в дальнейшем (фактически после формирования правовой позиции Президиума ВАС в части распространения на правоотношения по договору ресурсоснабжения положений Правил предоставления коммунальных услуг) суды стали склоняться к противоположному мнению, мотивируя свои решения тем, что способ определения количества коммунального ресурса при отсутствии приборов учета ввиду наличия действующих императивных норм жилищного законодательства не может быть изменен соглашением сторон (см. постановления ФАС ВВО от 28.07.2010 № А29-10202/2009, от 25.05.2010 № А28-11994/2009-335/35, ФАС ЗСО от 11.05.2010 № А03-6842/2009, ФАС ПО от 04.08.2010 № А57-16366/2009, от 08.07.2010 № А57-23542/2009, ФАС УО от 03.08.2010 № Ф09-5717/10-С5).
Вскоре по данной проблеме высказался и Президиум ВАС, подтвердив свою позицию еще раз. Рассуждения арбитров в Постановлении от 15.07.2010 № 2380/10 выглядят следующим образом. В силу п. 1 ст. 426 ГК РФ договор энергоснабжения является публичным, следовательно, на него распространяются п. 4 и 5 этой же статьи о том, что Правительство РФ может издавать обязательные для сторон публичного договора правила, а также о ничтожности условий публичного договора, не соответствующих указанным правилам. Исходя из приведенных положений о публичном договоре и учитывая норму пункта 8 Правил предоставления коммунальных услуг, Президиум полагает, что суды пришли к ошибочному выводу о допустимости согласования сторонами метода определения количества постав-ленной товариществу тепловой энергии при отсутствии приборов учета, не соответствующего положениям ЖК РФ и названным Правилам. Президиум считает, что вопрос о количестве потребленной тепловой энергии при отсутствии приборов учета должен решаться исходя из установленных органами местного самоуправления нормативов потребления коммунальных услуг. Следует отметить, что в Постановлении Президиума ВАС РФ от 15.07.2010 № 2380/10 прямо указано, что содержащееся в нем толкование правовых норм является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел.
Проведение корректировки
Второй спорный момент касается проведения так называемой корректировки платы за коммунальные услуги. Правила предоставления коммунальных услуг предписывают исполнителю, предоставляющему коммунальные услуги в многоквартирном доме, не оснащенном ни общедомовым, ни индивидуальными приборами учета, регулярно (ежеквартально или ежегодно) проводить корректировку (пп. 2, 4 п. 1 приложения 2 к указанным правилам). Путем проведения данной процедуры среди потребителей распределяется разница между объемом потребления коммунальных услуг, выставленным собственникам помещений исходя из нормативов потребления, и объемом потребленного коммунального ресурса, предъявленного к оплате РСО и определенного расчетным методом в порядке, предусмотренном законодательством РФ. Представители Минрегиона разъяснили, что порядок исчисления размера платы за поданный в многоквартирный дом коммунальный ресурс должен быть согласован в договоре ресурсоснабжения, РСО не вправе устанавливать его в одностороннем порядке (Письмо от 28.05.2007 № 10087-ЮТ/07).
Между тем, как мы выяснили, в отсутствие общедомовых приборов учета РСО не может руководствоваться какой-либо расчетной методи-кой, а обязана выставлять управляющей организации и ТСЖ счета ис-ходя из нормативов потребления. Таким образом, никакой разницы, подлежащей корректировке, не возникает, поэтому и корректировку проводить нет нужды.
Данные выводы подтверждены арбитрами. Так, судьи отмечают, что РСО лишена права проводить какую бы то ни было корректировку стоимости коммунальных ресурсов, поскольку в силу закона она обязана определять данную стоимость исходя из нормативов потребления (Постановление ФАС ВВО от 02.08.2010 № А43-24577/2009). Довод о том, что невозможность проведения корректировки расчетным методом влечет возникновение у РСО невозмещаемых убытков, во внимание принят не был (см. также Постановление ФАС ВВО от 27.07.2010 № А31-7682/2009). Заметим, что в описанной ситуации РСО пыталась взыскать положительную разницу между «расчетным» и «нормативным» объемом коммунальных ресурсов, в чем было отказано. Соответственно, и в противоположном случае, когда корректировка может быть в пользу исполнителя коммунальных услуг, должно быть принято аналогичное решение (см. Постановление ФАС СЗО от 01.12.2009 № А44-751/2009).
* * *
Итак, по ключевым моментам, вызывающим споры между сторонами договора ресурсоснабжения, сформирована позиция Президиума ВАС, на которую арбитражные суды должны ориентироваться при рассмотрении дел. Главный вывод: стоимость коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом, может быть определена только двумя способами: по показаниям общедомового прибора учета, расположенного на границе сетей РСО и абонента, либо – в отсутствие данного счетчика – исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, установленных в соответствии с законодательством. Благодаря поправкам, вступившим в силу 13.08.2010 (Федеральный закон от 27.07.2010 № 237-ФЗ), нормативы должны утверждать органы государственной власти субъектов РФ. С этого же момента положением п. 1 ст. 157 ЖК РФ предусмотрено, что Правительством РФ устанавливаются правила, обязательные при заключении управляющей организацией или ТСЖ договоров с РСО. До принятия и вступления в силу соответствующего нормативного документа следует руководствоваться изложенными в статье выводами.
Начать дискуссию